Разделение епархий: тактика и стратегия

?Великий пост в этом году в Русской православной церкви проходит неспокойно. Скандал с задержанием активисток Pussy Riot стал главной информационной канвой околоцерковных новостей в марте. Тем временем и внутри самой Церкви происходят довольно серьёзные перемены. Не стала исключением и Самарская епархия, которая 15 марта была разделена на 3 части. Причём не таким образом, как это ожидалось. Более того, архиепископ Самарский и Сызранский Сергий пошёл «на повышение». Он стал главой новообразованной Самарской митрополии. «Новая газета в Поволжье» разобралась в сути церковных преобразований.

?Процесс разукрупнения епархий возобновился после долго перерыва в 2009 году, когда была разделена Читинская епархия. Тогда это событие осталось почти незамеченным, потому как территория Забайкалья велика, а перемещение по ней во многих случаях затруднено. После продолжительно перерыва в марте 2011 на три части были разделены территории, находившиеся под властью епископа Ставропольского и Владикавказского. А уже в мае того же года реформа пришла в Приволжский федеральный округ. Здесь на три части была поделена Мордовская епархия. Также реформа коснулась Тюменской, Красноярской, Екатеринбургской, Уфимской и Стерлитамакской и других.

То, что подобные преобразования затронут и другие епархии Русской православной церкви, мало у кого стало вызывать сомнения. Процесс принял последовательный и целенаправленный характер.

Во второй половине прошлого года появилась информация о том, что Самарская епархия будет разделена на три – собственно Самарскую, Ставропольскую (с центром в Тольятти) и Сызранскую. Стали заметны и признаки внутрицерковного противостояния, связанного с грядущим разделом. В Интернете появился текст, названный «Обращение клириков Самарской епархии РПЦ МП к патриарху Кириллу», в котором содержались жалобы на увеличение годовых налогов архиепископом Сергием в связи с ожидаемым в декабре разделением. Со стороны клира письмо подписано анонимом, а от мирян – неким Никифором Дроздовым, поиски которого представителями СМИ, впрочем, не привели к успеху. Однако ожидаемого разукрупнения Самарской епархии в декабре 2011 года не произошло, а случилось это в середине Великого поста, в марте 2012 года.

Параллельно с делением епархий в октябре прошлого года в Русской православной церкви появилось ещё одно структурное новшество. Было введено «Положение о митрополиях». Документ гласит: «Целью образования митрополий является координация богослужебной, пастырской, духовно-просветительской, образовательной, миссионерской, молодежной, издательской, информационной, социальной, благотворительной деятельности епархий, а также их взаимодействия с обществом и органами светской власти». Судя по всему, основным мотивом создания митрополий являлась именно координация со светской властью. Вновь образованные епархии в своих границах не совпадают границами с субъектов Федерации. А одновременное взаимодействие с губернатором сразу нескольких епископов, находящихся в одинаковом статусе, могло бы стать причиной конфликтов. Таким образом, в структуре Церкви появились «первые среди равных» — митрополиты, под чьей властью находятся несколько епископов. Именно митрополиты и должны теперь отвечать за диалог со светскими властями на уровне регионов. Кроме того, вероятно, они получат более лёгкий доступ к патриарху, нежели прочие епископы.

15 марта на заседании Священного синода архиепископ Сергий обратился к патриарху Кириллу с предложением об образовании на территории Самарской области двух новых епархий, которое и было в итоге утверждено. На юге области была сформирована Кинельская епархия, в которую вошли территории Кинеля и Чапаевска, а также Алексеевского, Безенчукского, Богатовского, Большеглушицкого, Большечерниговского, Кинельского, Красноармейского, Нефтегорского, Пестравского, Приволжского и Хворостянского районов. Обязанности епископа Кинельского и Безенчукского временно исполняет архиепископ Сергий. На севере губернии была образована Отрадненская епархия. К ней отошла территория Отрадного и Похвистнево, а также Борского, Елховского, Исаклинского, Камышлинского, Кинель-Черкасского, Клявлинского, Кошкинского, Красноярского, Похвистневского, Сергиевского, Челно-Вершинского и Шенталинского районов. Во епископа Отрадненского и Похвистневского был хиротонисан игумен Никифор (Хотеев), прежде являвшийся главой Похвистневского благочиния. Западная часть области, включая в том числе территории крупнейших городов — Самары, Тольятти и Сызрани, осталась за Самарской и Сызранской епархией, возглавляемой владыкой Сергием. Более того, архиепископ Самарский и Сызранский Сергий был назначен главой новообразованной Самарской митрополии.

