В стране невыученных уроков

Министерство образования и науки РФ – едва ли не самый отважный экспериментатор России. Ежедневно Министерство порождает приказы и регламентирует новые правила, по которым следует жить и работать сопряженным с ним учреждениям. Зачастую распоряжения Министерства противоречивы, но от этого только веселее. Поочередно веселятся то поступающие в вузы, то преподаватели разных образовательных уровней, а вот с конца февраля веселье постучалось в двери производителей учебников.

ИД «Федоров» — единственное в России предприятие, издающее учебники по программе академика Л.В. Занкова. Система Занкова имеет государственную аккредитацию, по ней учатся тринадцать процентов младшеклассников в стране. Если традиционные развивающие программы ведут ребенка от простого к сложному, то Занков призывает двигаться от сложного к простому; это называется «обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности». Программа забегает вперед, чтобы было не скучно и хотелось продолжать. Детям хочется продолжать. Министерству – нет.

Сделать учебник – само по себе непросто. Это только кажется, что «жи-ши» пиши с буквой «и», «не» с глаголами – отдельно, и все в порядке, но Минобрнауки создает приказ (№ 1047 от 5 сентября 2013 года) в тридцати развернутых пунктах. Приказ признает все ранее вышедшие приказы Министерства утратившими силу. Из приказа следует, что каждый учебник должен предстать на Научно-методическом совете Министерства (это ново). Для этого учебнику требуются заключения научной, педагогической, этно-культурной, религиозной и общественной экспертиз. Пункт 22-й приказа — самый важный. Вот такой: «Совет принимает решение не рекомендовать включать учебник в федеральный перечень учебников в следующих случаях:

-материалы поступили в Минобрнауки после 15 февраля 2014 года;

— не представлено экспертное заключение хотя бы на один учебник;

— установлены факты, подтверждающие нарушение процедуры прохождения экспертизы учебника;

— представлен неполный комплект материалов».

И вот «Издательский дом Федоров» все это последовательно предпринимает. Кропотливо собирает экспертные заключения. Формирует пакет документов. 13 февраля 2014 года предоставляет этот пакет (42 учебника) к рассмотрению на Научно-методическом совете. Документы в Москву доставляет лично директор ИД «Федоров». Документы принимает работник министерства. На руках у директора издательского дома имеются как оригиналы экспертиз, так и нотариально заверенные копии. Работник министерства предлагает сдать нотариально заверенные копии, и принимает их по всей форме. Это важно! Итак: были и оригиналы, и копии. По указанию ответственного за прием документов лица сдаются копии. И все в порядке вроде бы. Не в порядке.

Согласно резолюции Научно-методического совета ни один из предложенных ИД «Федоров» учебников не вошел в федеральный перечень именно потому, что отсутствовали оригиналы заключений педагогических экспертиз. И, конечно, за тринадцать дней служащие министерства не улучили момента, чтобы проинформировать издательство о предположительном нарушении.

Был такой юмористический журнал ранее, «Крокодил». Большой любовью читателей пользовался крокодильская рубрика «Нарочно не придумаешь» — фотографии реальных нелепостей, имеющих место. Сюжет оттуда. Объявление в бане: «Ценные вещи оставлять банщице. За оставленные ценные вещи банщица ответственности не несет». Это было очень смешно. Но Министерство образования и науки не перещеголять. «Сдавайте копии документов. Засчитывать будем только оригиналы», — оживленно сообщает Министерство, постфактум.

Впрочем, у Министерства имеются и другие способы укрощения: у издательства «Баласс» экземпляры учебников со всем необходимым сопровождением просто не были приняты, без каких-либо комментариев; издательству «Титул» сообщили, что их пакет документов (предварительно одобренный очередным ответственным работником) неправильно укомплектован, издательству «Мнемозина» заявили о нарушениях прохождения экспертизы – опять же без комментариев.

В результате в федеральный перечень целиком не попали все учебники, представленные компаниями «Баласс», ИД «Федоров», «Мнемозина» и «Титул». Издатели сочли действия Минобрнауки заранее спланированными и противозаконными. Разосланы письма высоким чинам. Подготовлено и отправлено заявление в Федеральную антимонопольную службу. Учителя, работающие по системе Занкова, бушуют на форумах – невключение в федеральный план фактически означает конец обучению по занковской программе. Академик Александр Асмолов пишет заявление о выходе из президиума РАО в связи с «отрицанием ценности идеи вариативного образования». Издательствами будут составлены и поданы судебные иски.

ИД «Федоров» уверен, что выиграет дело – на руках у издателя уже есть заключения экспертов-юристов о неправомочности действий Министерства. Но суд – процедура небыстрая. 1 апреля уже будет опубликован список учебников, рекомендованных к использованию. Даже одержав победу в суде, издательства уже не имеют шансов увидеть свои учебники в этом списке. Передел рынка производителей учебников можно считать свершившимся?

Иногда мы стремимся повторять сложносоставленные, профессионально сбитые слова и выражения: факты нарушения прохождения экспертизы, несоответствующая нормативам документация, нотариально заверенная копия и так далее. А ведь все так просто. Издавать учебники в России выгодно, несмотря на всю общую муторность процесса и непредсказуемость Минобрнауки. Стать лучшим и конкурировать в честной борьбе – долго, скучно и трудно. Гораздо легче крепко дружить с кем-то из министерских чинов, и подкреплять дружбу финансово. А первоклассники с их ранцами и тетрадками в косую линейку – ну, в конце концов, не все ли равно.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.