Нелишние вишни

Если вы хотите прямых аналогий между спектаклем «Современника» и нашей повседневностью, то вот, пожалуйста: и в жизни, и в спектакле активно уничтожаются зеленые насаждения.

Прежняя патриархальная жизнь, прекрасное далёко, потерянный, утраченный и молью траченый «золотой век». И люди на его обломках. Нам это знакомо?

Да, мы нечто подобное совсем недавно пережили, а может, до сих пор переживаем.

Спектакль театра «Современник» по великому произведению Чехова, наверное, можно назвать удачным, но вряд ли великим. Соразмерность оригиналу — явление крайне редкое в современных прочтениях классики. Но в том и величие Чехова и артистов, его творчество представляющих, что, несмотря на условности декораций и не слишком чеховское прочтение характеров, этот спектакль пробирает и разбирает вашу душу до основания, до каких-то вопросов, которые нам некогда себе задать, но отсутствие ответа мучит всю жизнь. Великие артисты, которых в этом спектакле много, делают свою работу. И многие зрители, несомненно, купят дорогие билеты, чтобы посмотреть на Неелову-Гафта-Квашу. Будут в зале и дамы, специально пришедшие показать свои новые прекрасные платья. Но Неелова-Раневская сама такая и наряжена в платье самого пошлого вида, который, скорее всего, возмутил бы изысканный вкус доктора Чехова, но вызывает восторг у сегодняшнего зрителя. Идеи пьесы, заложенные автором в текст и мизансцену много лет назад, не просто видоизменились, они теперь почти неузнаваемы и узнаваемы как никогда на новом витке российской истории. Кто такая Раневская? Типичный представитель советской интеллигенции? Профессорская дочка и внучка, вынужденная продавать дедушкину дачу в Студеном овраге? Или вдова местного олигарха, у которой на глазах рушится прежний сказочный мир, уничтожаемый то ли неумолимой историей, то ли запредельной жадностью и жестокостью живущих?

В 1997 году этот спектакль «Современника» вызвал целую бурю эмоций на Бродвее. Огромный урожай рецензий во всех крупнейших изданиях Америки. Вот что писали в «Нью-Йорк таймс»: «Труднее всего вообразить, чтобы кто-то или что-то могло испортить игру Нееловой. Экстравагантно разодетая, похожая на поблекшую птичку, она оплакивает прежнюю жизнь, не в силах поверить, что ее насильно лишают всего, что она любит. Финал пьесы проходит под стук топора — сад рубят, а в расширенных глазах Нееловой мы видим: топор ударяет прямо по ее сердцу».

Хороший образ — топор по сердцу. И откликается в нем. Но с момента американского триумфа прошло пятнадцать лет. Да и Россия не Америка. Поэтому трудно уверенно говорить о тех эмоциях, которые вызовет «Вишневый сад» театра «Современник» у самарских зрителей, но в любом случае это будет незабываемый, бесценный духовный опыт. Даже (а может, особенно!) если вы не высидите и двух действий. Классика работает с душами и так.

АФИША

ВИШНЕВЫЙ САД (2 июля). Это шедевр отечественной драматургии, великая пьеса, которую на самарской сцене представят великие актеры: Марина НЕЕЛОВА, Игорь КВАША, Сергей ГАРМАШ, Валентин ГАФТ, Ольга Дроздова.

Эта пьеса актуальна всегда. И сегодня, как и сто лет назад, мы смотрим спектакль о людях, на наших глазах доигрывающих свою смешную, свою нелепую, свою «нескладную, несчастливую жизнь». Но эта история совсем не смешная, а беспредельно трагическая, даже страшная в своей безысходности, в своей определённости, в своей финальности. История о людях, выпавших из жизни, о людях, у которых нет будущего. Герои спектакля Волчек знают об этом. Знаем и мы, но не впадаем в уныние, а продолжаем смеяться.

ТРУДНЫЕ ЛЮДИ (3 июля). Это нечто вроде комедии в двух частях с любимыми актерами на сцене. Лия АХЕДЖАКОВА, Игорь КВАША, Валентин ГАФТ, Авангард ЛЕОНТЬЕВ.

Вечный сюжет сватовства, всегда смешной и печальный, в театре, как правило, во власти открытой наивности тех, кто берется его разыграть. Мелодрама согревает зрителей чужой бедой, и в этом коварство жанра, требующего непременной любви к героям, как к самим себе. Это спектакль в лучших традициях шестидесятничества «Современник» играет на подтекстах и умолчаниях…

Марина Неелова с программой «Жизнь превращается в театр» (3 июля) на сцене филармонии. Марина Неелова – великая русская актриса, большая часть творческой биографии которой пришлась на работу в театре «Современник». «Жизнь превращается в театр» — это название новой программы, в которой актриса необыкновенно остроумно и смешно рассказывает о себе, о театре, о коллегах. Она блестяще показывает дружеские шаржи на В. Гафта, Г. Волчек, К. Райкина, Ф. Раневскую. Импровизирует, пародирует, делится воспоминаниями о дружбе с великими актерами прошлого века.

«С НАСТУПАЮЩИМ…» (4 и 5 июля). Лучшая комедия сезона в исполнении лучших комедийных актеров страны! Комедия увидела свет в канун 2011 года и с тех пор бьет все рекорды по посещаемости в Москве. Спектакль идет по пять раз в месяц, и даже летом аншлаги не спадают. А по сути, весь спектакль двое зрелых мужчин откровенничают за рюмкой водки перед новогодней речью президента. Убойный актерский тандем — Леонид Ярмольник и Сергей Гармаш — играют однокашников артистического вуза. Один из них – успешный шоумен и телеведущий (Леонид Ярмольник). Другой – талантливый драматический артист, который вынужден ходить по домам в костюме Деда Мороза (Сергей Гармаш).

Еврей и русский, успешный и неприкаянный, либерал и коммунист, острящий и заостренный.

Каждый спектакль, представленный «Современником», — это жемчужина в диадеме русского театрального искусства, встреча с любимыми актерами и величайшее культурное наслаждение. Если вы пропустите его, то можете прождать еще 33 года!

Leave a Comment

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.