В целом произошедший именно таким, а не иным образом раздел можно считать крупной стратегической победой архиепископа Сергия. В отличие от первоначального плана разукрупнения епархии на три относительно равные части, наиболее благополучные в финансовом плане её территории, такие как Самара, Тольятти, Сызрань и монастыри Самарской Луки, остались под прямым контролем архиепископа Сергия, который, как и прежде, будет задавать тон в отношениях с властями губернии, заняв должность митрополита. Кроме того, на текущий момент главами новых епархий Самарской области не были назначены представители других регионов, которые могли бы каким-то неожиданным образом повлиять на расклад сил внутри новообразованной митрополии.

15 марта новые епархии появились на территории Нижегородской, Волгоградской и Ярославской областей. Таким образом, на данный момент на территории Приволжского федерального округа появление митрополий и увеличение числа епархий произошло в 7 из 14 регионов.

В чём же причины подобных реформ Русской православной церкви? Официальной позицией, которую озвучивают представители высшего духовенства, является необходимость более тесного контакта паствы и приходских священников с главами епархий. Один из наиболее исчерпывающих комментариев об этом был опубликован на страницах журнала «Форма» председателем Синодального информационного отдела Московского Патриархата Владимиром Легойдой: «С самого дня своего избрания патриарх указывает на самую острую, реально существующую проблему в жизни нашей Церкви: сделать так, чтобы не только храмы восстанавливались, но чтобы люди, которые в эти храмы должны зайти, внутренне менялись к лучшему. Для этого священнослужителям необходимо в реальности выйти на проповедь, как заповедовал Христос… К тому, чтобы такая проповедь стала подлинным фактом, патриарх без устали призывает. Но при этом говорит, что на этом пути есть масса трудностей.

И одна из них заключается в том, что нынешняя система церковного управления сложилась в синодальный период, а затем пережила советскую власть — а значит, изначально была «заточена» под совсем другие цели и задачи. И без некоторых изменений в этой системе многих нынешних вопросов просто не решить. Потому что решать их… церковные люди могут только сообща, только плечом к плечу. И в этом смысле крайне важно, чтобы епископы — люди, которым дана церковная власть — сблизились со священниками и мирянами на приходах. Только так можно увидеть и понять их трудности». С тем, что нынешнее «расстояние» между епископами, священниками и мирянами достаточно велико во многих случаях, трудно поспорить. И это отмечают даже критики нынешней реформы. Но нужно заметить, что причиной этого не всегда является число подчинённых епископам приходов и расстояние между ними, а стиль управления архиереев. Многие прихожане выражают надежду на то, что в результате реформы может появиться редкий на данный момент вид «непарадного архиерея», который будет двигаться по территории своей епархии без кортежей с мерседесами. Скептики же, напротив, считают, что количество кортежей в результате реформы только вырастет. К каким переменам жизни внутри Церкви приведут массовые разделения епархий, покажет время. Но стоит заметить, что есть и ещё одна вероятная причина увеличения количества епископов РПЦ, которая уходит в историю взаимоотношений между поместными православными церквами.

Последний общепризнанный всеми православными церквями, равно как и католической, Вселенский Собор прошёл в 787 году в византийском городе Никея. Нужно заметить, что было это за два века до принятия христианства на Руси. Необходимость созыва нового, хотя бы Всеправославного Собора, остро ощущается во всех православных церквах. И Русская православная церковь не является исключением. Более того, она пытается катализировать этот процесс.

Сопоставимого по масштабу никейскому Собора в православном мире ещё не было. Главы поместных православных церквей регулярно собираются на межцерковные совещания и принимают ключевые решения. Но все епископы всех Церквей не собирались вместе для принятия общих решений с конца VIII века.

