Несмотря на кризис, Поволжье рассчитывает на увеличение грузооборота уже в текущем году. Для обеспечения потребностей региона местные власти Самары продвигают на федеральном уровне проект создания логистического центра с финансированием строительства за счет федеральных целевых программ или инвестиционных фондов. Аргументов в пользу принятия решения достаточно.
Особая роль отводится географическому положению Самары и области. Расположение на пути между центральными регионами и Уралом позволяет обслуживать транзитные потоки в направлении запад – восток. Не меньшим потенциалом обладает направление север – юг, особенно в условиях, когда набирает силу процесс переориентации грузоперевозок с европейских маршрутов в сторону Казахстана, Киргизии и Китая, а также на маршруты внутри Российской Федерации.
Ожидания роста грузооборота имеют под собой основания. Компания Simple Analitics, проведя в апреле маркетинговое исследование с участием более 2.5 тысяч компаний, работающих в сфере перевозки грузов, прогнозирует увеличение грузооборота в Приволжском Федеральном округе к концу 2015 года не менее, чем на 3%. По их ожиданиям, рынок грузоперевозок региона войдет в тройку наиболее емких.
Выиграют ли от строительства логистического центра транспортные компании, осуществляющие доставку грузов в Приволжский Федеральный округ и, в частности, грузоперевозки Москва — Самара?
Некоторые уверены, что развитие инфраструктуры окажет положительное влияние на состояние рынка грузоперевозок Самары и региона. Логистический центр площадью 10 тыс. кв. м может обслуживать ежедневно до 42 машин. Проект нового комплекса предусматривает появление более чем 500 тыс кв. м складских площадей. Ожидается и соответствующее увеличение грузопотока.
Мнение других не столь оптимистично. По этому поводу Генеральный директор компании «Ист Лайнс» Сергей Алексеевич Каралкин высказался так.
Наша компания почти 20 лет возит грузы в Самару. Текущий уровень цен (рассчитать стоимость грузоперевозок в Самару можно на нашем сайте) пока устраивает и нас, и заказчика. Но работать перевозчикам становится все сложнее. Минтранс Самарской области опубликовал данные, показывающие, что дороги региона не справляются с нагрузкой. К примеру, участок федеральной трассы M5 имеет расчетную ежесуточную пропускную способность 15 тыс. автомобилей. Фактически нагрузка на него составляет 31.5 тыс. автомобилей в сутки. В случае двукратной перегрузки рассчитывать на долгий срок службы полотна не приходится. Новый логистический центр может усугубить ситуацию.
Плохое состояние дорог ведет к прямым потерям транспортных компаний. Снижается скорость доставки грузов, увеличивается расход топлива и износ транспортных средств. Эти факторы напрямую влияют на себестоимость грузоперевозок, снижают рентабельность бизнеса и уменьшают спрос на доставку грузов.
С.А.Каралкин:
Достаточно сравнить отношение себестоимости грузоперевозок к стоимости груза в России и в Европе. Для европейских стран этот показатель находится на уровне 7-8%. В России – 12-15%. Главная причина различий – качество дорог. Средняя скорость доставки грузов в Европе составляет 1000 км в сутки. На российских дорогах эта величина почти вдвое ниже. При этом расход горючего почти в 1.5 раза превышает европейский, срок службы автомобилей ниже почти на 30%, а затраты на их обслуживание вдвое выше. Желающие могут использовать калькулятор грузоперевозок на сайте «Ист Лайнс» и подсчитать стоимость доставки грузов. Так что, первоочередная задача для Самары и региона – снижение себестоимости перевозок. Строительство логистического центра – только часть ее решения. Без комплексных мер по улучшению качества дорог и расширению инфраструктуры, планы и прогнозы могут не стать реальностью никогда.