Дело артистов

Наступают страшные времена. Ни один токарь, пекарь, врач, фермер, менеджер среднего звена или артист из соотечественников уже не может спокойно точить болванки, шунтировать аорты и исполнять Ляпкина-Тяпкина. Каждый человек труда в России должен быть готов в любой момент без отрыва от производства доказать, что он: 1) не подрывает основы православия, 2) не пропагандирует фашизм (гомосексуализм, насилие, мракобесие и джаз), 3) хорошо любит свою Родину.

26 мая артисты самарского драматического театра прервали репетиции и собрались в зимнем саду для пресс-конференции. Во главе с директором театра Вячеславом Гвоздковым. Актеры заняли места за просторным столом, чтобы места хватило всем. Прекрасно поставленными «театральными» голосами рассказывали поразительные вещи. «Мы не оправдываемся», — говорили актеры. Но они оправдывались. Их заставили. Поводом к собранию послужил недавний скандал на заседании комитета Губернской думы по культуре. Странный, абсурдный и фантастический скандал; утверждать это есть как минимум две причины.

ПЕРВАЯ ПРИЧИНА

Участники комитета читали и изучали гневное письмо, адресованное министру культуры (тогда еще Ольге Рыбаковой) и подписанное лидерами общественных организаций: Союза народов Самарской области, Русским Национальным Центром, областной организации ветеранов войны. Общественные деятели выражали свое возмущение постановкой в государственном бюджетном учреждении «Самарский академический театр драмы» мюзикла «Продюсеры» и требовали думский комитет дать этой постановке должную оценку. Общественные деятели обозвали мюзикл «Продюсеры» пропагандой фашизма, гомосексуализма, а также плевком в душу ветеранам в годовщину Победы.

Вот как это происходило: один из подписантов, Владимир Шерстнев (председатель общественной организации «Русский национальный центр»), заявил, что «идеям фашизма нет места на самарской земле», и попросив членов комитета провести проверку использования руководством драмтеатра бюджетных средств «для организации этого безобразия».

Депутаты Филатов и Дроботов горячо поддержали эту идею и настоятельно потребовали «осудить глумление театральных деятелей во главе с областным Минкультом над подвигом нашего народа в Великой Отечественной войне». В результате проголосовали за включении депутата Сивиркина в состав комиссии регионального Минкульта, созданной для проверки финансово-хозяйственной деятельности драмтеатра.

Дмитрий Сивиркин прокомментировал: «У меня, например, не вызовет вопросов, если спектакль про Гитлера и педерастов будет ставить какой-нибудь частный театр, финансируемый, к примеру, Михаилом Ходорковским — флаг, как говорится, им в руки, и свободу их либерастическому творчеству. Но если подобным занимается государственный театр, то здесь сразу возникает вопрос: а должны ли российские, самарские налогоплательщики, по сути, народ, то есть, те люди, у которых практически в каждой семье есть солдаты, павшие от рук фашистов, те люди, которые по своему менталитету в принципе не приемлют навязываемое нам с Запада толерантное отношение к педерастии, — так вот, должны ли эти люди оплачивать творческие изыски наших так называемых деятелей культуры?»

Депутат Сивиркин известен в области своими инициативами, одна православней другой: то он просит вывести медицинский аборт из зоны полиса ОМС, потому что самарский налогоплательщик, по сути, народ, не должен оплачивать ошибок развратных женщин. То он пишет опять же письмо с просьбой осудить и уволить актера и главного режиссера драмтеатра Валерия Гришко за сыгранную им роль архиерея в фильме «Левиафан», потому что «образ, созданный этим деятелем, является циничной и грязной пародией на русский православный епископат, оскорбляет всех верующих людей и, по сути, есть не что иное, как фиглярское издевательство над российской властью и основной конфессией нашей страны — святым Православием». Буквально вчера Валерий Гришко выиграл в суде Самарского района свой иск к Дмитрию Сивиркину — Дмитрий Сивиркин в своей статье «Практическая польза Шарли» назвал Валерия Гришко быдлятиной; актер потребовал у суда защиты чести, достоинства, а также компенсации морального ущерба.

Так вот, первая причина абсурдности происходящего: мюзикл «Продюсеры» никогда не ставился самарским театром драмы, государственным бюджетным учреждением. Такого спектакля не существует. Налогоплательщики на него не потратились. Ни рублем, ни копейкой.

В планах у театра есть такая постановка, но это рабочий еще момент. Зато спектакль «Завтра была война» — уже поставлен. Премьера состоялась 8 мая; артисты играли в декорациях с портретами собственных родственников, погибших на войне. Тоже бессмертный полк. Но это «культурному» комитету не интересно.

По поводу бюджетных средств Вячеслав Гвоздков говорит следующее: «Средства, полученные из госбюджета, мы тратим на зарплату актерам и содержание здания. Все остальное мы зарабатываем сами. Наш театр – единственный в России, кроме московских, где на один бюджетный рубль зарабатывается два».

ВТОРАЯ ПРИЧИНА

«Продюсеры» — мюзикл, написанный Мелом Бруксом по его же одноимённому фильму 1968 года. Бродвейская постановка 2001 года получила 12 премий «Тони», в том числе в номинации за лучший мюзикл. Спектакль был восторженно встречен зрителями, и на следующий день после премьеры побил рекорд дневных кассовых сборов в истории театра, продав билетов на 3 миллиона долларов. Мюзикл идет в 35 странах (в том числе в Германии и Израиле); его ставил наш Александр Калягин в театре «Et Сetera». Фильм 1968 года в свое время был закуплен российским министерством культуры, появился в прокате и имел грандиозный успех. Он получил два «Оскара» — за лучший сценарий и лучшую мужскую роль второго плана; премию «Золотой глобус» в этих же номинациях, а также премию «Гильдии американских сценаристов». В 2005 году Мел Брукс экранизировал свой мюзикл в новом фильме, который он также озаглавил «Продюсеры».

Мюзикл сконструирован по типу матрешки: сюжет в сюжете. Два обнищавших театральных продюсера придумывают идеальную авантюру — привлечь заемные средства на постановку заведомо неудачного спектакля, потом объявить себя банкротами и освоить остаток денег в неге и довольстве. Товарищи находят самый плохой сценарий (написанный бывшим нацистом трагический мюзикл «Весна для Гитлера»), находят самого плохого режиссера, самых нелепых исполнителей и ожидают грандиозного провала шоу, толпу разочарованных зрителей и метание помидорами в актеров. Однако все выходит совсем не так, но очень, очень смешно. И никакого глумления над подвигом нашего народа.

Резюмируя: мюзикл «Продюсеры» — не пропаганда нацизма. Узнать это нетрудно, стоит лишь посмотреть кинофильм. Просто у таких занятых людей, как председатели национальных центров и депутатов губдумы, нет времени на пустяки. Читать доносы и голосовать за создание комиссии по проверке финансово-хозяйственной деятельности театра – другое дело.

ЧТО МЫ ИМЕЕМ С ГУСЯ

Мюзикл не ставился, и он не про фашизм. Однако эти мелкие детали не мешают председателям общественных организаций и депутатам губернской думы писать письма и потом увлеченно обсуждать их – за средства самарского налогоплательщика, по сути, народа, заметим мы.

И еще: пресс-конференцию в театре посетил представитель «Русского православного центра» и выступил с предложением собрать объединенный «круглый стол» с тем, чтобы «разобраться в ситуации». Вот только в какой? Было бы гораздо полезней обсудить не спектакль-фантом, а стремительно растущую у нас практику доноса. Рецепт прост: придумал себе мысль поправославнее, написал три тысячи слов в духе позднего патриотизма, вспомнил про годовщину Победы, нездоровую атмосферу и скрепы; великолепным финалом может стать реплика «ширится протест народных масс». И все, и все.

Токарь больше не точит, пекарь не печет, актер не репетирует. Страшные времена не наступают. Они уже.

Leave a Comment

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.