Время бежать собакам

В галерее «Виктория» открылась необычная выставка. На самом деле, необычная, хоть современный зритель притерпелся к современному искусству и уже не удивляется концентрированной пустоте в коробке из-под обуви и символическому мраморному мылу для отмывания символической крови с символических рук.

Арт-группа «Куда бегут собаки»  из Екатеринбурга  известна в области scince-art’а – искусства, основанного на достижениях научно-технического прогресса. «Работы художников – это не просто сложные роботы, наделенные качествами живых существ, реакцией и даже фантазией, но произведения о механизме чувств и роли визуальности в техногенном, подчиненном чистой функциональности мире», — сообщает официальный пресс-релиз.

Еще пресс-релиз сообщает, что выставка «Под присмотром» содержит всего четыре проекта, но это хорошие, масштабные проекты, и один из них выдвигался на премию Инновация. Наконец, с нарастающей паникой прочитав, что творчество группы  «Куда бегут собаки» является чрезвычайно тонким и медитативным исследованием ноосферы, взаимозависимости человека и созданного им машинного Соляриса, вы трогаетесь в путь. Идет дождь.

Первым, что вы увидите в «Виктории», начав, разумеется, с вешалки, будет будка с кофе. Кофе за деньги, не подарок от заведения. А потом вы увидите агрегат для создания фоторобота по запаху, и забудете про кофе за деньги.

Около агрегата суетятся и форматируют очередь волонтеры – галерея привлекла добровольцев, обучила их рассказам про экспонаты, и теперь не художники отдуваются, а парень в белой, например, рубахе и девушка тоже в белой, рассказывают вам, что здесь применено оборудование, которое буквально использует американская полиция для создания фотороботов, но все сложнее и интереснее, потому что агрегат реагирует на запахи. Работа так  и называется — «Лица запаха».

К сложной системе трубок, напоминающей карликовый духовой оркестр — валторны наверх! — поочередно встают мужчины и женщины, и женщин, конечно, больше. Нужно встать смирно и ждать, пока на просторном экране напротив не замрет прыгающее человеческое лицо, на котором меняются прически, губы, глаза и форма скул.

Не всегда результат удовлетворяет соискателя, вот женщина в длинном платье будто бы из павлово-посадского платка возмущенно говорит волонтеру: «Ну что такое, мой образ получился каким-то китайцем, а я всю жизнь недолюбливала китайцев!»

11149301_761997837252527_3961223239684191380_n

Займите очередь. Взойдите на подиум. Посмотрите в лицо своему запаху. Как бы это физиологично ни звучало. Послушайте, что возбужденно говорит волонтер: «Данные с газоанализаторов создают уникальную картину, присущую только этому месту, только этому человеку, только в этот момент времени, поскольку при движении воздушных потоков, состав воздуха в исследуемом фрагменте пространства постоянно меняется».

В отдельном галерейном помещении совсем темно, и на белой стене демонстрируется видео-арт «Осадок»: сверху вниз падает картофель. Простецкий такой картофан, но если постоять подольше, а потом вдруг неожиданно повернуться, то у иных картошек появляются глаза и подмигивают вам. У каждой картофелины по глазу. Не всматривайся в картофель, а то картофель начнет всматриваться в тебя.

«А у нас в Рязани – гриба с глазами, — негромко говорит одна посетительница, увитая белым кружевом, украшенная миниатюрной шляпкой. – Их едят, а они глядят».

30530_600

Еще одна работа – мышь в лабиринте. Здесь представлена видеозапись проекта, но существует настоящий лабиринт, и там бегает настоящая мышь.

«Мы используем привычную метафору мыши в лабиринте для изучения механизмов формирования реальности. Мышь, проходя по лабиринту, на каждом перекрестке выбирает лишь один из вариантов движения, все остальные остаются нереализованными. Мы видим не только реализованный путь, но и упущенные возможности в виде виртуальных мышей. В момент, когда виртуальная мышь направляется на встречу реальной  — в лабиринте между ними  выдвигается стенка. Виртуальные мыши могут заполнить почти весь лабиринт и ограничить  пространство реальной мыши. Мышь, запертая между стенками, перестает создавать свои виртуальные копии. Не имея выбора — она не теряет возможностей. Простая  структура лабиринта сокращает количество  возможных состояний мыши, что позволяет нам моделировать нереализованные варианты ее будущего и влиять на ее настоящее», — так говорят сами художники.

35998_600

И вы стоите, смотрите, как носится белая мышь, и думаете о нереализованных вариантах своего собственного будущего.

Рядом на плазменном экране катаются вроде бы теннисные мячи, только белые. Но вдруг рядом с одним из них появляется человек, и вы видите с удивлением, что никакие это не теннисные мячи, а вполне себе большие шары. Из снега будто бы.

Так и есть – из снега. «Шары двигаются автономно и согласованно, они обмениваются информацией о взаимном положении в пространстве и  используют в качестве уравнения движения закон, аналогичный закону гравитации — притягиваются и отталкиваются в зависимости от расстояния между ними и массы их тел, — рассказывают вам. —  Невозможно предсказать их траектории на длительном промежутке времени, так как к математической модели добавлены физические непрогнозируемые параметры:  неровности поля, налипший снег, неточности управления.

38452_600

Никакого контроля! Так часто происходит – созданная лично вами система отказывается подвергаться родительскому контролю и красит, допустим, волосы в синий цвет, а в нос вставляет серебряный гвоздь.

Смотреть на катающиеся шары предлагается под музыку, созданную на основе нот, изображённых на триптихе Иеронима Босха «Сад радостей земных» — нежная такая, спокойная мелодия.

11024606_761997857252525_93241228291656776_n

Проект «Поля 2.1» рядом. Инсталляция  представляет собой стеклянную чашку с магнитной жидкостью, стоящую на цилиндрическом подиуме. Над чашкой установлены две камеры, изображение с которых транслируется на две проекции. Регулирует процесс волонтер во всем клетчатом. Сначала он велит вам и вообще всем отойти подальше. Отойдя подальше, вы видите ровную поверхность жидкости в чашке то же самое на экранах.

30828_600

Клетчатый волонтер велит подойти ближе, еще ближе. Магнитная жидкость начинает бесноваться, скучиваясь и извиваясь. На поверхности ясно виден глаз. На экранах тоже появляются глаза. Если зритель движется вокруг чашки, глаз перемещается вслед за ним по поверхности.  Если зритель замирает, глаз моргает в недоумении. Присматривается.

Выставка ведь и называется – «Под присмотром». Поэтому всюду глаза, говорите вы себе, только у «Лица запаха» — нос.

Художники арт-группы «КБС» тут же, присутствуют на официальном открытии  — Влад Булатов, Наталья Грехова, Ольга Иноземцева, Алексей Корзухин. Вместе они работают с 2000 года, делают видеоинсталляции, кинетические скульптуры и технологические перформансы.

Когда вы получаете в гардеробе пальто, гардеробщик радостно хватает ваш номерок – оказывается, несколько человек стоят в верхних одеждах, не могут сдать из-за отсутствия свободных мест. Самара любит роботов, трепетно относится, и ей в спину радостно подмигивает картошка.

Leave a Comment

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.