Десять тысяч ботов,

или как мертвые души помогают в предвыборной борьбе

В прошедшие выходные самой обсуждаемой темой в блогах Яндекса была вырубка деревьев в Загородном парке.

Справка: По данным TNS Россия, ежемесячная аудитория Яндекса выросла за год на 29% и в декабре 2009 года составила 22,7 млн пользователей — это самый крупный портал в Рунете. По данным ComScore, в 2009 году Яндекс стал самой быстрорастущей поисковой системой в мире — рост количества поисковых запросов составил 91%.

В самой популярной поисковой системе Рунета и вдруг (!!!) – наша самарская тема. Впрочем, произошло это не «вдруг». Неделей ранее среди самых обсуждаемых тем был «рейдерский захват Самараводоканала», а за день до «вырубки» на вершину обсуждений поднялась тема «Тархов против киосков». Миллионы пользователей у Яндекса, блоггеров – сотни и сотни тысяч по всему миру. И новости из не самого известного города о не самом известном мэре вдруг оказываются интересней и популярней, чем события на ЧМ 2010, и даже решение Конституционного суда о комментариях, которое влияет очень серьезно на весь Рунет, блекнет по сравнению с тем, что никому за пределами области не известный министр Азаров вдруг получает прозвище «убийца белок» и все блоггерское сообщество негодует на него. Как бы. Потому что при ближайшем рассмотрении картинка рассыпается на отдельные, прямо скажем, неожиданные элементы.

На приведенных в качестве иллюстраций скриншотах хорошо видно, как велико количество сообщений по теме «вырубки». Максимум, который мы отметили, – это 5800 сообщений. Вот как волнует тема природы наших блоггеров. Однако при просмотре сообщений даже не очень внимательный читатель замечает однотипность не только самих высказываний (это как раз обычное дело, перепост), но и чрезвычайную схожесть самих «блоггеров». У которых в журналах ругают Азарова, потом захват Водоканала, потом Вексельберга, потом хвалят московский ногтевой сервис. Да-да, маникюр. При этом сам блоггер может быть зарегистрирован в Донецке или Бангкоке. (Ну вот, запутался совсем, где ставить слов блоггер в кавычки, а где — нет). Люди сведущие сразу поймут, что это боты. Интернет-роботы, которые создаются в большом количестве, например, для рассылки спама. Сегодня существуют технологии, которые позволяют виртуальной команде из сотни ботов поднять любой бред на вершину обсуждения блогов. Взаимные ссылки, перепост и т.п. Боты ничего не пишут. А только копипастят. Поэтому действуют стремительно. Но надуманность темы и однотипность комментов быстро становятся заметны. Значит, кому-то очень понадобилось, чтобы дутые новости – «утки» появились и размножились с фантастической скоростью. При этом сами «новости» критики не выдерживают: истерика насчет вырубки леса и убийства белок ни в одном серьезном издании подтверждения не нашла. Даже «Самарская газета» особо не усердствовала. Да и в самом парке особых разрушений не замечено. Тему «Тархов против киосков» просто странно обсуждать. Наше издание начало заниматься вопросом незаконной установки киосков несколько месяцев назад. И ничего, кроме демагогии, отписок и безадресных наездов на область пока не услышано. Более того, там, где удается найти следы, это отнюдь не следы Азарова или Артякова, или даже Трояна. В реальности незаконным киоскам попустительствуют люди в самых разных ветвях и уровнях власти, но борьба Тархова с киосками… А в блогах истерика. Вопиют «мертвые души». Не дает покоя Самара ботам из Таиланда и Украины. Причем история про вырубку всплывает, например, по ключевым словам «большие члены». Не партии, и не предложения. Но это, как говорится, цветочки. Вычурный политический заказ. Грязные политтехнологии. Адресат которых не ясен. Скорее всего, технологии ради технологий. Куражатся. Но есть в этом кураже нечто странное.

5000 сообщений по 10 сообщений на странице — это 500 страниц. Но если вы переедете на восьмую страницу, то обнаружите, что «счетчик сбился» и общее число сообщений по этой теме чуть больше ста. Соответственно страниц всего 14. Резкое сокращение. Более того, при попытке перехода на любую страницу после восьмой пользователь попадает снова на восьмую. Конечно, в какой-то момент это была восьмая страница, в какой-то даже двенадцатая. Но принцип неизменен. Количество объявленных сообщений отличается больше чем на порядок, и часть страниц не существует. И так продолжается три дня. Согласитесь, что для системы с многомиллионной армией пользователей это тревожная информация. Особенно странно, что администрация Яндекса на эту атаку клоунов не реагирует. Впрочем, это еще можно объяснить выходными. Или как-то по-другому.

«Такой глюк с нумерацией страниц имеется у Яндекса уже года два как. И не только в поиске по блогам. В обычном поиске это тоже есть, в поисках картинок тоже есть. Думаю, это связано с тем, что репликация базы данных между серверами кластера Яндекса происходит не мгновенно. Хотя точно на этот вопрос, наверное, могут ответить сами яндексовцы… Если надо, пусть пишут в службу поддержки Яндекса.»

Владислав Мосолов, директор компании Opentelecom

Вариант первый. Руководство и сотрудники Яндекса не в курсе. Значит, есть кто-то достаточно хитрый, чтобы залезть в эту (как утверждает сам Яндекс!) сильно защищенную систему и творить в ней почти что угодно.

Вариант второй. Яндекс в курсе и просто отрабатывает такой странный рекламный заказ. Значит, кто платит, тот и заказывает музыку. Невесело. Но маловероятно.

На наше письмо администрация Яндекса пока, к сожалению, не ответила. Но, независимо от ответа, необходимо взглянуть на проблему шире. Некие безответственные и агрессивные силы пытаются найти новые, эффективные, как им кажется, средства манипуляции сознанием. Пока на таком хамском, но вполне безопасном уровне. Но ведь охват Яндекса огромен. Его влиятельность сравнима с центральными телеканалами. А если завтра кто-то захочет написать своим ботам, что вода в кране отравлена, но власти это скрывают?! Или еще что-то такое? Примеры эффективного использования таких технологий уже были. В тридцатые годы, когда великий в будущем режиссер Орсон Уэллс сделал на американском радио постановку «Войны миров» своего однофамильца Герберта Уэллса, стилизовав ее под репортаж с места событий. Как будто марсиане высадились в Нью-Йорке. В начале и конце каждой трансляции диктор честно говорил: вы прослушали радиоспектакль и т.д. Но на восточном побережье США началась реальная паника, десятки тысяч людей покидали дома, бросая все. Бежали от марсиан. А ведь восемьдесят лет назад радио и было аналогом интернета – самой передовой информационной технологией.

А вот что происходило в Загородном парке 22 июня в 14.00

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *