Ленинградская симфония нулевых

В минувшую субботу в «МТЛ-Арене» при солидном аншлаге впервые после долгого перерыва выступала группа «Ленинград» во главе с Сергеем Шнуровым. Не будет преувеличением сказать, что коллектив – один из главных культурных символов российских «нулевых». Путинской эпохи. И есть что-то глубоко символичное в том, что именно сейчас после затишья «Ленинград» снова загремел во всю мощь. Параллельно с нынешним премьером, который уже избран президентом.

Хорошо помню, как осенью 2000-го мы сидели на кухне с двумя нынешними работниками телевидения, а тогда студентами истфака Госуниверситета, и слушали на кассете только что добравшийся до Самары альбом «Мат без электричества» молодого, подающего надежды коллектива «Ленинград». Регулярные прослушивания альбома той осенью перемежались регулярными появлениями на экране телевизора молодого, подающего надежды президента Владимира Путина. Так же как и коллектив «Ленинград», появившегося на свет в культурной столице нашей родины.

Уже весной 2001 года «Ленинград» начал звучать почти из каждого утюга. И даже выступил с большим успехом в Самаре на фестивале «Самый плохой» в заброшенном уже к тому времени клубе «Джунгли». Параллельно с этим мы наблюдали, как из эфира исчезает канал «НТВ», резко критикующий молодого президента. И появляется уже совсем другой канал с тем же названием. Стало понятно, что теперь мы будем жить в новом медиапространстве. Где говорить с народом с экранов телевизоров будет Владимир Путин. А петь для народа будет Сергей Шнуров.

Не раз дорожки судеб Путина и Шнурова были похожи окрестным ландшафтом. Не сразу они, например, нашли общий язык с Юрием Лужковым. «Ленинграду» даже было запрещено выступать на больших концертных площадках Москвы. Но где теперь Лужков, а где Путин и Шнуров?..

Во второй половине «нулевых» и у президента, и у музыканта наступили нелёгкие времена. Пришлось ненадолго уйти в тень. К тому же кризис бабахнул. Музыкант собрал миниатюрную альтернативу «Ленинграду», который всегда был большим коллективом, под названием «Рубль». Путин поступил похожим образом. «Рубль» ошеломительного концертного успеха «Ленинграда» не повторил. Примерно то же вышло и с путинской альтернативой.

Почти параллельно оба в эти сложные времена «прошлись» по защитникам Химкинского леса. Впрочем, не стоит забывать о том, что Путин и Шнуров заодно с любовью к большой политике и искусству соответственно, не забывали о том, что товар должен продаваться. Будь то природные ресурсы или концерты. Поэтому тон риторики периодически менялся в зависимости от запросов аудитории.

В марте 2012 года Самара узнала имя нового президента России. И увидела новый «Ленинград». В «МТЛ-Арене» публика могла наблюдать, без сомнения, один из лучших концертных коллективов страны. 15 музыкантов играют одновременно… А группа при этом не звучит как «музыкальная каша». Для российской рок-группы с таким количеством участников это почти нонсенс.

За прошедшие с первого визита «Ленинграда» в Самару 11 лет у группы на российской сцене практически не появилось альтернатив. К тому же музыкальный бизнес Шнурова работает исправно. Практически никто из российских рок-звёзд не может себе позволить возить такое количество музыкантов на гастроли из-за транспортных издержек. С такими же превосходящими противников ресурсами подходил к выборам Путин.

И вне всяких сомнений, шнуровский «Ленинград» действительно любим народом.

В «МТЛ-Арену» пришло около 2000 человек, отдавших за билеты немалые деньги. А это показатель. На такие концерты не ходят только ради статуса представители местных политических и бизнес-элит, как это часто случается с выступлениями поп-див и звёзд классической музыки. И с Путиным, в общем-то, та же история.

Почему я проголосовал в марте за Шнурова рублём, а за Путина не голосовал даже галочкой? Потому что, при всей извилистости пути Сергея Шнурова, у меня всегда оставалось ощущение, что он достаточно честен со зрителем. И всегда делает достаточно качественное самоотверженное шоу. А вот подобного ощущения, связанного с Путиным, у меня нет.

Безальтернативными сейчас кажутся российские десятые годы на их старте. Причём безальтернативными даже по отношению к нулевым. Всё так же говорит Путин. Всё так же поёт Шнуров. Впрочем, подобная история уже была с Брежневым – «мелким политическим деятелем эпохи Пугачёвой». И финал она имела нетривиальный. История имеет свойство совершать повторы, но далеко не всегда её ход логичен и предсказуем. Глядишь, и десятые удивят нас нетривиальным финалом чего-то в России. Кому как не нам, студентам истфака Госуниверситета, слушавшим в 2000 году «Ленинград» и смотревшим новости про Путина на «НТВ», это знать?..

Leave a Comment

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.