Виктор Часовских: «Все думают, я занимаюсь всем ЖКХ в области…»

?Июль в этом году традиционно плачущий. Традиционно — потому что в начале второго летнего месяца у нас проходит Грушинский фестиваль, и это время всегда щедро дождями. Июль-2012 от прежних в этом смысле не отличается. Зато есть отличия в ином — их мы заметим, когда получим квитанции за коммунальные услуги в начале августа. Потому что с 1 июля мы стали больше платить за УЖКХ.

Чтобы разобраться, за что, почему и сколько мы заплатим управляющим компаниям, теплосетям, водоканалу и прочим в августе, я встретился с Виктором Часовских — руководителем «Ресурсного центра поддержки развития местного самоуправления». Встреча началась в вестибюле здания на Куйбышева, 103, а продолжилась в его кабинете на втором этаже. Бабушки-вахтерши сначала не хотели меня пропускать, но Виктор Иванович заступился: дескать, это мой старый знакомый, журналист, пришел интервью брать. Сжалились, поверили.

Поднимаемся наверх, проходим светлым коридором — здание старинное, потолки высокие, вокруг чисто и аккуратно. На дверях кабинета — табличка с должностью и ФИО, за дверью — приемная, а потом — кабинет руководителя.

— Я говорю: ребят, ну вы поймите, я же не могу ничего сделать, — говорит Часовских, садясь в кресло. — Я могу сказать, как и что делать… вон жалоб сколько лежит.

На столе — куча бумаг: распечатки, рукописные листы. Разобраться в них — недели не хватит.

— Что, и на управляющие компании к вам приходят жаловаться? — спрашиваю я, кивая на эту кучу.

— Да.

— А почему?

— Да кто их знает… Все думают, что я занимаюсь всем жкх в области…

— Может, вам и надо тогда…

— Ну да, конечно… — сарказма через край. — Ладно, давай к делу.

К делу — так к делу. Задаю заранее заготовленный вопрос:

— Мы уже привыкли к тому, что каждый год растут тарифы на ЖКХ, но не всегда понятно, как — что растет, почему так, куда должны уходить деньги и т. п. Давайте с этого начнем.

Виктор Иванович распечатывает несколько файлов из рабочего компьютера — таблицу ставок на конкретные услуги, новости об их «заморозке» до июля этого года и образец новой квитанции, которая появится с сентября.

— Вот смотри, — начинает объяснять Часовских. — Правительство РФ решило провести повышение не с 1 января, а с 1 июля и с 1 сентября — в два этапа. Основной — с 1 июля. Сделано для того, чтобы не разгоняться с инфляцией, которая сейчас у нас в стране есть. А она сейчас у нас 6%. Вот и решили: за 2012 год тарифы вырастут ровно настолько. Хотя, конечно, кажется иначе: с 1 июля и с 1 сентября тарифы поднимутся в сумме где-то на 12%. Но это же за полугодие, если считать за весь год — 6% и получается.

— И прям вот все так гладко, да? — спрашиваю с сомнением.

Часовских морщится.

— Не совсем. На газ и электроэнергию повышение произойдет один раз с 1 июля на 15% и 6% соответственно. Но на газ это своеобразно — повысится на 15% стоимость одного куба, а если приборов учета нет — стоимость не увеличится. То есть больше станут платить те, кто уже установил в квартире счетчики. И кто установит в этом году и позже. В целом же повышение планируется не более 15% по всем видам коммунальных ресурсов. К таковым относятся: холодная и горячая вода, тепловая энергия, водоотведение, электроэнергия, газ. Ну, вот чтобы было совсем понятно: если придет квитанция за сентябрь, а там повышение больше, чем на 15%, это не говорит о том, что тарифы неправильно начислены. Надо брать только названные коммунальные ресурсы — они в сумме не должны превышать 15%. Но при сопоставимых объемах потребления. Например: если в прошлом месяце человек истратил 5 кубов воды, а в этом — 7 кубов, сумма платежа увеличится. Но тариф-то останется прежним!

— Что же не считается коммунальными услугами?

— Техническое обслуживание и ремонт, ТОВДГО — техническое обслуживание внутридомового газового оборудования. Это все относится к жилищным услугам. Коммунальные тарифы я уже назвал, они и регулируются государством: есть предельные индексы для каждого региона, которые определяет правительство РФ. Область делает то же для муниципалитетов и районов. Это — первый контроль тарифов.

Ряд муниципалитетов принял уже решение сократить эти тарифы для населения и за счет средств бюджета компенсируют — скажем, в Самаре за воду платят из бюджета разницу между тарифом водоканала и тем, что записано в квитанции. А жилищные тарифы государством не регулируются и устанавливаются самими собственниками на общих собраниях по предложению управляющей компании либо ТСЖ.

— То есть сейчас должны пройти общие собрания? Или они должны были пройти уже давно?

— Была рекомендация губернатора ко всем управляющим компаниям: увеличить жилищные тарифы с 1 июля не более чем на 6%. Вот эти ставки из таблицы (Часовских стучит пальцем по лежащей на столе бумаге — Х.Г.) установлены муниципалитетами для муниципального жилья. А поскольку управляющие компании на практике собрания жильцов не проводят, они берут муниципальные ставки, и тарифы получаются одинаковые сообразно разным категориям домов.

— Виктор Иванович, а как вообще эти нормативы появляются, откуда?

— Есть постановление правительства РФ, которым определены основные виды работ управляющей компании, которые она должна проводить при обслуживании многоквартирного дома. Раньше было постановление Госстроя №170 по перечню видов работ, где было написано, что должны делать в доме — ежедневный осмотр, проверка канализационных стояков и т. д. Проводится калькуляция по расходам и определяются тарифы для населения. Но жилищные тарифы утверждаются общим собранием. Постановление Госстроя носило рекомендательный характер, а теперь определены обязательные работы. Потому что собственники должны проводить работы, которые обеспечивают безопасность эксплуатации дома. А то они могут сказать: мы будем платить 5 рублей за квадратный метр, с этого и обслуживайте.

Органы местного самоуправления калькулируют для муниципального жилья, а УК ориентируются на эти цифры.

— А в постановлении перечислены только виды работ?

— Да, только это — калькуляции там нет.

— Из чего же тогда исходят нормативы — из стоимости работ? Я хочу понять, откуда цифры появились.

— Если реально говорить — то так: берут прошлогодние, добавляют 6% и получают новые. Хотя в идеале вся ставка должна быть расписана постатейно: уборка территории — столько-то, обслуживание лифта — столько-то. Потом сумму делят на площадь дома и получается ставка. Но УК должна вынести эти расчеты на собрание жильцов, где те могут сказать: вот эту работу уберите, а вот сюда добавьте то-то. Реально этого не происходит и берутся за основу муниципальные ставки. Когда-то ведь было все рассчитано, а теперь просто вводят повышающий коэффициент — так проще и быстрее.

Это две статьи: техническое содержание и ремонт. В содержание входит и оплата работы УК, содержание и эксплуатация лифтов, выполнение аварийных работ и т. д. Полный перечень был в нашей прошлогодней брошюре, он сохранился и сейчас, просто стал обязательным. Мы скоро выпустим новую брошюру, чтобы людям было понятно. Так вот: проверка и осмотр — это содержание, а замена трубы — уже ремонт. Деньги на это берут со статей «ремонт» и «содержание» на счету дома.

А по коммунальным тарифам проще: ресурсоснабжающая организация представляет правительству расчеты с обоснованиями того, что, например, кубометр холодной воды стоит столько-то. И так далее. А министерство энергетики и ЖКХ, которое формирует тарифы, эти данные проверяет по двум параметрам. Первый — техническая обоснованность.

И второй — способность населения оплачивать такой тариф. Это еще одна подушка безопасности для населения. Есть специальная формула — исходя из доходов, неплатежей и т. д. И министерство решает: да, население оплачивать может. Или — нет, не может.

И тогда ищут компромисс. При этом для каждой ресурсоснабжающей организации устанавливается свой тариф. Поэтому для проверки правильности тарифов надо знать, какая у вас ресурсоснабжающая организация. У двух стоящих рядом домов она может быть разной, поэтому и тарифы будут разные. Проверить можно по-разному: позвонить в УК и спросить или просто сопоставить стоимость по каждой коммунальной услуге с утвержденными правительством ставками — их можно будет скоро посмотреть в нашей новой брошюре.

— Вы говорили о первом контроле тарифов. Есть и другие?

— Да. Вторая защита — это пересмотр нормативов на региональном уровне. Сейчас норматив таков: сумма в квитанции на оплату услуг должна быть меньше 22% от дохода гражданина. Если, например, у человека пенсия в 6000 рублей, а платит за квартиру он, к примеру, 3000, это больше 22%, поэтому бюджет будет ему компенсировать разницу. Так что он почти не заметит повышения.

— Это речь о малоимущих?

— Необязательно. Например, человек потерял работу — дохода нет, платить ему не из чего. Ему надо прийти в управление соцзащиты, предоставить свои данные — там скажут, какие нужны документы — его проверят и включат на получение субсидии.

Еще с сентября будет действовать 454-й приказ правительства России, согласно которому если сумма платежей гражданина в этом месяце на 25% превышает сумму его платежей за аналогичный период прошлого года, то это разницу он имеет право платить в рассрочку до конца года. Это и будет третьей степенью защиты.

— Для чего это сделано?

— Допустим, человек не может оплатить сумму из квитанции, и она меньше 22% — а чаще всего так и будет, тарифы повысятся, показатели приборов (все-таки отопительный сезон начинается) — тоже, и вся сумма будет больше на 25%, чем в прошлом году. Тогда он сможет заплатить в рассрочку и в список должников не попадет. Я думаю, это тоже хорошо.

1 thought on “Виктор Часовских: «Все думают, я занимаюсь всем ЖКХ в области…»”

  1. О газе и энергосбережении В своём интервью Новой газете В. Часовских, говоря о повышении тарифов на ЖКХ, отметил интересный факт: "…Но на газ это своеобразно — повысится на 15% стоимость одного куба, а если приборов учета нет — стоимость не увеличится. То есть больше станут платить те, кто уже установил в квартире счетчики. И кто установит в этом году и позже". Спасибо В. Часовских за констатацию сего события, мы уже увидели это своеобразие в своих квитанциях. И что же получается, господа — действия газовиков противопоставляются политике Президента! Который постоянно упоминает об энергоэффективности и инициировал одноимённый Закон. Более того — увеличением ставки только самым продвинутым потребителям, сознательным гражданам, разделяющим стремление федеральных властей сделать работу региональных энергокомпаний более открытой, а потребление — рациональным, газовая компания как бы говорит — " Счётчики не ставьте, нам ваш президент — не указ!". Конечно, они не смеют заявить так открыто, но это парадоксальное увеличение тарифов можно понимать только так. Возникает естественное желание понять — насколько серьезными могли быть мотивы, подвигнувшие авторов на такое противопоставление себя политике государства? В чём выгода? Не нахожу ничего прочего, кроме простого предположения. Деньги. При установке счетчиков всеми потребителями исчезнет плата за нормативное потребление. Зная о пробивных способностях Российских олигархов, коим и принадлежат по — умолчанию все, не только газовые распределительные компании, не трудно предположить, что нормы, которые заложены в нормативном потреблении — завышены. По другому и не может быть, ведь иначе снабжающие компании были бы в горьком и постоянном убытке. При таком раскладе может и образовывается некая неучтённая счётчиками экономия (в нашем случае газа), которая на самом деле так значительна, что позволяет не слышать ни правительство, ни президента, робко призывающих соотечественников к экономии путем установки приборов учёта. Конечно, газ — не бензин и даже не газировка, излишки из под-полы не продашь. И трудно представить себе фигуру газовика, торгующего на обочине баллонами сэкономленного газа по-дешёвке. Наверное механизм получения выгоды другой. Допускаю даже, что отпускают сей продукт по меценатски — детским домам и малообеспеченным гражданам в три-дёшево. И при этом испытывают огромное удовлетворение. Тогда пусть. Но только после нашего (граждан) на то согласия. Удивительна в этой связи позиция регионального депутатского корпуса. Описываемая мною в этой статье ситуация есть довольно редкий в наше время случай, когда интересы страны, выразителем которых является президент, находят понимание у законопослушной части народа. А газовая компания — против. А депутаты молчат, то есть по факту то же сомневаются в пользе экономии. Или не смотрят в квитанции, или и так понимают причины случившегося. Тогда объяснили бы, как это произошло (только в Самарской области, заметьте), что частная компания фактически выступила против внедрения принятого закона об энергосбережении и одержала верх?

    Ответить

Leave a Comment

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.