Некапитальная вырубка

Недавно один знакомый моей жены нашел в лесу грибы. Вроде ничего примечательного — леса у нас грибные. Но дело было в июне, когда грибов особенно нет. Зато лес пока еще есть. Дело было на 135 км. А вот на 154 км, в Малой Царевщине, леса скоро не будет. Целых 5 гектаров соснового бора вырубят под строительство 39 срубовых коттеджей от 90 до 200 кв. м. И все законно.

О том, что в лесу на 154 км появился строительный забор, я узнал от знакомого учредителя одного семейного клуба — они каждый год отмечают день рождения своей общественной организации в этом лесу: привозят детишек, играют, пляшут, водят хороводы, перед отъездом убирают мусор — и свой, и оставшийся от тех, кто отдыхал до их приезда. А в этом году излюбленное место оказалось за забором — пришлось искать другое.

Недолгий поиск в Интернете выдал застройщика — некоммерческое партнерство «Управляющая компания «Лесная долина», которую возглавляет Анвар Ишмуратов. Поселок тоже называется «Лесная долина», что само по себе пугающе: ну где вы видели долины в лесу?

СПЛОШНОЙ ОФИЦИОЗ

На официальном сайте «Лесной долины» («ЛД») написано: «Лесной участок из земель лесного фонда находится в аренде до 2055 года, с последующей пролонгацией на 49 лет. Заключен договор аренды лесного участка с Департаментом лесного хозяйства Самарской области. Произведена государственная регистрация в РОСРЕЕСТРЕ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области». В связи с этим я позвонил в указанный департамент с вопросами и… был послан в юридический отдел. Где, в свою очередь, отказались это комментировать и потребовали писать официальный запрос на имя тогда еще врио министра природных ресурсов Николая Домке.

Требование это законное, так что я написал запрос и попросил ответить на несколько вопросов. А именно:

  1. Действительно ли Департамент лесного хозяйства заключал договор аренды с НП «Управляющая компания «Лесная долина» по поводу участка площадью в 5 га (или большей) в Малой Царевщине близ железнодорожной станции «154 км»?
  2. Если Департамент с данным НП договоров аренды по этому участку не заключал, то у кого в аренде находится эта земля?
  3. На сколько лет арендован участок в сосновом бору?
  4. Какой вид деятельности арендатор имеет право осуществлять на этом участке? Где это прописано?
  5. Может ли Департамент в одностороннем порядке расторгнуть договор аренды и в каких случаях это можно сделать?
  6. Если информация с сайта НП «Управляющая компания «Лесная долина» соответствует действительности, как Вы объясните выдачу разрешения на строительство в лесу индивидуального жилья с последующей продажей на арендованном участке земли?

Как видно из вопросов, я надеялся и верил, что областное правительство не могло разрешить подобное строительство. Поэтому, отправив запрос в начале июля, я стал терпеливо ждать — согласно федеральному закону «О СМИ» министерство было обязано ответить на все вопросы в рамках компетенции.

«НАПИШИ ХОРОШО»

Одновременно я обратился по указанным на сайте «ЛД» телефонам и поговорил (правда, недолго) лично с Анваром Ишмуратовым. Он подтвердил изложенное на сайте и сказал: «Этот лесной массив мы взяли в аренду на 49 лет с правом строительства коттеджей, но не капитальных, а из бревен. Есть проект, утверждены декларации. Сейчас мы решили поставить три домика без вырубки леса и оградили территорию, потому что много людей приходит в лес отдыхать, разжигает костры. Чтобы это прекратить, мы оградили временным забором где-то 400 метров. Экология не нарушается, лес не вырубаем, а если будем — будем согласовывать с министерством лесного хозяйства». Я спросил, зачем им нужно это строительство, чем привел Ишмуратова в замешательство: «Ну, для жилья» — неуверенно начал он. «Для постоянного или это дачные участки?» — уточняю. «Нет, это не дачные участки. Там можно будет жить, мы будем проводить электричество, на следующий год планируем бурить скважину — конечно, согласуем с природоохранительными организациями, но пока мы не согласовывали и в плане бурения нет», — ответил Анвар Шаяхметович.

Кроме 39 коттеджей в поселке установят: спортивные площадки для игры в «баскетбол, волейбол, большой теннис, бадминтон и т.д.», пожарный водоем, детские площадки. Сам поселок после завершения строительства оградят забором и оборудуют системой видеонаблюдения, установят охрану.

Когда же я спросил Ишмуратова о возможности изучить разрешительные документы, он просто пригласил меня к себе на Митирева: «Я юриста позову, вам все документы покажут, приходите».

Утром я был уже в кабинете… директора ООО «Меркурий» — владельца офисного центра на Митирева, 11. Оказалось, что Анвар Ишмуратов занят сразу в нескольких видах деятельности, один из которых — сдача в аренду офисных помещений. А как мне удалось выяснить, еще один вид — строительство: Ишмуратов является директором строительной компании «Юниверс-Строй».

Ишмуратов рассказал, что земля эта у них в аренде уже три года, на протяжении которых их компанию постоянно штрафовали за мусор, оставляемый отдыхающими на арендованном участке, за костры, которые они там разжигают…

Документы мне показали: договор аренды с 2006 года («Мы тогда ничего не делали с землей», — говорит юрист Галина), свидетельство о постановке на кадастровый учет, проект освоения лесного участка («Государство решило, что мы должны подготовить такой проект — пришлось опять тратить деньги»), декларации о проводимых работах («Даже если ничего не проводили — должны писать. Копии декларации отдают лесникам, они на месте нас проверяют»). Во всех документах фигурирует некое ООО «ТАСО» — именно эта организация значится арендатором земельного участка.

Анвар Ишмуратов подчеркнул, что строительство некапитальное: «У нас столбовой фундамент, не ленточный, это — основной признак временного жилья». Строят из привозного леса, наши сосны для этого использовать не будут. Ишмуратов не надеется построить все 39 запланированных домов, поскольку местами в лесу растет кустарник, да и сама земля там, где он растет, не очень пригодна для строительства. «Хотя бы 30 построить» — вздыхает он. Но забывает добавить, что к каждому дому прилагается участок (пусть его и нельзя купить) в 6-9 соток.

Арендная плата за 5 гектаров лесной земли — 170 тысяч рублей в год. Уходят эти деньги в федеральный бюджет — Самарская область напрямую ни рубля не получает. А заработать на продаже коттеджей можно в десятки раз больше: если посчитать потраченное на аренду с 2006 года, то итоговый доход от продажи 30 коттеджей превысит расходы в 40 раз. Конечно, есть еще затраты на строительство и создание инфраструктуры, которые трудно посчитать. Ну, пусть маржа будет меньше, допустим, доход станет больше только в 20 раз — все равно это более чем хорошо.

Я спросил у Анвара Ишмуратова о рисках — ведь департамент лесного хозяйства может в любой момент расторгнуть договор аренды, и что тогда делать людям, которые купят дома? Собеседник мою правоту признал и заметил: «Наши дома можно легко забрать и увезти в другое место. Землю мы не продаем — только дома. За землю они будут платить, деньги пойдут на содержание поселка. Все это указано в положении о некоммерческом партнерстве и есть на нашем сайте. Но вообще я бы не стал паниковать: государству можно не верить на 1%, на 99% нужно верить!».

Провожая меня, Ишмуратов попросил: «Напиши хорошую статью, ладно?». Я пообещал написать правду.

«НУЖНО БЫТЬ ЧЕСТНЫМ»

Чтобы понять, чем чревато строительство в лесу, я позвонил Сергею Симаку — сопредседателю Международного социально-экологического союза, члену Общественной палаты РФ и признанному эксперту-экологу. Вот что он мне сказал: «Надо смотреть, с какой целью земля взята в аренду. Если в рекреационных — то застройщик не может, как минимум, ставить забор. Потому что по Лесному кодексу доступ в леса должен быть открытым. При этом вырубка, скорее всего, им запрещена. Но на деле вполне вероятен такой сценарий: застройщик втихую вырубит деревья под корень, сравняет землю, будто никогда ничего там и не росло. Конечно, есть надежда, что они не станут вырубать лес полностью, а только освободят необходимую площадь под коттеджи, при этом возьмут на себя обязательства поддерживать лес в нормальном состоянии, то это не будет столь критично. Критично будет другое: в результате этого проекта застройщик изымет из общего пользования этот лес. Несмотря на то, что по Лесному кодексу на лесных землях могут находиться любые граждане. Это системное противоречие, которое возникает всегда в таких ситуациях. Таким образом, идет фактически присвоение территории немногими за счет всех».

Сумму арендной платы — 170000 в год — Симак назвал «копейками»: «Это фактически бесплатно — за 5 гектаров…». Эколог считает, что фактически эту землю отдали ООО «ТАСО» навсегда.

Но это не означает, что надо опускать руки. «Необходимо выяснить, проводилась ли инвентаризация деревьев на этом месте, чтобы понять, сколько там их было и каких. И узнать, может ли застройщик, согласно договору, вырубать деревья. Если нет — можно пройти с рулеткой и, зная площадь коттеджей по проекту, измерить все открытые площади в лесу. Если подходящих полян нет, значит, застройщик, заключая договор без разрешения на вырубку, заранее знал, что будет его нарушать. И министерство, со своей стороны, тоже это знало. Такое джентльменское соглашение получ илось».

Использовать близкий к городу лес разумно стоит, считает Симак. По его мнению, в договоре должно быть прописано требование сохранить возможность прохода через занятую территорию: «Если появляется забор — значит, договор нарушен и его можно расторгнуть. Либо, если брать уже готовый проект, нужно просто честно сообщить: в этих местах будет срублено столько-то деревьев, но остальное трогать не будут».

Мы просим считать эту статью официальным запросом в министерство с целью получения ответов на вопросы, озвученные Сергеем Симаком. А именно:

  1. Разрешено ли застройщику вырубать лес на арендованном участке земли?
  2. Проводилась ли инвентаризация деревьев до передачи участка в аренду? Если проводилась — можно ли увидеть соответствующие документы?
  3. Возможно ли, в случае положительного ответа на первый и отрицательного — на второй вопросы, расторгнуть договор аренды с последующим заключением нового договора, в котором будут четко прописаны все разрешенные на основе проекта застройки (и не нарушающие Лесной кодекс РФ) действия арендатора?

Редакция «Новой газеты в Поволжье» очень надеется, что министерство лесного хозяйства не станет игнорировать федеральное законодательство и даст ответ на наш официальный запрос точно в срок и по существу.

1 thought on “Некапитальная вырубка”

  1. Уважаемый автор! Информируйте, пожалуйста, о дальнейшем развитии ситуации с лесом на 154 км. Лес необходимо отстоять. Это одно из немногих мест недалеко от города, куда можно выезжать отдыхать с детьми круглый год. Недопустимо строительство этих коттеджей, вырубка сосен (а она неминуема), ограничение доступа в лес всем остальным, кроме владельцев домов.

    Ответить

Leave a Comment

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.