Обыватель и прочее сельское хозяйство

А между тем, пока большая часть самарских обывателей бродила по осенним лесам в поисках грибов, в поселке Усть –Кинельский отгремела очередная «Поволжская Агропромышленная выставка». Восемнадцатая.

Участие в выставки для районов Самарской области является обязательным.  Несмотря на то, что мероприятие это хлопотное и не самое дешевое.  А потому уже задолго до «часа икс» в районе начинается активная деятельность: проверить состояние павильона,  который потом, на выделенном месте нужно сначала построить, а затем разобрать не оставив следа;  найти артистов, которые будут выступать;  умельцев, чья задача – мастерить;  фермеров и предпринимателей, которые  будут представлять свою продукцию. Придумать антураж и добыть реквизит — все эти огромное пироги, изделия народных промыслов, и букеты из пшеницы,  головы и чучела убитых животных. Последние в оформлении павильонов едва уступают по популярности гигантским караваям и поделкам из овощей.  Определить ответственных за шашлык и прочую снедь. И все это нередко не столько ради того, чтобы произвести впечатление на гостей, сколько ради краткосрочного визита представителей власти.

В былые времена, кстати, выставку обязательно посещал губернатор, что придавало мероприятию особенно волнительные ноты. На сей раз глава региона посещением выставки манкирует, что у одних ее участников вызывает негодование, а у других – чувство облегчения.  С другой стороны правительственная делегация вдоль павильонов все же прошла, возглавляемая министром Сельского хозяйства Самарской области Алексеем Поповым. О приближении важной процессии к очередному месту человек неискушенный мог догадаться по выправке девушек с караваями в руках. На каждый павильон – по своей девушек и караваю, так что под конец мероприятия смело можно было бы устраивать конкурс на лучшее хлебобулочное изделие этого жанра.

Подобного состязания, впрочем, не проводилось, хотя награды на выставке традиционно раздавались в десятках номинаций. Что касается приема высших гостей, то некоторые районы при их приближении даже предпочли избавиться от всей остальной публики на своей временной территории. Другие оказались более демократичными, рассудив, что с одной стороны прогонять народ – не очень красиво, а с другой  — павильон без посетителей выглядит уныло.  После встречи высоких гостей глава того или иного района присоединялся к процессии. Так что постепенно она выглядела все солиднее. Для представителей районов выставка давно превратилась в площадку для общения, где просто обязательно навестить соседей не только с целью выразить добросердечные чувства, но и обязательно посмотреть ревнивым глазом: кто и что придумал на сей раз. Увиденное обязательно обсудить с завистью или чувством легкого превосходства. Потому что негласное соревнование: у кого круче продолжается из года в год, хоть сопровождается неизбежными стенаниями о нехватке денег в бюджете.

Обывателю до всех этих страстей, как правило, нет никого дела. Он, обыватель, садится например, на бесплатные автобусы, страдает в пробках, смотрит в окно на осенние красоты и приезжает в пункт назначения. Обыватель практичный, отмахиваясь от всех красок и звуков выставки, идет уверенным шагом на ярмарку, запасется там картофелем и мясом, прикупает лук и колбасу, упаковывает в большую сумку арбузы и бережно укутывает саженцы цветов и плодовых растений.

Обыватель более любопытный шагает к павильонам, из каждого звучит своя музыка, сливаясь в невообразимую какофонию звуков. Обыватель,  конечно, фотографируется с ростовой куклой Медведем, ростовой куклой Коровой и ростовой куклой Грибом.  Любуется на рыбу живую, рыбу жареную и рыбу сушеную. Рассматривает ткацкие станки, старинные утюги и  пахталки. Удивляется огромным тыквам, арбузам с приделанными недоуменными глазами, автомобилю из картофеля и влюбленной парочке из сыра «косички». Дегустирует сыр. Вздыхает, например, что это совсем не пармезан.

Обыватель дегустирует заодно ряженку и молоко, квас и пиво. Пробует разнообразное варенье, например, из кабачков или боярышника. Записывает рецепт или фотографирует его на телефон. С опаской рассматривает пчел, сидящих в импровизированных стеклянных ульях. Пчелы из этих ульев иногда все же выскальзывают и норовят обывателя укусить. Изучает причудливые декоративные растения, лежит на специальном импровизированном стоге соломы, и пробует подержать в руках ухват.

Весело улыбаясь, снимается на фоне чучела лисы и головы кабана. Пытается отличить в колосьях рожь от ячменя, терпит поражение и не расстраивается. Шагает к загонам с животными, там особенно интересно детям. Смотрит на страусов, узнает, что это практически безотходная птица – в переработку идет все: мясо, перья, яйца и кожа. Пробует шашлык из страуса, пожимает плечами.

С опаской наблюдает за огромными быками и коровами, на клетках которых таблички не только с именем и параметрами самого животного, но и все данные о его родственников, включая объемы надоев мамы. На этом фоне некоторый обыватель чувствует себя по сравнению с быком –мелкой личностью. При желании обыватель фотографируется с кроликом -гигантом или щенком хаски. Каждый снимок – 50 рублей.  С удивлением рассматривает доильные аппараты. Аккуратно гладит лошадь и требует срочно запечатлеть этот момент. Вежливо отказывается, когда хозяин лошади ради удачного снимка предлагает обывателю подержать ее за узду. Или не отказывает, тут уж как пойдет. Лошадь смотрит печальными глазами и не хочет позировать. Тонко чувствующий обыватель страдает от запаха рядом с вольерами в которых похрюкивают свиньи. Но мужественно терпит, ибо детей здесь запускают внутрь погладить поросят, а эти поросята такая прелесть  –рыльца – пятачками, хвостики — крючками. Прагматичный обыватель успевает проследить за совершаемыми сельчанами сделками и вздыхает: «Надо же! Продали овцу за 24 тысячи рублей! Цены! Куда катятся эти цены!».

Обыватель, равнодушный к живой природе, осматривает технику: все эти огромные комбайны, сеялки и веялки. Обыватель политизированный  волнует по поводу импортозамещения.

Потом все идут на выход и покупают хлеб – душистая корочка и аромат. Ждут автобус, желательно бесплатный. Волнуются по поводу того, что они уже перестали ходить. Девочки-волонтеры, отвечающие бесплатные автобусы, греются на солнышке и к волнению обывателя равнодушны. Потом автобус приезжает, обыватель забирается в него и долго ругает водителя за задержку. Или не ругает, а просто смотрит в окно, там желтое – красное и зеленое. В пакете у обывателя – мясная вырезка и яблоки, в телефоне — сотня фотографий, в руке –ладонь ребенка, ребенок просит завести поросенка, а если нельзя поросенка, то пусть козленка, они такие милые и умеют говорить «ме-е-е».

vystavka2vystavka3

 

vystavka5

Фото: Наталья Кузнецова

Leave a Comment

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.