Место под солнцем. Многодетные семьи Самары ищут свой кусочек русской земли

Куда идти и что делать?

В Самаре встать в очередь можно в Многофунциональном центре государственных и муниципальных услуг, что на Московском шоссе напротив рынка «Караван». Как многодетный папа, я тоже решил собрать нужные документы и отправился по указанному адресу. МФЦ работает с 8 до 20 часов, но очередь собирается аж с 5 утра. Люди составляют списки в двух экземплярах («охрана рвет» — объяснила мне женщина в «четырнадцатой»), а уже по этому списку согласно номеру проходят к окошкам… выдачи талонов на получение выписки из ЕГРП. Потом счастливчики ожидают вызова к специалисту, которому надо отнести копию оплаченной квитанции (пошлина 500 р. плюс комиссия банка 20 р. — для одного человека) и паспорта (страницы с «пропиской», печатью «о ранее выданных паспортах» и, разумеется, фото и органом выдачи). На следующий день можно приходить за выпиской, которую готовят в этом же помещении.

Отстояв очередь с 7:30 67-м и получив талон с номером М-66, я попал к специалисту в 12 часов. Медленно? Да, но быстрее вряд ли возможно — очередь за талонам общая: в ней и многодетные семьи, и владельцы гаражей или земли в пределах города, которым для каких-то своих целей нужна выписка. Они, кстати, тоже платят пошлину — 200 р. Разница в том, что многодетные получают выписку о том, что у них нет в собственности земли — то есть доказывают, что «не верблюды». Вообще эта практика существует давно — педагоги, например, носят справки об отсутствии судимости (из-за педоистерии), доказывая собственную невиновность… Логика этого неясна: почему нельзя (в случае педагогов) просто сделать запрос в прокуратуру или ГУВД, а в случае с многодетными — в ЕГРП (Росреестр)? Казалось бы, какие проблемы: собрали люди документы, принесли, сдали специалисту, оплатив пошлину (тоже казус: надо заплатить государству за информацию, которая нужна самому государству и которую оно же готовит — не иначе, напрямую платим сотрудникам Росреестра), им сказали ждать столько-то, сделали запрос в ЕГРП (ходить-то никуда не надо — все в одном здании), приложили выписку к пакету документов и… Если земли в собственности нет — пожалуйста, приходите за участком. Если есть — извините, вам не сюда.

Перекличка

«Люди, где второй список?» — кричала женщина, пришедшая 116-ой. В суматохе изменения вносились в каждый список отдельно, и она решила навести порядок. «Ну что, тупые все, что ли? Где список?». На нее обиделись, но список отдали — «привели в соответствие».

Вообще толпа вела себя на редкость спокойно. Как и сотрудники МФЦ, которые решили не мешать самоорганизации граждан (спасибо им за это!), попросив только записывать не больше 150 человек — в ту неделю явно ощущалась нехватка специалистов: многие «окошки» были закрыты. «Сорок девятый! Где?» — это спрашивал мужчина со списком в руках. «Здесь сорок девятый!» — громкий возглас прямо возле меня. Все смеются — мужчину услышали даже в другом конце коридора.

«Конечно, кошмар» — спокойно сказал 65-й своему приятелю 66-му (они пришли за выпиской по гаражам).

«Мы с утра записаны! — молодая пара прошла вперед. — Мы 24-е». Их проверили по списку: есть такие. Пропустили. Никто не роптал.

Списки передавали: 10-й — 30-му, 20-й — 40-му. И т. д. Крики были из серии «где 40-й? Я вам список отдам!». В остальном — тихо и мирно. Хотя вот в пятницу случилась драка: кто-то решил, что списки не нужны, и получилось две очереди. Опять выручили сотрудники МФЦ: в одно окно пускали по списку, в другое — в порядке живой очереди.

В толпе я увидел цыганок — сразу трех. Стояли особняком, тихо, старшая иногда подходила уточнять, чья очередь. Когда пришли — сразу спросили, «кто крайний». Были посланы к машине, цивилизованно записались и стали ждать, как все.

Были и другие этносы — но больше славянской внешности. «Русские начали рожать!» — подумал я радостно. И всматривался в лица: как легко угадывались многодетные! Даже отцы выглядят особенно — как-то спокойнее, мудрее, что ли…

«Сидите уже!»

Отдав государству 1000 и банку 40 рублей и получив выписки, мы с женой поднялись на 2 этаж (для этого тоже надо взять талон — но уже в «терминале», и в этом нам помогла сотрудница МФЦ Людмила — слишком долго я искал нужный пункт в меню, она справилась за 5 секунд). Там наш пакет документов проверили, взяли от меня заявление о том, что я разрешаю моей жене быть заявителем на землю — в противном случае пришлось бы ездить еще и в Кировский район получать справку о том, что живу в области более 5 лет (я был там прописан с 1995 по 2008 г.). Жена срочно пошла копировать паспорта на 1 этаж — все страницы с записями (зачем нужна печать «военнообязанный» — это влияет на решение?) по 4 р. за штуку (в общем 11 страниц). Но забыла один важный документ, который девушка Ольга скопировала у себя со словами «Сидите уже!», когда жена решила бежать еще раз.

С копированием было много казусов: автоматические аппараты отказывались засчитывать брошенные монетки — люди координировались для оплаты банкнотами. Некоторые не справлялись с задачей — и проходящий мимо «ведущий специалист» Елена помогла, за 3 минуты избавив аппараты от очереди. Ей за это отдельное спасибо.

А еще сотрудники МФЦ почему-то испугались, когда я начал фотографировать: «У нас тут и так видеокамеры, зачем это?», «У нас особый объект! Нужно разрешение». Объяснил, поняли.

Мы попали!

И вот наступило лето. Мы ждали обещанного звонка, а его все нет и нет. Позвонили сами: «Да, Вам уже отправили свидетельство о постановке в очередь, еще в апреле. По почте». Приходим в наше родное 68-е отделение, а там… табличка: «В связи с критической ситуацией с кадровым обеспечением временно отделение почтовой связи №68 работает по сокращенному режиму работы». С 8 до 16 часов. И хоть ты тресни.

Хотя, надо признать, уведомление о заказном письме нам приносили. Один раз. Первичное. Хотя должны были еще и вторичное принести — заказные хранятся месяц. Увы — отправили обратно. Пришлось идти в МФЦ еще раз, сразу на второй этаж, брать еще один талончик и получать… копию свидетельства. «Оригинал к нам еще не вернулся» — извиняющимся тоном сказала сотрудница центра. А на дворе-то июнь…

В общем, в очередь нас поставили. За номером 267. Что дальше — непонятно. Мне вспомнились времена СССР, когда люди вставали в очередь на получение жилья и… так и стояли в ней до самого развала Союза.

Как рассказали мне в городском департаменте семьи, участки, которые получат многодетные, должен определить департамент строительства и архитектуры. Но там еще не начали этим заниматься — ждут, когда закончится формирование очереди и оформление заявок. Вопрос, когда скажут «стоп!» очереди, открыт. Как и вопрос о географии — где будет бесплатная земля, тоже не решено. Однозначно одно: это будет в пределах городского округа.

Ну а всем, кто еще только планирует двигать стопы в МФЦ, советую: идите к зданию к 5 утра. Люди по-прежнему сами составляют список для получения талона в Росреестр, но сотрудники МФЦ уже контролируют процесс входа: если весной толпа ломилась в двери вся, то сейчас охранник впускает первые 10 человек по сформированному людьми списку, а когда они освобождают окошки — еще 10. И так далее.

Нужно доработать

Мой знакомый юрист Андрей Сергеев ездит в МФЦ как минимум один раз в неделю — чтобы получить выписку из Росреестра. «Раз я взял талон в 11 утра, а документы сдал только в семь вечера, — говорит Андрей. — А в другой раз встал в очередь на улице в 6 утра, талон получил в 9. Но вообще живая очередь — я спрашивал у людей — с трех часов ночи собирается. Так что если нужно сберечь рабочий день — придется ночью занимать».

Я спрашиваю Андрея: «Как считаешь, в чем дело-то? Вроде бы хорошая идея, вроде бы работают люди хорошо — ну, действительно, помогают, всех входящих спрашивают, куда собрались, сами в терминале для каждого талон оформляют (так быстрее)… А все равно получается… КПСС…». Сергеев усмехается в усы: «Просто у них мало специалистов. Вот на втором этаже в том же здании есть БТИ, у них проблем с очередями нет — специалистов достаточно. В Росреестре нужно в два раза больше сотрудников, чем есть сейчас. Потому что к ним ходят в основном риэлторы и юристы, а нам знаешь сколько выписок надо! У меня была неделя, когда нужно было 20 выписок получить. А в день одному человеку выдают только пять. И я потратил 4 дня, чтобы все получить. А работа стоит… Зашел к начальнику: почему, мол, так? А он говорит: приказ сверху пришел — не больше пяти выписок в день одному человеку… Просто приказ — и все. Без объяснений… А еще у них объявление внизу висит: работаем медленно из-за проблем с программой. Подвисает она у них, что ли… Или просто странно работает. Может, стоит ее доработать — вдруг тогда все проблемы исчезнут. Ведь задумали-то хорошо!».

Да, задумали хорошо. И не просто хорошо: подобного центра в России больше нигде нет. И, несмотря на все минусы, он работает! Работает благодаря сотрудникам — вот при мне женщина паспорт копировала на платном копире, а в нем чернила закончились: копии блеклые, она стоит и не знает, что делать. Подошла к ней сотрудница, забрала документ и… откопировала на своем, только для внутренних нужд предназначенном, аппарате! Хорошо ведь, правда?

Вот и получается: если делать что-то с заботой о людях — получается хорошо. Даже если не доработано. А если делать с безразличием… Но об этом как-нибудь в другой раз.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *