«Рок над Волгой» как зеркало российского общества

Это был мой первый «Рок над Волгой». И пошёл я на него не как журналист в VIP-зону с бесплатным пивом, а как обычный посетитель. Чтобы понять атмосферу фестиваля изнутри, а не просто поглазеть на артистов из комфортного места. Фестиваль, приуроченный к Дню России, оказался прекрасным срезом, проиллюстрировавшим все плюсы и минусы российского общества. «Рок над Волгой», считающийся самым посещаемым фестивалем Европы, стал для меня той мини-Россией, которую можно легко и быстро окинуть взором, чтобы понять её радости и печали, проблемы и достижения.

«Богато» — то самое слово, особенно смачно звучащее с мягкой буквой «г», которым можно описать впечатление от инвестиций в фестиваль. Организаторы уже похвалились цифрами – 2,1 мегаватта звука, 3 километра проложенных кабелей, 3 тысячи полицейских, 400 волонтёров… Более 300 тысяч посетителей, по официальным данным. С данными, конечно, можно поспорить. Но надо ли? Со сцены озву-чивалась другая цифра — 227 тысяч человек. Но ведь, как и в современной российской официальной статистике, этот важный показатель не может падать в принципе. Понятно, что меньше, чем прошлогодние официальные 253 тысячи посетителей, организаторы насчитать не могли.

Так ли важно было в этом году на фестивале, 100 или 300 тысяч зрителей? Для меня – нет. Понятно, что это одно из крупнейших музыкальных событий в стране. И событие это масштаба российского. Бесконечные цепи фестивальных автобусов, съехавшихся в Самару из Поволжья, центральной России, Урала и других частей нашей огромной родины, безапелляционно свидетельствовали об этом. Я не смог сосчитать автобусы, тянувшиеся до горизонта. Их были сотни, если не тысячи. Но и это не так важно. Важно для меня другое число. 350 туалетов установили организаторы для посетителей фестиваля. И «Рок над Волгой» уже традиционно был украшен цепями писающих на родных просторах мальчиков и девочек. Если поделить объявленные 300 тысяч зрителей на 350 туалетов, получится что одна синяя кабинка приходилась на 857 человек. Мне такая ситуация кажется ненормальной. А организаторов, делающих каждый год «богато», это, похоже, ничуть не смущает.

Очень неприятно бросать мусор прямо на фестивальном поле, но альтернатив нет. По нему не рассредоточены хотя бы мусорные пакеты. Бесчисленные пивные баклажки собирают с поля волонтёры. Но облегчать им жизнь хотя бы тем, чтобы сознательная часть посетителей могла выбрасывать свой мусор в одно место, также, похоже, никто не собирался. И это норма для распорядителей бала: волонтёр — работает, зритель — отдыхает, как умеет.

Писающие цепочки людей и поле, усеянное мусором, особенно значительно смотрятся под довольно редкий по уровню для российских фестивалей музыкальный аккомпанемент. Звёзды мирового масштаба – Garbage и Limp Bizkit вместе с российскими флагманами «Аквариумом» и «Ленинградом», нависающие над десятками и сотнями тысяч людей, вынужденных пить один сорт дешёвого пива в пластике и есть варёную кукурузу за 150 рублей… Как это похоже на то, что происходит в стране в целом. Разруха под эпичный лейтмотив со сцены. Те же, у кого была парочка лишних тысяч, могли отгородиться от разрухи на VIP-трибуне. Опять же — мини-Россия.

Нравится ли такая ситуация с фестивалем его посетителям? В сообществе «Интересная Самара» в социальной сети «Вконтакте» в опросе про «Рок над Волгой» на момент написания статьи проголосовало около 700 человек. Примерно 70 % участников опроса, посетивших в этом году мероприятие, фестиваль понравился. Примерно у 22 % опрошенных, бывших на «Роке над Волгой», ощущения неоднозначные. Только 8 % фестиваль пришёлся не по нраву. То есть абсолютное большинство сходивших на мероприятие всё происходящее там устраивает. Эти 70 % так похожи, на проценты, набранные Владимиром Путиным на последних выборах. Ведь альтернативы «Року над Волгой» тоже под боком нет… Главное – стабильность. Чтобы стабильно на край Самары приезжала группа «Алиса» и посетители могли стабильно выпить под неё стабильно один сорт дешёвого пива. И логика устроителей фестиваля понятна: зачем что-то менять к лучшему, если большинство посетителей вполне устраивает то, что есть?..

Правда, ходят слухи, что стабильность с «Роком над Волгой» может в скором времени кончиться. Фестиваль, называвшийся в разных кругах проектом Владимира Артякова, новый губернатор посещать не стал. Его приветствие просто зачитал со сцены актёр Дмитирий Дюжев. Такое отношение к самому массовому культурному мероприятию Самарской области и, пожалуй, самому заметному событию, учащему жителей России отличать Самару и Саратов, которые многие постоянно путают, не могло не породить слухов о возможной кончине фестиваля.

А вот если «Рок над Волгой» зачахнет, будет очень жаль. Фестиваль начал давать крен в сторону нормального европейского многопланового формата, когда на джазовом фестивале в Монтрё могут играть Radiohead, а на сценах венгерского фестиваля Sziget могут спокойно соседствовать The Prodigy и исполнители африканской народной музыки Amadou & Mariam. И если бы организаторы начали двигаться в эту сторону, возможно, увеличив количество сцен (благо размер поля в Петра-Дубраве позволяет), вскоре мы бы увидели в Самаре тысячи европейских туристов, не дожидаясь Мундиаля 2018 года. И им было бы что показать. Недаром, солистка легендарных Garbage со сцены оценила закат над Волгой, который она наблюдала 10 июня, на Fucking Great.

Лишняя пара тысяч туалетов и мусоросборников могла бы решить бытовые проблемы.

И для этого не надо было бы каких-то колоссальных материальных вложений. Глядишь, и пивной спонсор додумался бы до того, что кроме одного сорта дешёвого пива на фестивале можно продавать и другие сорта, производимые на его же заводах, чтобы дать людям выбор.

Но, увы, что-то подсказывает, что солист Limp Bizkit Фред Дёрст, неистово сыпящий в многотысячную толпу с российскими, мордовскими, чувашскими, пермскими, пензенскими, ямайскими и другими флагами свою «мазафаку», вероятно, самая заметная и мощная страница истории фестиваля.

Для того чтобы вывести «Рок над Волгой» на другой уровень, нужны несколько иные стимулы, чем гонка за количеством посетителей и громкими именами хедлайнеров. Нужна искренняя забота о комфорте публики. Многие со мной поспорят и скажут, что им и так хорошо. Что они ездят каждый год на окраину Самары, чтобы послушать музыку, а всё остальное – дело десятое. Думаю, что это в первую очередь из-за того, что большинству посетителей «Рок над Волгой» просто не с чем его сравнивать. Я бы предложил им хотя бы разок съездить, например, на «Пикник «Афиши» или парочку других значительных российских фестивалей. Чтобы понять, что если «Рок над Волгой» и самый посещаемый фестиваль, то на данный момент он может претендовать также и на звание самого некомфортного для публики, которая, собственно, наравне с артистами и должна создавать необыкновенную атмосферу любого массового мероприятия.

8 thoughts on “«Рок над Волгой» как зеркало российского общества”

  1. Не понятно, зачем автор проводит параллели с политической жизнью и вплетает-таки и сюда Путина? Естественно, не причисляя себя к этим позорным 70% россиян))). Нормальный фест, в духе, так сказать)) Главное в том, что он развивается. И первый "Рок" последнему вообще не чета. Уверен, что будет только лучше и лучше. К слову, любимая всеми-всеми "Груша" за мнооого большую историю своего существования не обзавелась и половиной того количества туалетов в процентном соотношении. Про "Пикник афиши" Вы вообще зря. Платишь 2000 р за вход, оказываешься в толпе ликующей хипстоты валяющейся по газонам с айфонами и постоянно что-то строчащими в твиттер и фб. А вот дешёвого пива там и правда нет. Есть всё остальное и очень недешёвое. Будьте проще, зачем так снобить ;)

    Ответить
    • "Будьте проще" — пожалуй самое частое, что я слышу, когда пролетариат страны не понимает о чем говорят люди с более высокими ценностями (образованием\уровнем развития\доходом) нежели алкоголь и приора с сабиком. Именно об этом статья, что для быдла (70%) сойдет и так.

      Ответить
      • Давайте представим, что т.н. интеллигенция (которая с более высокими ценностями) ни разу в жизни не кинула мимо урны окурок или баклаху из-под жиги и не дай бог нагадила под кустом!;) Претензии её в основном скатываются к нытью, что всё не то и всё не так. А запросы, соответственно, к припеву из композиции некоего ВИА "Куин" — "Хочу всего, хочу сейчас". Всё это напоминает какой-то юношеский максимализм. Хотя, да, сейчас это очень даже в тренде, преподносить инфу в черном свете. Акцент на толпы писающих мальчиков, дешёвое бухло и кукурузу по 150 рублей. А наличие в лайнапе таких в общем-то монстров, как Бисквиты и Габидж сведено к "мазафаке". Несмотря на то, что в мире вообще оч. мало мало мест, где можно послушать их творчество не заплатив НИ РУБЛЯ. Хотя, если бы вход на территорию был обозначен ценником в 500-1500 рэ (скажем, еще на полторы тысячи туалетов), наверное, вы назвали бы это всё еще и непомерно дорогим мероприятием. Еще раз повторюсь, фест очень молодой, ему расти и расти, есть куча недостатков, но объективно — плюсы перевешивают. Для России — это вообще наверное первый и единственный эксперимент подобного масштаба. Если для вас большинство населения вашей страны быдло, то не мешайте себя с ним, найдите место, где его нету, езжайте туда и наслаждайтесь, а лучше возьмитесь за перевоспитание, ведь молниеносно эти так презираемые 70% не денутся никуда. PS Сам, как понимаете, на фест не поехал вообще, рок-не моё, пацаны заехали, пошёл с ними семы грызть, пивло пить на лавке под рэпчик с сабом))

        Ответить
    • +1 я не испытал никаких трудностей с туалетами… очереди были, но не более 3-4 человек в кабинку, могу сказать, что в прошлом году было гораздо хуже… я езжу на фестиваль с самого начала и могу сказать, что развитие на лицо. и в плане инфраструктуры, и в плане отношений между людьми — атмосфера очень позитивная и это радует. Писал, видимо, человек не очень понимающий рок-культуру, как таковую… снобизм и пафос так и брызжет.

      Ответить
  2. Основная мысль статьи: 1. Фестиваль — говно, потому что урн и толчков не было, а пиво говеное. 2. Фестивалю жопа, потому что путен — пидарас. А то, что это первое мероприятие на котором выступали звезды мировой поп музыки масштаба Garbage, это детали… И то, что на дне города, как и на любом другом, организованном в самаре массовом мероприятии, поссать негде — тоже детали. Притом что понятно, что урн не было, и что пиво "Три медведа" я первый раз попробовал на фестивале и не собираюсь продолжать знакомство с ним после, организаторы действительно молодцы, потому что они устроили Событие в жизни города. К тому же подарили тысячам людей уникальную возможность поссать, глядя ментам в глаза, например.

    Ответить
  3. Частично не соглашусь. Я для Вас были важны в первую очередь количество биотуалетов, то мне Вас искренне жаль. Если судить по вашим арифметическим подсчетам, то все 300т. человек должны одновременно захотеть в туалет, что мягко говоря не логично. Лично я приехал туда, только за Garbage и Limp Bizkit. Garbage жалко, звук был настроен не под них, а под "великую" анархихрестианскоакультнопостгероиновую группу. Но послушав Limp Bizkit, я пережил нереальные эмоции. Такое ощущения, что я вернулся на энное количество лет назад, но только на этот раз я не скакал пьяный в рок-баре Подвал, а был непосредственно рядом с ними на концерте. И было ощущения, что вот оно! Я не зря прожил свою жизнь. По поводу мусора — все просто, когда моя девушка пошла выкидывать мусор, она с недоумением сказала, что мусорки пустые, параллельно озирая всю грязную поляну. Все зависит от людей. Пока для нашего менталитета главенствует правило "Где ем там, и сру"

    Ответить
  4. Сравнение с Путиным уж как-то совсем притянуто. Соглашусь с одним из предыдущих ораторов. Андрей, будьте проще! Позитив-то получили от выступлений?

    Ответить

Leave a Comment

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.