Что видно, а что нет

После урагана «Катрина», который разрушил Нью-Орелеан в 2005 года, все политики и представители всех партий просто оккупировали телевидение. Взволнованные разрушениями и возмущением жителей оставшихся без крова, они пообещали восстановить город. Как же это всё-таки благородно, так помочь обществу, которое постигла беда.

Как вы думаете, они обещали провести восстановительные работы за свой счет? А вот и нет! За счет общества, за счет бюджета. Для этого требуется всего-лишь сократить субсидии какому-нибудь научно-исследовательскому центру, который не успел засветиться в СМИ. Возможно это будет институт, который исследует лекарство от рака или лаборатория, разрабатывающая вакцину для диабетиков. Кто будет думать о больных раком, которые лежать в одиночестве в состоянии постоянной, но тихой депрессии. У них просто нет права голоса. Каждый день они умирают и их гораздо больше, чем жертв урагана «Катрина» – это люди, которые и сегодня, когда нет никаких катаклизмов, нуждаются не только в деньгах, но и в нашей моральной поддержке и теплоте. И вполне возможно, что прямо или косвенно это у них мы отнимаем деньги. Это безусловно преступление, но они никогда не будет наказано.

Собственно, идея в том, что решения принимаются вслепую, из-за тумана мы не видим альтернатив. Мы видим только очевидные последствия. Однако последствия незримые иногда (почти всегда) гораздо важнее.

В XIX веке жил гуманист Фредерик Бастиа. За свою независимость он был непризнан на своей родине, ибо его убеждения расходились с убеждениями французских консерваторов. Зато у него много поклонников в Америке.

В своем эссе «Что видно и чего не видно» Бастиа высказывает следующую мысль: мы видим, что предпринимают наши власти и восхваляем их, но мы не видим альтернативы. Тем не менее альтернатива существует – она не очевидна и остается в тени.

Давайте вспомним ошибку подтверждения: власти прекрасно говорят о том, что они сделали, но, конечно же не о том, что не сделали. Они занимаются показухой – помогают тем и так, чтобы все видели и сочувствовали, забывая про незримые скрытые последствия. Бастиа зажег пламя либертарианства, разнес все доводы в пользу любых правительств. Его идеи применимы к любым видам власти, как либерального, так и консервативного толка.

Бастиа высказал интересную мысль о том, что если бы последствия всех действий, хороших или плохих, которые совершает человек отражались бы на нем самом, то нам было бы нетрудно судить о том, что он собой представляет. Но обычно бывает как: политическая акция рисует нам политика в радужном свете и приносит ему дивиденды, а тем временем неявные плохие последствия ударяет по всем остальным и дорого обходятся обществу.

Ну вот берем для примера борьбу с сокращениями рабочих мест. Нам покажут тысячу людей, которые сохранили свою работу. И что, кто-то в этот момент думает о специалистах, которые не смогут из-за этого найти работу для себя?

Можно еще поговорить о 11 сентября. Около двух с половиной тысяч человек были убиты Бен Ладеном за один день. Их семьи получили, как и положено, помощь со стороны государства, благотворительных обществ и других людей. Но, по данным исследования за следующие 3 месяца более тысячи человек стали тайными жертвами 11 сентября. Как? Страх летать на самолетах заставила их пересесть за руль автомобиля, куда опасного вида транспорта. В этот период был отмечен значительный рост числа ДТП на дорогах США. А их семьи даже не узнали, что их близкие тоже по сути являются тоже жертвами теракта.

Вот вам и практическая часть, которую вы так долго ждали! Когда в следующий раз вспомните о скрытых свидетельствах, когда встретите очередного человеколюбца.

Об авторе.

Напечатано с разрешением. Оригинал: http://nassim-taleb.ru/chto-vidno-a-chto-net/

Leave a Comment

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.