Соавтор проекта стены на площади Славы дополнительно прокомментировал свое интервью

Вчера, 6 мая, в день появления петиции против стены почета на площади Славы, которая, по мнению очевидцев, ограничивает панорамный вид на Волгу, корреспондент «Новой в Поволжье» связался с одним из соавторов проекта, архитектором Дмитрием Орловым. По итогам телефонного разговора было опубликовано интервью, вызвавшее недовольство героя материала. Редакция предложила самому Дмитрию Орлову  рассказать о неучтенных нюансах при критике проекта. Текст архитектора публикуется без сокращений и правок.

0_b6a54_b1dcd01c_XL

фото: Нина Дюкова

1.​ По поводу фрагментарного использования результатов конкурса. Коллеги, без обид, но эти итоги никак иначе и нельзя было использовать. Подход к общественному пространству, как к набору аттракционов – такой вывод из конкурса следует. К сожалению, набор предложенных фишек гугл находит на первых двух страницах. Всё это напоминало выставку приусадебных новинок. Набор фишек никуда и не делся – всё, что появилось в итоге на площади, так или иначе было на конкурсе показано. Целостного архитектурного образа, который полностью отвечал бы поставленной задаче, не было. А задача была. Она не была афористично сформулирована в задании, но с очевидностью определялась контекстом. Нужно было яркое, эмоциональное и реализуемое высказывание на тему патриотизма. Тема классическая для архитектуры и вполне естественная для заказчика. Хороший вызов для думающего профессионала. Тем более в формате конкурса, где можно высказаться откровенно и с честью проиграть. А в реальном проектировании, с заключенным контрактом, сроками и обязательствами возможности проиграть нет. Нужно высказываться в формате и рамках, устраивающих заказчика. Рамки были, но был и диалог. Нас слушали и во многом услышали. И мы слушали, а как иначе?

2.​ По поводу реакции профессионального и культурного сообщества. Непрофессиональное и некультурное население пока никак, увы, не высказалось. Вчера, в эховском эфире, меня глубоко потрясли вопросы Сергея Моисеевича. Жаль, что именно эти вопросы он не смог толком задать, а я не смог, соответственно, на них ответить. В первую очередь речь об уместности новых знаков. Поэт Лейбград не мог не прочитать ссылки и цитаты, он увидел крепость и что-то ещё, про что не успел сказать. Всё верно, это художественный образ, это именно так называется. Но поэт Лейбград почему-то решил отказать монументальной архитектуре в праве продуцировать образ, в праве на художественное высказывание. Наша интеллигентная публика, похоже, позволяет архитектуре только «деликатность» и «незаметность». Наше поколение – в широком понимании, наши современники – воспринимаются как варвары, заглянувшие в господский дом. Главное, чтоб не наследили и фарфор не покоцали. Это, в общем, верно. Примеры противоположного единичны. Самогоров и Пастушенко по-баженовски рассказали про их понимание православия. Малахов сотоварищи ведёт безнадёжный партизан-перформанс по превращению населения в людей, имеющих позывы к пространственному самоосознанию. И, кажется, всё. Мы высказались по поводу патриотизма. Это высказывание включает и уважительное отношение к построенному ранее. Мы не меняли, а усиливали и объединяли. См. – пластика, соразмерность, преемственность, развитие. Мы поддерживали традиции самарской монументалистики – а они все советские, куйбышевские, так сложилось. Но этим образ не исчерпывается. Он позволяет множественные интерпретации, если вдруг найдётся интерпретирующий зритель. Архитектура не просто имеет право на формирование знаков и образов – она обязана это делать.

3.​ По поводу альтернативного варианта. Это был наш шанс на проигрыш с честью. На самом деле это был проект для какой-нибудь другой Самары. Для нашей, живой и реальной – мы сделали то, что сделали.

4.​ По поводу плитки и видовых площадок. Если плитка повсюду – значит, это кому-нибудь нужно. Технически и финансово ей нет сегодня альтернатив. Цвет и орнамент для нас необъясним. Решение не наше, сказать мне больше нечего. Обзорная функция площади Славы сохраняется, но корректируется. Уже много сказано про требования безопасности, повторяться не буду. Широкая панорама не изменится справа и слева от монумента. По центру разыгрывается пространственная композиция с каскадом террас и организованным сценарием восприятия. Это новое решение, такого общественного пространства в Самаре не было. Хорошо это или плохо – можно будет узнать только по завершении всего комплекса. Мы уверены, что будет шикарно.

8 thoughts on “Соавтор проекта стены на площади Славы дополнительно прокомментировал свое интервью”

  1. «Широкая панорама не изменится справа и слева от монумента. По центру разыгрывается пространственная композиция с каскадом террас и организованным сценарием восприятия. Это новое решение, такого общественного пространства в Самаре не было. Хорошо это или плохо – можно будет узнать только по завершении всего комплекса. Мы уверены, что будет шикарно.»
    «Это просто празнег души кокойта! Каждая буква поет!» (с) КоробазБоробаз

    Ответить
  2. «Если плитка повсюду – значит, это кому-нибудь нужно.» Плитка видимо тоже из мордовского цемента, тогда сразу становится понятно, кому это нужно. А реакция «непрофессионального и некультурного» населения есть — весь интернет пестрит комментариями. При этом, очень интересно, кого Дмитрий Орлов имеет ввиду под обращением «непрофессиональное и некультурное» население?

    Ответить
  3. Согласен с тем, что площади нужно было какое-то композиционное завершение. Решение в виде «стены» подсказано ситуацией. Как все будет выглядеть — скоро увидим. Не разделяю истеричных выпадов некоторых «блогеров», не разобравшихся в сути проектного решения.
    На счет «непрофессионального и некультурного населения». Это определение несомненно подходит для основной массы самарцев. Но писать так Дмитрию не следовало из этических соображений. Но кто не делает ошибок?

    Ответить
  4. Население и не должно быть профессиональным в архитектуре (как и в другом, кроме своей специальности).
    Отношение населения к новостроям выражается через ощущения: красиво/некрасиво, удобно/неудобно.
    Вызывать положительные ощущения населения есть задача как раз архитектора.
    Насчёт красоты стены можно спорить, насчёт удобства — нет. Вид на Волгу стал хуже. С этим не спорит и сам автор.
    Следовательно, архитектор, значительно ухудшив обзор, задачу выполнил плохо, то есть он сам не профессионал.
    И его многословно-заумные потуги доказать обратное бессмысленны.
    Потому что словами он уже не восстановит тот вид на реку, который прикрыл своим монументальным «произведением».

    Ответить
  5. Когда архитектор облажался, ему приходится много говорить. Жаль только, что слова не изменят впечатления.

    Ответить
  6. «Нужно было яркое, эмоциональное и реализуемое высказывание на тему патриотизма. Тема классическая для архитектуры и вполне естественная для заказчика. Хороший вызов для думающего профессионала.»
    Приятно когда автор воспринимает себя «думающим профессионалом». Не знаю, есть ли в архитектуре принцип — не навреди, но я, как представитель «непрофессионального и некультурного населения» Самары, предполагаю, что нет. Обзор на Волгу частично закрыт, «яркого и эмоционального высказывания на тему патриотизма» тоже не получилось. Остается порадоваться за коллектив авторов, которому удалось выиграть конкурс. Хотя в некоторых случаях, все таки лучше воспользоваться шансом на «проигрыш с честью»

    Ответить
  7. Сегодня целенаправленно посетила площадь Славы. Я НЕ профессионал, а простой обыватель моего родного города.Чувства такие, как-будто у тебя украли что самое дорогое. С детства подходила к этому месту и душа от счастья пела, что вижу красоту родной Волги. гордилась.что могу видеть эту красоту каждый день, а не в другой город ездить на экскурсию. Николай Иванович! Хватит уделять внимание своему рейтингу. Займитесь экономикой региона, она под Вашим руководством давно разрушена, все у нас теперь мордовское.

    Ответить

Leave a Comment

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.