Татьяна Азанова: Молодые люди готовы тырить не свои произведения для создания хайпа

Проблема защиты авторских прав в интернете стоит особо остро: фотографы могут найти свои шедевры в чужих галереях, музыку могут безжалостно крутить и продавать без ведома автора или правообладателя, а свое видео вы можете обнаружить в трансляции центрального канала, без вашего согласия. Что делать и как с этим бороться рассказала представитель издательства по работе с авторами и правообладателями, член авторского общества Татьяна Азанова.

— Татьяна, вы работаете с авторским контентом, расскажите как защитить свои права автору и правообладателю особенно в реалиях интернет свободы?

— Воровали авторство даже у меня. Причем это делал человек, от которого я точно подобного не ожидала. Как нормальный здравомыслящий человек, найдя свою музыку на чужом ресурсе с указанием иных авторов, мягко говоря была шокирована. Но это первая реакция, в дальнейшем мне помог договор авторского права на мое произведение, регистрацию которого я производила еще в 2008 году в независимом авторском агентстве авторов и правообладателей. А далее мне помог опыт работы с лицензионным контентом и соответственно с юристами, специализирующиеся по авторским правам. Да от моего имени были выставлены требования всем ресурсам, нарушающим мои права. Как ни странно, но проблем не возникло ни с кем. Ютьюб, Вконтакте, Soundcloud и Vimeo охотно помогли с блокировкой украденного контента.

Поэтому развенчу первый миф о том, что в России борьба с контентом, нарушающим права, не ведется. Ведется… да еще как.

Отвечая конкретнее на ваш вопрос: автору и правообладателю надо почаще интересоваться законодательством в этой области, а также заботиться о своих правах и не лениться их регистрировать в специальных учреждения типа РАО, особенно если планируется публикация или трансляция.

— Иными словами вам так или иначе для доказательств своего авторства потребовался договор с авторским агентством?

— Не совсем так: ситуация была немного другой. Я написала музыку, создала аккаунт для артиста/музыканта на myspace.com, залила туда свои треки… а потом знакомый поп-исполнитель порекомендовал зафиксировать свои права официально. Это было бесплатно, и я подумала, почему бы нет? В НААП оставила диск с подписью и собственно договор. После один из залитых на myspace треков был отправлен на песенный конкурс.

С тех пор много лет прошло, я и забыла, что когда-либо писала и сочиняла музыку. И вот вам привет… Конечно, тогда пришлось вспомнить и когда-то созданный ресурс (на котором была зафиксирована мелодика и первая дата трансляции), и факт заключения договора с НААП. Но если бы интернет-ресурсы меня проигнорировали – регистрация авторского права могла стать решающей в доказательстве авторстве в судебных инстанциях. В судебной практике процесс в части доказывания авторства опирается именно на «презумпцию авторства».

Это закреплено в статье 1257 ГК РФ: «Лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения, считается его автором, если не доказано иное». Таким образом, если возникнет какой-либо спор автору надо просто представить экземпляр произведения, на котором он указан как автор: титульный лист, оглавление, в тексте произведения.

— Вам потребовалась помощь юриста в части составления претензионного письма и формата общения?

— Конечно, если у вас есть знакомые адвокаты и юрисконсульты по авторским правам – это значительно упрощает жизнь и коммуникацию по проблеме, но в случае со мной подобного вмешательства не потребовалось. Моего опыта работы с контентом и лицензированию, а также знания основ авторского права оказалось достаточно, чтобы изъять из трансляции нарушающий контент. Пара претензионных писем и вопрос закрыт.

— Татьяна, вы каждый день работаете в издательстве с авторскими текстами или музыкой, какие проблемы вы бы обозначили в этой области?

— Да проблема собственно одна, хоть законодательство в части авторского права несколько видоизменилось (борьба с пиратством и нелегальным контентом хорошо или плохо, но ведется), тем не менее от желающих «провертеть» чужие права страна не избавилась.

— Почему же?

— Это связано с общей ментальностью: молодые люди готовы тырить не свои произведения для создания хайпа, инициировать скандал и выходить на «спровоцированные» судебные дела. Причем подобной методикой любят пользоваться начинающие журналисты, работающие в медиа сомнительной репутацией или просто блогеры, для которых любой всплеск и какая-то шумиха вокруг их имени – ценна, ибо сама ситуация прибавит траффик на канал в ютьюбе, а значит и подъем рекламных дотаций.

Именно поэтому большинство нарушений прав авторов происходит в социальных сетях или телевизионных эфирах мелких компаний.

В моей практике был случай, когда мне пришлось бодаться с крупным федеральным телеканалом. Сотрудники канала использовали видеоряд чужого правообладателя. Они не придумали ничего умного, как просто «сграбить» видео (с размещенным копирайтом), и использовать его в своем репортаже, причем максимально замазав копирайт автора. Телеканал получил от меня претензию о зафиксированном нарушении, в котором я предложила выполнить ряд условий или выплатить моему клиенту 5 000 000 рублей через суд. Претензия была полностью удовлетворена.

Если уж сотрудники ведущих телеканалов позволяют себе нарушать авторские права, что уж говорить об обычных людях.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.