Час авиации

В Москве тучи разгоняли, да не разогнали, и самолеты в параде участия не приняли, а вот в Самаре 9 мая светило солнце, видимость миллион на миллион, и назначенный на аэродроме в Бобровке авиационный праздник состоялся, правда, с некоторыми оговорками для зрителей. Вообще-то это был настоящий квест. Аэродром Бобровка устроен так: 50 километров до Самары, 100 километров до Тольятти и 9 километров до райцентра Кинель. Посмотреть  выступление пилотов вяземского ДОСААФ «Русь» захотели многие, ведь это — единственная в России пятерка учебно-боевых чехословацких самолетов L-39 (кроме вяземского ДОСААФ, самолеты L-39 использует для выступлений только швейцарская частная пилотажная группа, спонсируемая компанией Breitling, в России швейцарцы выступают только на авиасалоне «МАКС»); а кроме «Руси» еще анонсировали «воздушный бой» двух  Як-52 и фигуры высшего пилотажа от них же. Мертвая петля, бочка, штопор, колокол и кобра. Захотели посмотреть многие – примерно пол-Самары, пол-Тольятти и пол районного центра Кинель.

Из Самары в Бобровку попадаешь, следуя сначала по Зубчаниновскому шоссе мимо богатых цыганских поселений, здесь хочется ненароком стучать в дорогие двери и спрашивать: здравствуйте, а цыганский барон здесь живет? Но лучше этого не делать, конечно. Потом вереницей промышленные предприятия, в том числе завод Стройфарфор, выпускающее сантехнику бюджетного класса, а потом начинается Кинельский район, вот тут-то и берет своё начало пробка неимоверной плотности, потому что, повторюсь, пол-Самары, пол-Тольятти и пол райцентра Кинель едут на аэродром. А может быть, Кинель и весь выдвинулся. Все-таки девять километров это вам не сто.

Авиа-шоу назначено на два часа дня, и даже заблаговременно выбравшись из напрочь перекрытой Самары (где на пересечении улиц  двух Толстых, Льва и Алексея, бегает-страдает мужчина с десятью местами багажа, поезд которого уходит, уходит, до вокзала не добраться, среди вещей выделяется детская оранжевая ванночка) вовремя попасть к месту не удается. Трасса сворачивает направо, указатель «На Богатое», и превращается буквально в военную тропу, автомобили встают напрочь, а километрах всего в пяти! Уже барражирует вертолет! Вертолет обозначает начало праздника, и надо что-то немедленно придумать, чтобы не пропустить!

И вот кто-то первый сворачивает с узкой, но все-таки асфальтированной дороги на поле, нет, поле не колосится рожью и другой пшеницей, но засажено кормовой какой-то культурой, жирные травы ложатся под колеса, автомобили мчат уже в шесть рядов, уже в семь и даже в десять, будто это ралли «Дакар» — ежегодный трансконтинентальный ралли-марафон, а не горожане мирно едут на учебный аэродром в Бобровке в день Победы.

Тут же, в поле, останавливаются, кто-то бросает автомобиль и топает километра два пешком, кто-то просто задирает голову и смотрит в небо, потому что в небе уже четким строем клин шли реактивные самолеты. Клин перестраивается в ромб, ромб перестраивается в селенг, и это необыкновенно красиво, нереально круто и кажется невозможным. Развороты, перевороты, групповая бочка, аплодисменты с земли. Поле уставлено автомобилями и это тоже кажется невозможным.

Справочно: Пилотажная группа «Русь» — старейшая авиационная группа высшего пилотажа в России. Эскадрилья сформировалась в 1987 году, на базе Вяземского Учебного Авиационного Центра. История группы началась с постановления Совета Министров СССР о праздновании 70-летия Октябрьской революции, в честь которого было решено устроить грандиозный авиационно-спортивный праздник на аэродроме в Тушино. Перед Вяземским УАЦ поставили задачу – за рекордно короткий срок собрать и подготовить эскадрилью пилотажников. Именно тогда в Центр из ВВС были переданы десять Л-39 «альбатрос», на которых и предстояло выступать перед зрителями. Для участия в воздушном параде собрали девятку лучших летчиков, у каждого из которых был большой опыт инструкторской работы и полетов в пределах курса летной подготовки. Но одно дело – одиночный пилотаж, и совершенно другое – полёт в команде. Ни у кого из летчиков не было опыта полёта в плотном строю, не говоря уже о выполнении сложнейших элементов группового пилотажа. Задача была поставлена не из лёгких, ведь на подготовку оставалось всего несколько месяцев. Несмотря на все трудности, первое выступление группы имело ошеломительный успех, 18 августа на аэродроме в Тушино собралось рекордное количество посетителей — около 800 тысяч человек. Сегодня пилотажная группа «Русь» – это команда мастеров синхронного пилотажа высшего международного уровня. В арсенале смоленских асов сложнейшие элементы высшего пилотажа, а насыщенная программа выступлений неизменно приводит в восторг даже самых взыскательных зрителей.

Маленький мальчик неистово визжит, подрыгивая на маленьких ножках: я хочу домой! домой! де хочу здесь! меня комары кусают! Нет тут никаких комаров! – ответно кричит разъяренная мать и закидывает как рюкзак его в автомобильное нутро.

Но комары откуда-то есть, вот и компания из трех молодых людей и одной очень красивой девушки хлопают друг друга по плечам и джинсовым коленкам, стряхивая удивительно крупных комаров, просто какие-то лошади с крыльями! – смеется девушка, в её волосах бликует солнце.

После нескольких проходов над аэродромом клин «Руси» исчезает так же стремительно, как и возник, его место занимают два Як-52, имитируют воздушный бой. Основная пробка на узком шоссе всё еще стоит, и уже непонятно, чего ждут эти люди, когда вот! Просто поднять голову. Самолет падает с выключенным двигателем, буквально над верхушками нежно-зеленых деревьев летчик выводит машину из глубокого пике  и поле людей переводит дух. Праздник состоялся, три раза «ура».

фото: Андрей Соколов

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *