Про художников и кастратов

Неизвестный художник с яйцами вызывает больше уважения, чем почитаемый обществом кастрат. Так местный художник Сергей Баландин закончил вчера свою лекцию про мир самарского граффити. Его выступление, прямо говоря, спасло фестиваль уличной культуры «Street-Art-Fest», организованный городской администрацией. Самые интересные моменты лектория найдёте ниже.

Указанная фраза Баландина должна была стать девизом фестиваля, но вышло всё наоборот. Администрация города не смогла придумать ничего занятнее для фестиваля уличной культуры, чем анимационное шоу театра мимов и показательные выступления паркура и капоэйро. Ко всему прочему, фестиваль проходил под флагманом приближающегося Чемпионата мира. Оттого все приглашённые граффитчики писали на специально выделенных им стенах рисунки связанные исключительно с темой мундиаля. Никакого тебе стрит-арта и полёта фантазии свободного художника. Оказывается, админ ресурс используется не только для победы на выборах.

Трёхдневную скуку фестиваля развеял эпатажный художник Сергей Баландин лекцией «Самарское граффити: гордость и предубеждение». Характер выступления не имел ничего общего с любовной атмосферой известного романа Джейн Остин. Баландин раскрывал грубые реалии мира граффитчиков, их отношение к обывателям и друг другу.

SONY DSC

Легко ли попасть в среду граффитчиков?

— Это очень замкнутая система, в которую трудно попасть. Если вы будете искать фотографию граффитчика на его странице в «Вконтакте», то обязательно наткнётесь на фото с замазанным лицом. Если журналист попросит рассказать граффитчика об особенностях своей профессии, то граффитчик станет бессовестно лгать. А вообще всех граффитчиков ужасно раздражает, если вы интересуетесь их творчеством, при этом сами ни разу в жизни не брали баллончик с краской в руку. Поэтому тех граффитчиков, которые гонятся за славой и разговаривают с журналистами по чесноку, презирают.

1

Зачем нужны граффити?

— Мы, простые люди, думаем, что своими граффити они хотят нам что-то сказать. На самом деле – нет. Посыл любого граффити адресован не нам, а другим граффитчикам. Единственные люди, кто понимает язык рисунок на стенах, это чикари (чикокеры). Они сами только-только начали рисовать, поэтому вхожи в мир граффитчиков. Чикари окрылены своим новым хобби, стараются узнать о нём как можно больше. И если хорошо попросить, расскажет, где, кто и что рисует.

Кто такие чикокеры?

— Сами чикокеры делятся на два типа: чикокер-мелкий пакостник, способный лишь написать своё имя на стене, задействовав при этом всего два цвета; чикокер, который полагает, что занимается искусством, разрисовывая стены, и его посыл при этом – хочу поделиться красотой с людьми. Чикари часто поступают опрометчиво. Яркий пример – когда разрисовали стену только что отреставрированного «Музея Модерна» в Самаре. Местный чикарь скопировал работу английского граффитчика Banksy – надпись «Если бы граффити могли что-то изменить, они бы были вне закона» – допустив при этом орфографическую ошибку.

011e88ef4a8328e08be9d913808b8290_XL

На какие школы делятся граффитчики?

— Старшее поколение использует много цветов, замысловатые шрифты. В их рисунках много жизни, экспрессии. По ним видно, что мастер вырабатывал свой стиль.

0970

Младшее поколение использует меньше цветов. Часто сплошняком закрашивает буквы. Здесь нет и намёка на Кандинского. Нет живописи. Но их рисунки оригинальны. Они используют хитроумную смекалку. Их работы остроумны.

ev-bsxnFE68

И совсем молодые – граффитчики анти-стайл. Это грязное, мусорное граффити. Здесь текст не важен. Он, наоборот, подаётся как распадающийся, разрушающийся элемент. Их стиль – рисунки алкоголиков, если бы те нашли баллончик с краской.

22776096020_fea73f721f_b

Есть ещё одно направление. Философские граффити, которые идут в противовес хулиганской культуре других поколений. И надо сказать, что большей часть граффитчиков подобные работы воспринимаются как гейство.

eager_3

Какие правила есть у граффитчиков?

— Чикокер не имеет права рисовать там, где рисуют взрослые. А ещё хуже, если он нарисует поверх взрослого. При этом не важно, что предыдущий рисунок уже давно осыпался. За такой проступок чикарь попадает на краску – обязан отдать несколько баллончиков. Или его просто избивают. А вообще единственным местом, где можно перекрывать любые рисунки, являются споты. Это специально выбранные стены в нелюдном месте для тренировки.

У граффитчиков существует фетиш железа. Они любят трамваи и электрички. Извращенцы любят метро. Я их так назвал, потому что, сами понимаете, надо сильно постараться, чтобы изрисовать вагон метро. Так вот из-за этой любви к железу почти что каждое трамвайное депо или стоянку электричек «крышует» определённая банда граффитчиков. И, не дай Бог, чикокеру без разрешения что-то нарисовать на трамвайном вагоне.

Почему граффитчиков не любят?

— Вы скажите, дескать, какая иерархия может быть у этих вандалов, какая философия и нравственность. Но есть одна показательная история, которая заставляет отрицательно относиться не к граффитчикам, а к людям, их поносящим. Вот, одна группа уличных художников решила разрисовать трамвайные вагоны. Пролезли они на стоянку, стали рисовать, разбудили сторожа. Он начал упрекать их в том, что из-за испорченных вагонов не получит премию. Тогда граффитчики прям на место скинулись и выдали ему «премию». И что вы думаете? Сторож отошёл в сторону, позволив граффитчикам доделать начатое.

То есть, сторож, который спал и не работал, обеспокоен не внешним видом вагонов электрички, за которыми он обязан следить, а перспективой лишиться премии. Он не хочет выходить из своей зоны комфорта, практикуя шкурный интерес к жизни. По большому счёту ему наплевать на окружающее, но этот сторож ненавидит граффитчиков, которые это окружающее разрисовывают. Теперь ответьте, кто в этой истории отрицательный персонаж.

riowholetrain1

Та же ситуация во дворах. Однажды я фотографировал какое-то граффити в одном из самарских дворов. Ко мне подошла пожилая женщина и стала возмущаться. Я ей посоветовал обратиться в ЖЭК, чтобы коммунальщики стену с граффити закрасили. Она отказалась, потому что не хотела тратить свои деньги. Также никто не захочет тратить свои деньги на восстановление зданий, где как раз и появляются граффити. Отсюда простой вывод – хотите жить в городе без граффити, следите за благосостоянием своего города. Ведь граффити появляются в местах равнодушия.

Как граффитчики относятся к фестивалям?

— Если бы я сейчас попал в администрацию, то запретил бы проводить фестивали граффити. У художников и организаторов разные цели. Первые приходят сюда за бесплатной краской. Вторые просто не понимают, что всё-таки нужно граффитчикам.

Граффитчикам ненавистны фестивали приуроченные ко дню Победы, Чемпионату мира по футболу и прочим событиям. Это противно их вандалистской натуре. Административный ресурс угнетает граффитчиков. Они не могут рисовать на «разрешённых» стенах. Они никогда не станут писать на тему, утверждённую городской администрацией.

Не будут так делать, конечно, настоящие граффитчики. Но в Самаре имеются и другие. Они как раз по заказу городской власти разрисовывают стены на «утверждённые» темы. Я бы их сравнил с певцами кастратами, которые были в XVIII веке. Они красиво пели, радовали слух, но они были кастратами. Поэтому художники бунтари, художники с яйцами вызывают больше уважения, чем кастраты.

Аудитория расходится. Не успеваю сделать и двух шагов, как вижу зам министра образования Екатерину Колесникову. Она жмёт руку одному из организаторов мероприятия. Просит ввести её в курс дела. Она не знает, в чём суть фестиваля. А ей сейчас выступать. Понятое дело, кому как ни кандидату в депутаты Госдумы официально завершать фестиваль. Быстро удаляюсь из сквера, ведь сейчас начнётся сеанс массовой кастрации.

1 thought on “Про художников и кастратов”

  1. В последнем абзаце автор статьи противоречит всему вышенаписанному. И для справедливости можно было поинтересоваться у организаторов — кто все-таки организовал фестиваль и с какими целями. Ну и мнение самих художников об этой «скуке» тоже было бы интересно. Очень обидно, что автор статьи не видел инсталляции художников, не вникнув в суть концепции «морфология города», заданной авторами фестиваля, там нигде нет темы чемпионата. Конкурс граффити, связанный с ЧМ проходит параллельно и будет выложен в другом формате. Хорошо бы писать про искусство тем, кто разбирается в нем, а не в политике. Обидно за Самарский филиал моей любимой Новой газеты.

    Ответить

Leave a Comment

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.