Вокруг модерна

С 3 апреля в Самарском Музее модерна (дом Курлиной) работает выставка «Модерн: от архитектуры до литературы», организованная в рамках соглашения о сотрудничестве между региональным министерством культуры и департаментом культуры Москвы. На открытии присутствовали министр культуры Самарской области Ольга Рыбакова, директор государственного музея А.С Пушкина Евгений Богатырев и директор галереи «Три века» Александр Руденцов. А вы?

Госпожа министр на церемонии открытия была кратка. Она ограничилась констатацией факта, что наконец-то дом Курлиной привели в порядок, а шли к этому долго, превозмогая трудности. «Реставрация продолжалась пять лет, — сказала госпожа министр, — и не было месяца, чтобы не произошло какого-нибудь форс-мажора: то пожар, то сломается что-нибудь, и каждый месяц о нас писали газеты, и телевизионщики снимали сюжеты». Но справились, здание выглядит прекрасно, и теперь пришла пора его качественно наполнять. Слово «наполнение» часто звучало из уст официальных лиц.

Евгений Богатырев, директор государственного музея А.С.Пушкина обозначил себя давним партнером Самары. «Наше сотрудничество началось восемь лет назад», — сказал он, но госпожа министр поправила его. «Девять лет», — сказала Ольга Васильевна, и это было правдой.

Первая выставка, совместно проведенная, прошла в художественном музее и называлась «Гимн дворянской культуры», а вот сейчас открылась и проработает до 30 апреля настоящая — «Модерн: от архитектуры до литературы».

Директор музея Пушкина сказал, что предваряя вопросы, хочет пояснить, откуда взялась идея выставки, посвященной модерну, да еще с таким широким спектром охвата. «Частью нашего музея является музей-квартира Андрея Белого – музей находится в доме на углу Арбата и Денежного переулка, в квартире на третьем этаже. В этой квартире родился Борис Николаевич Бугаев, который потом взял себе псевдоним — Андрей Белый. Коллекция, представленная в том музее, и стала основой экспозиции».

Далее директор музея Пушкина поздравил всех присутствующих горожан с тем, что им посчастливилось иметь в своем городе такой великолепный образчик модерна, как собственно особняк Курлиной, где все и происходило. «Жемчужина! – восклицал директор, — символ города! Его красоты! Его самобытности!» И это тоже было правдой.

«Этот музей надо наполнять, — заметил Евгений Богатырев, — и я думаю, в этом большую поддержку может оказать пресса, распространяя нужную информацию. Я уверен, что люди принесут сюда дары!»

Директор частной галереи «Три века» Александр Руденцов, выступающий последним, как раз и преподнес дар. Он объявил, что оставляет красную этажерку на постоянное место жительства в самарском Музее модерна, и надеется, что для нее найдется уголок. Уголок для этажерки нашелся, щедрый подарок был принят с благодарностью.

После церемонии открытия посетители разошлись по залам второго этажа, оформленным предметами интерьера, быта и картинами эпохи модерна. Одна из комнат предстала в виде мужского кабинета, другая изображала дамский будуар.

Причудливая настольная лампа, швейная машинка, письменные приборы, изящные шкатулки, пухлые альбомы для фотографий в бархатный переплетах, расчески, ресторанные меню – вещи, окружающие человека того времени каждый день, с утра и до вечера.

Журналы, альманахи: «Мир искусства», «Апполон», «Золотое руно», «Северные цветы». Книги: поэтам и писателям Серебряного века посвящен специальный раздел выставки. Это Александр Блок. Зинаида Гиппиус, Валерий Брюсов, Константин Бальмонт, Игорь Северянин и так далее. Представлены их портреты и художественные произведения.

На стенах – работы художников эпохи модерна: Бакст, Малютин, Головин, Моравов, Чехонин. Фотографии знаменитых московских особняков, театральные костюмы и декорации от Бенуа, Головина, Коровина. Афиши.

Всего двести пятьдесят экспонатов, сообщают организаторы, двести пятьдесят изящных предметов, буквально перемещающих посетителя на сто лет назад. Дающих возможность почувствовать себя прекрасной дамой под вуалью, томным денди, членом клуба самоубийц, автором странных стихов. Желающих путешествовать во времени нашлось много: гардероб музея уже в первые минуты работы экспозиции оказался переполнен, закончились номерки и свободные места.

Итак. Пять причин, по которым нужно посетить выставку «Модерн: от архитектуры до литературы»:

1. Это красиво. Полюбоваться на блюдо, расписанное Врубелем «Садко в гостях у морского царя»

2. Это познавательно и возвышает. Издания А.С. Пушкина, оформленные Лансере, Васнецовым, Серовым. Иллюстрации Бенуа к «Медному всаднику» и «Пиковой даме»

3. Дополнительный раз навестить дом Курлиной. Примерить модные бахилы на войлочном ходу, положительно отличающиеся от одноразовых синих, поднадоевших. Полюбоваться видами: из окна и внутренними. Лепными декорами каминов и изгибами лестничных ограждений.

4. Посмотреть на подаренную этажерку. Представить, как оно было бы хорошо, завести дома такую же. Ну, пусть немного попроще.

5. Привести сюда детей! Статистика утверждает, что дети, часто посещающие музеи и проводящие свой детский досуг среди произведений искусства, легче высвобождают свои таланты.

1 thought on “Вокруг модерна”

Leave a Comment

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.