Со времени Второго Никейского Собора 787 года, признанного и православными, и католиками, католическая церковь созывала ещё целых 14 Соборов. Последний из них проходил в Ватикане с 1962 по 1965 годы. На нём, в частности, был отменен латинский язык в качестве обязательного богослужебного языка. Не удивительно, что вопрос о новом Соборе у православных стоит очень остро. Попытки его созыва принимались неоднократно в течение XX века, но дело сдвинулось с мёртвой точки только в начале XXI века. И, судя по всему, не исключено, что Всеправославный Собор может быть созван уже в ближайшие годы.

В голосовании по ключевым вопросам будут участвовать все архиереи православных церквей. Причём право голоса будут иметь только правящие архиереи, имеющие свои епархии. Таким образом, посредством увеличения числа епархий Русская православная церковь увеличивает свою долю голосов на возможном грядущем Соборе.

Одним из неудобных для РПЦ вопросов, которые могут быть подняты на Соборе, является тема статуса Украинской православной церкви. Вполне вероятно, что Церковь, ныне подчиняющаяся Московскому Патриархату, может поднять вопрос о своей автокефалии. Причём решение Собора станет ключевым не только для УПЦ (МП), но и в целом для Украины как государства. После распада СССР на Украине, кроме вышеназванной Церкви появилось также два крупных раскольнических православных объединения, к которым зачастую апеллируют различные политические силы страны. Впрочем, канонически обусловлено только существование автономной Украинской православной церкви (Московского Патриархата), юрисдикционно являющейся неотъемлемой частью РПЦ. Кроме того, на фоне церковного раскола на Украине стали укрепляться позиции Греко-Католической церкви, имеющий большой авторитет на Западной Украине, и подчиняющейся Ватикану. В то же время то, что влияние РПЦ на территории наших западных соседей является ключевым вопросом для патриарха Кирилла, недвусмысленно показал его визит на Украину сразу после его избрания на этот пост.

Разукрупнение епархий автономной Украинской православной церкви, а также аналогичный процесс в Белорусском экзархате Московского Патриархата, начались раньше подобных реформ на территории России.

В результате этого увеличилось количество украинских и белорусских архиереев, имеющих право голоса на возможном Вселенском Соборе, а также на Поместных Соборах РПЦ. Последний из них был созван в 2009 году в связи с избранием нового Патриарха Московского и всея Руси, и новое соотношение голосов уже на нём уже тогда показало изменение веса сил с территорий разных государств. Так что разделение епархий – не российское ноу-хау.

С 2007 по 2010 годы количество епархий УПЦ (МП) выросло с 36 до 45. Впрочем, только в результате последнего разукрупнения 15 марта, в результате которого в Самарской области теперь 3 епархии, на карте России их количество увеличилось на 8. А ведь многие регионы реформа ещё не затронула. Таким образом, можно считать, что к голосованию на Всеправославном Соборе часть Русской православной церкви, находящейся на территории России, уже готова.

Справка:

Сергий, митрополит Самарский и Сызранский

(Полеткин Виктор Моисеевич)

Дата рождения: 14 апреля 1951 г.

Дата хиротонии: 5 мая 1989 г.

Дата пострига: 23 декабря 1984 г.

День ангела: 18 июля

Страна: Россия

Биография:

Родился 14 апреля 1951 г. в дер. Ханино Спас-Клепиковского р-на Рязанской обл. в крестьянской семье.

В 1966 г. окончил среднюю школу-интернат, в 1969 г.— строительный техникум в Москве, работал в строительно-монтажном управлении.

В 1972-1973 гг. служил иподиаконом у епископа Рязанского и Касимовского Симона (Новикова) в Борисоглебском кафедральном соборе г. Рязани.

В 1977 г. окончил Московскую духовную семинарию, в 1981 г. — Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия, оставлен при МДА профессорским стипендиатом, преподавал в МДС.

26 апреля 1981 г. в состоянии целибата рукоположен во диакона, 24 июля 1982 г. — во иерея.

20 июня 1983 г. перешел в клир Ростовской епархии, служил в Рождество-Богородичном кафедральном соборе г. Ростова-на-Дону и до 1988 г. исполнял обязанности секретаря митрополита Владимира (Сабодана, ныне митрополит Киевский и всея Украины) и делопроизводителя епархиального управления.

5 августа 1984 г. назначен клириком Владимирского собора г. Ростова-на-Дону, 23 декабря в Троице-Сергиевой лавре пострижен в монашество, на следующий день возведен в сан архимандрита.

В 1988-1989 гг. заведовал канцелярией Московской Патриархии.

5 мая 1989 г. в Рождество-Богородичном кафедральном соборе г. Ростова-на-Дону хиротонисан во епископа Азовского, викария Ростовской епархии.

23 февраля 1993 г. назначен епископом Самарским и Сызранским.

25 февраля 1998 г. возведен в сан архиепископа.

Решением Священного синода от 5-6 октября 2011 г. (журнал № 127) утвержден в должности настоятеля (священноархимандрита) Богородичного Казанского мужского монастыря с. Винновка Ставропольского р-на Самарской обл.

Определением Священного синода от 15 марта 2012 г. (журнал № 6) назначен главой новообразованной Самарской митрополии и временным управляющим Кинельской епархией.

18 марта 2012 г. возведен в сан митрополита.

Образование:

1977 г. — Московская духовная семинария.

1981 г. — Московская духовная академия.

Епархия:

Самарская епархия

(Правящий архиерей)

Епархия:

Кинельская епархия

(Временный управляющий)

Место работы:

Самарская митрополия

(Глава митрополии)

Награды:

Церковные:

2011 г. — орден прп. Серафима Саровского II ст.;

орден св. блгв. кн. Даниила Московского II ст.;

орден свт. Иннокентия Московского II ст.;

орден прп. Сергия Радонежского II ст.

Светские:

орден Дружбы народов

Разделение епархий: тактика и стратегия”: 4 комментария

  1. Один высокодуховный священнослужитель недоволен разделением епархии, а, значит, в ней станет ещё хуже, где и так уже нехорошо. Епархию должны были разделить ещё в декабре прошлого года, но, по-видимому, тогда этому помешало анонимное душераздирающее письмо Патриарху Кириллу от каких-то самарских батюшек по поводу непосильных поборов главой епархии Сергием. По просьбе этих священников некоторые сайты разместили у себя это письмо. Многочисленные отзывы людей на беззаконность архиерея сводились к одному: письмо послано на деревню дедушке (А.П. Чехов). Да, это исполнилось разительно, к тому же и со страстновожделенной довеской обвиняемому — его повысили в чине. Итак, крепостным рабам (так батюшки-жалобщики себя в своём письме назвали) Патриарх, вместо наказания ненасытного сребролюбца, показал нагло, не стыдясь всего народа, бандитский кукиш с татуировкой: будете сосать его вечно.

  2. Епископ должен быть кристально честным. Давайте, неравнодушные, разберёмся: так какой у нас новоиспечённый архиерей Никифор? В начале 2000-ных годов он и его старший братец, тоже священник,в Петербурге облапошили одинокую старушку,пустившую их к себе на постой, а они её отблагодарили по-чёрному: обманным путём документально завладели её 4-ёхкомнатной квартирой.Когда афёра дошла до милиции, то эти два оболтуса скрылись у себя в Самарской области. Кстати, старший ещё по доверенности этой доверчивой бабушки продал квартиру умершей её сестры и все денежки загрёб в свой карман. До Патриархии эти дела тоже довели, там в рот воды набрали, и сих братков вместо изгнания из священства начали в чинах повышать. Беспредел в РПЦ! Доказательства:-1) Страница сайта петербургской газеты http://www.gazeta.spb.ru/55995-0/ . -2) Православный женский форум, стр.47: http://www.hristianka.ru/arhiv/talk/mv/msg/3648/0/1840/. Смотрите здесь диалог "Riona" — "Блондинка", начиная с записи "Riona" от 13августа 2009г., 13:21 и согласно этой статье смотрите предшествющие и последующие страницы. Вот потому и плакала Табынская Матушка наша с потемневшими глазами — её икона в Похвистневском храме — , где как раз был настоятелем сей разбойник Никифор, указывая, какое зверьё нами управляет. Так принимайте, братья и сестры, нужные решения. Хулиганство панк-девочек в храме Христа Спасителя — песчинка против разгула бандитизма священнослужителей.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *