80 лет СамАРТА

80 лет в этом году исполняется одному из самых старых самарских театров – театру «СамАрт». Самый первый спектакль был поставлен в далеком и холодном декабре 1930-го года. 124 000 зрителей посетили первый спектакль «СамАрта», сейчас же эта цифра перевалила за 9 000 000. За годы существования театра было поставлено более 500 спектаклей русской и зарубежной классики, современной драматургии. Проследим путь становления культового самарского театра с 30-ых годов и до начала 2000-ых.

30-е годы

1930 год. Декабрь удивил самарцев не только предновогодними морозами, но и необычной афишей. В ней сообщалось о том, что в клубе коммунальников, а именно в Самарском краевом театре юного зрителя, состоится премьера спектакля по пьесе Н. Шестакова «Аул Гидже» в постановке режиссера Бориса Смирнова. Средневолжский край тогда включал в себя большую территорию, для многих жителей которой проблемы ислама, Востока были не второстепенными. Кроме того, быстро шла ликвидация неграмотности, повсеместно велось изучение русского языка. И что немаловажно для ТЮЗа того времени, пьеса не была слишком «густонаселенной», а значит, не требовала большой труппы.

В год открытия спектакль ТЮЗа посмотрели 124 тысячи зрителей. Труппа театра насчитывала 19 человек. Именно в это время приглашаются новые актерские силы, режиссеры, специалисты художественно-постановочной части. Театр начинает формировать свой оркестр.

Репертуар ТЮЗа был достаточно разнообразен. «Дубровский» А. Пушкина, «Тартюф» Ж-Б. Мольера, «Бедность не порок»

А. Островского, «Дон Кихот» Сервантеса. Особое внимание юного зрителя привлекла пьеса А. Бруштейн по роману Г-Б. Стоу «Хижина дяди Тома». Сочувствие и вместе с тем осуждение безропотного негра Тома, сопереживание маленьким героям, протестующим против рабства, вызвали бурную реакцию зрительного зала. Имел успех у юных зрителей и спектакль «Том Сойер».

В 1937 году произошло важное событие в жизни ТЮЗа. Прежде он входил в систему народного образования. Это соответствовало его педагогическому назначению, но чисто профессиональные проблемы наркомпросовцев интересовали меньше. Теперь театр был переподчинен Куйбышевскому управлению по делам искусств и занял место среди профессиональных коллективов Куйбышевской области.

Кроме того, как сообщала газета «Волжская коммуна», было проведено частичное переоборудование помещения, благоустройство фойе, все стены были покрашены масляной краской. В фойе была установлена мягкая мебель и цветы.

Это были последние предвоенные годы. Куйбышевский ТЮЗ провел их на подъеме, с художественными руководителями — А. Кормиловым и М. Маламудом, с устоявшейся труппой. Казалось, лучшие спектакли ТЮЗа впереди — для этого были все основания. Но, как гром в ясный день, прозвучало слово «война». В июне 1941 года Куйбышевский ТЮЗ перестал существовать.

40-е годы

Война была в самом разгаре, но 27 августа 1942 года в газете «Волжская коммуна» появилось письмо группы видных куйбышевских ученых-преподавателей пединститута «ТЮЗ должен быть». Голос общественности был услышан. Исполком Куйбышевского областного совета издал постановление: открыть ТЮЗ в честь 25-летия Великого Октября. Но, несмотря на все постановления, второе рождение театра состоялось лишь 1 июня 1943 года. Была показана премьера «На заре туманной юности». Художественным руководителем театра был назначен Николай Абалкин. Военно-патриотическая направленность репертуара военных лет, естественно, определяла всю деятельность ТЮЗа. В репертуаре были заявлены следующие спектакли: «Надежда Дурова» А. Лискерова и И. Кочеткова, «Финист-Ясный сокол» Н. Шестакова, «День живых» А. Бруштейн. Пришли печальные известия о том, что погибли на фронтах войны режиссер А. Масленников, артисты А. Зверев и А. Михайловский.

Конец сороковых ознаменовался приходом в театр Михаила Свинина, который впоследствии стал главным художником ТЮЗа и прослужил в театре более 30 лет. Труппа театра пополнилась фронтовиком Александром Викторовичем Васильевым, группой молодых актеров — В. Тихоновой, Г. Гребенкиным, В. Краснопольским, З. Гумеровым, Ю.Юрьяном, В. Гавриловны, С. Боголюбовой. Молодые артисты уверенно вошли в репертуар театра, став партнерами таких мастеров сцены, как П. Студитский, К. Лепская-Клавдина, Л. Любимова, Т. Давыдова, Н. Цибин и другие.

50-е годы

Заметным явлением в жизни театра этих лет стали спектакли классического репертуара: «Накануне» И. Тургенева, «Гроза» и «Не было ни гроша, да вдруг алтын» А. Островского, «Мещане»

М. Горького. К этому времени драматургия для детей художественно обогатилась. В лидеры тюзовского репертуара вышли такие известные писатели, как Лев Кассиль, Сергей Михалков, Виктор Розов. Но, пожалуй, самым репертуарным в ТЮЗе был Аркадий Гайдар, его «РВС» в разные годы ставился несколько раз. Видимо, занимательность сюжета позволяла создателям спектаклей передать подросткам романтику и героику революционных событий.

В те же годы произошло странное, если не сказать нелепое событие. Театр назвал себя именем А.С. Пушкина. Но правительство ходатайство куйбышевцев оставило без внимания.

60-е годы

На рубеже двух десятилетий, в 1960 году, театр возглавил П.Даульсон. С его именем связано начало творчески плодотворной традиции ТЮЗа — работа с местными драматургами. Повесть журналиста Андрея Вятского «Лидка-чапаенок» стала основой спектакля «Выросли мы в пламени». Это был спектакль о молодых самарцах революционных лет. Пьеса самарского драматурга В. Молько «Когда в сердце тревога», родившись в Куйбышеве, была принята к постановке и в других городах СССР.

На сцене — классика, сказки для детей и спектакли на школьную тему. «Вовка на планете Ялмез», «Красная Шапочка», «Черный алмаз», «Лапти-самоплясы», «Серебряное копытце», «Будьте готовы, Ваше Высочество», «Дама-невидимка». И все это несмотря на долгие годы реконструкции театра, когда коллектив вынужден был выезжать на длительные гастроли, играть спектакли на сценах городских и сельских клубов.

70-е годы

В сентябре 1970 года в помещении Дворца культуры на площади имени С. Кирова стартовал сороковой сезон ТЮЗа. В этот вечер был показан спектакль «Сомбреро», поставленный по пьесе С. Михалкова.

В 1971 году театр открыл новый сезон в отремонтированном здании на ул. Самарской. Это был период творческого подъема. 70-е годы в театре связаны с именем талантливого режиссера Льва Шварца. Он промелькнул на куйбышевской сцене, как метеор. Несмотря на это, оставил заметный след в ее истории. Начал он с яркого спектакля «Итальянская трагедия» по роману Э-Л. Войнич. Ярко и красочно он поставил спектакль «РВС», превратив его в своеобразный мюзикл — с песнями, танцами, хором. Тогда Шварц заявил, что создает «поэтический театр». Затем были «Доктор Айболит», «Московские каникулы», «Неизвестный солдат», «Я вижу солнце», «Вишневый сад». Почти все спектакли ТЮЗа того времени были музыкальными. К большинству из них музыку написал заведующий музыкальной частью театра, композитор Леонид Вохмянин.

В 1975 году директором театра стал Валерий Ерохин. Происходит и смена главного режиссера театра, им становится Т. Махарадзе. Спектакль «Дерзость» Н. Погодина стал его визитной карточкой. В 1977 году происходит интересное событие в жизни театра — спектаклем «Допрос» С. Родионова открывается малая сцена. Это была дипломная работа ленинградского режиссера Г. Егорова. Следующим спектаклем молодого режиссера стал спектакль «Принц и нищий» А. Яковлева.

Режиссером детского театра был режиссер Евгений Фридман. Уже первая его работа «Донские рассказы» М. Шолохова показала, что теперь театр будет жить по-новому. «Том Сойер» М. Твена, «Четыре девушки и странный персонаж»

Д. Угрюмова, В. Молько, «Винни-Пух и все, все, все» А. Милна, «На дне» М. Горького — были успешны, но иногда случались и неудачи. Но даже откровенные провалы и неосуществленные замыслы происходили на пути необычайно интересного творческого поиска. Режиссер Е. Фридман открыл театральной Самаре актерский талант Игоря Данюшина в спектакле «Четыре девушки и странный персонаж», а затем в трогательной истории о Шишке.

80-е годы

80-е годы оказались для театра достаточно непростыми. Почти 4 года театр вынужден был скитаться по разным сценическим площадкам города и области.

В 80-е годы театр много работает с приглашенными режиссерами. Михаил Карпушкин поставил спектакль «Гуманоид в небе мчится, или А все-таки она вертится» A. Хмелика и «Завтра была война» Б. Васильева, Александр Золотухин — «Разбойники» Ф. Шиллера, Михаил Бычков — «Два клена» Е. Шварца, Станислав Митин — «Сказка про Петера Мунка и его сердце», Андрей Дрознин — «Маугли» Р. Киплинга. Спектакли, поставленные заслуженным артистом РФ А. Симковичем — «Похождения храброго Кикилы», «Конек-горбунок», «За рекой моя деревня»- оказались долгожителями, не один сезон радуя юных зрителей.

Заместителем директора ТЮЗа становится актер Сергей Соколов.

Анатолий Болотов закончил высшие режиссерские курсы, вернулся в театр и поставил замечательные спектакли «Вей, ветерок» Я. Райниса, «Кошка, которая гуляла сама по себе» Р. Киплинга, «Емелино счастье» В. Новацкого и Р. Сефа. «Песнь о комдиве»

B. Разумневича и В. Молько и другие. Любимцем зрителей стал молодой артист Ю. Земляков за исполнение роли Геракла Жарикова в спектакле «Кокон» Е. Чебалина (режиссер В. Иванов).

В 1982 году главным режиссером театра становится Владимир Муравец. Его режиссерский дебют — спектакль «Подсвечник Чаадаева» Г. Полонского. Затем были «Король-олень» К.Гоцци, «Салют динозаврам!» Г. Мамлина, «Вечно живые» В. Розова и другие.

В театральных программках появились новые имена артистов: Т. Дымова, Г. Жукова, М. Романенко, А. Бердников, М. Шилова, Л. Илясова, А. Попов, Э. Терехов. В последствии Э. Терехов стал самым молодым заслуженным артистом РФ в Куйбышевском ТЮЗе.

90-е годы

Свой юбилейный 60-й сезон в 1990 году «СамАрт» смог открыть в реконструированном здании бывшего кинотеатра «Тимуровец». С этого года началась новая история «СамАрта».

Один за другим ставятся спектакли, о которых заговорил город. Наряду с детскими сказочными представлениями «Похождения храброго Кикилы», «Конек-горбунок», «Кот в сапогах» (постановка А.Симковича) в репертуаре появилась «взрослая» сказка Е. Шварца «Дракон» (реж. А. Дрознин), фолк-опера «Клопус-нормалис» (реж. А. Болотов). Приход в труппу заслуженной артистки России Любови Альбицкой позволил решиться на такой смелый эксперимент, как постановка пьесы А. Копита «Папа, папа, бедный папа…», в которой глубина философского содержания сочеталась с изощренной сценической формой.

Вершинным достижением театра этих лет, безусловно, стала «Поминальная молитва» Г. Горина. С этого спектакля, поставленного в 1992 году А. Дрозниным, началось плодотворное, но, увы, недолгое сотрудничество «СамАрта» с выдающимся мастером сцены, народным артистом СССР Николаем Михеевым. Достойными партнерами Н. Михеева (Тевье) были Л. Альбицкая (Голда), Э. Терехов (Перчик), Ю. Долгих (Менахем), И. Данюшин (Лейзер), А.Симкович (Урядник).

«Поминальная молитва» с большим успехом была показана на фестивале «Театры Самары в Москве» в ноябре 1993 года. Это был, кстати, первый в истории Самарского ТЮЗа выезд в столицу.

Вскоре ушел из жизни Н. Михеев. Но спектакль продолжает жить. В нем выступали такие известные мастера, как В. Стеклов (Тевье), А. Абдулов (Менахем), О. Школьник (Лейзер), О. Свиридов (Тевье).

«СамАрт» не сбавляет обороты. В репертуаре театра появляются «Ромео и Джульетта». И снова появляется всплеск интереса к театральной Самаре. Режиссер-постановщик А.Болотов представил публике, кажется, совершенно нетрадиционных главных героев шекспировской трагедии. Но именно этот спектакль стал переломным в творческой судьбе Эдуарда Терехова (Ромео), позволил ярко раскрыться Ольге Агаповой и Маргарите Шиловой (Джульетта).

Очередным интригующий сюрпризом стал «Гамлет» в постановке англичанина Аласдера Рамсея. Спектакль поразил многим: необычностью оформления И.Кохан (на сцене возвышалась некая полуабстрактная, открытая со всех сторон конструкция из алюминия и плексиглаза), нетрадиционностью композиции, эклектическим сочетанием исторических меток с откровенно неформальным имиджем персонажей.

Другим интересным событием было выступление артистов ТЮЗа Юрия Долгих и Юрия Землякова в спектакле «Кентерберийские рассказы» Д.Чосера в составе английской труппы.

А на сцене «СамАрта» состоялся дебют голландского режиссера Рула Твейнстра. Поставленный им спектакль «Биение сердца» был показан на фестивале во Фрайбурге (Германия), а позже, в 1998 году, на Авиньонском фестивале во Франции.

Новые горизонты перед «СамАртом» открылись благодаря счастливой встрече на театральных путях-дорогах С.Соколова с известным режиссером и театральным деятелем, народным артистом Латвии Адольфом Шапиро. Познакомившись со спектаклями «СамАрта», с его дружным коллективом, Шапиро принял приглашение Соколова к творческому сотрудничеству.

По проекту московского архитектора Юрия Харикова и режиссерской идее Шапиро, зал театра из обычного — с традиционными рядами зрительских кресел и сценой — превратился в современную, легко трансформируемую в соответствии с конкретным замыслом режиссера-постановщика артистическую студию. Сценическое действо в ней может происходить в любой точке пространства, а зрители всегда оказываются в самом центре развивающихся событий. В России аналога такого зала просто не существует.

28 апреля 1997 года стало событием, которое, несомненно, заняло особое место в культурной жизни города. Первой премьерой в обновленном «СамАрте» в апреле 1997 года стал «Бумбараш». Режиссер постановки — А.Шапиро, художник — Ю.Хариков. «Бумбараш» был выдвинут на соискание «Золотой маски» сразу по трем номинациям: «За лучший спектакль», «За лучшую работу режиссера», «За лучшую работу художника».

В 90-е завязывается еще одна дружба «режиссер-театр»: спектакли «Колобок, колобок…», «Чудовище синее», «Приключения Буратино в Стране дураков», «Малюнки кузнеца Вакулы, или Вечера на хуторе близ Диканьки» ставит Георгий Цхвирава. Тесный контакт возникает у театра и с заслуженным деятелем искусств РФ, режиссером Александром Кузиным. В 90-е на сцене «СамАрта» появляются его спектакли «Чу-ха-ха» и «Доктор Чехов и другие».

Самый популярный драматург – А. Островский

За всю историю театра насчитывается 9 постановок по 9 различным пьесам:

30-ые – «Бедность не порок», «Женитьба Бальзаминова»

40-ые – «Не все коту масленица»

50-ые – «Лес», «Гроза»

70-ые – «Доходное место»

80-ые – «Бесприданница»

90-ые – «Невольница»

2008 год – «Таланты и поклонники».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *