Город, которого не будет. 2025 год. Экологическая Самара

В июне в отеле «Ренессанс» прошло итоговое заседание Стратегического совета. Об этом «Новая» писала ранее. В рамках этого мероприятия были открыты различные секции, на одной из них прошла презентация по градоэкологическому развитию города. Секция находилась в зале «Луна», Михаил Курочкин (один из разработчиков проекта) еще тогда пошутил: «До нас как до луны».

Сам того не подозревая, Михаил своим высказыванием определил ближайшие сроки реализации градоэкологического проекта – такие же далекие и неопределенные, как и расстояние до ближайшего спутника Земли. Более того, предложения в рамках проекта настолько расходятся с сегодняшней практикой, что он может быть отнесен к фантстическим. И все-таки давайте попробуем помечтать и представить, что было бы, если бы все разработки экологов воплотились в жизнь.

2025 год. Самара

Вопреки общественной критике администрация города приняла необычное решение, вложив несколько лет назад в гардоэкологическое развитие города значительные суммы денег. Для развития этой отрасли были привлечены и бизнес-структуры города. В 2012 году Самара считалась самым безнадежным городом в Поволжье. Теперь Самарская область — экологический центр страны. Эксперты прогнозируют, что с такими темпами развития мы можем обогнать китайский город-пятимиллионник, в котором одном из первых начали использовать альтернативную энергетику. В этом городе отсутствуют прямые линии, город вписан в черты естественного рельефа местности, для получения энергии максимально используется солнечная энергия. Теперь все это есть и в Самаре. Группа разработчиков начала с модернизации самых проблемных районов города (Промышленного, Кировского и других). Но об этом позже.

После создания целевого фонда «Эко Самара» Самарская область стала первой, где началось повсеместное внедрение экологических новинок. На сегодняшний день центр экологической инноватики продолжает работу, находит соинвесторов, прорабатывает юридические пакеты и, по слухам, даже ведет деятельность по подпольной пропаганде эко-внедрения. Но это уже пелевенщина. Кстати, сейчас его никто не читает. Жители города интересуются литературой по альтернативной энергетике и экопродукции.

Исцеление города началось с поддержки экосистем, которые случайно сохранились в городе, – мелеющие озера в спальных районах, парки и другие природные элементы охраняются государством и находятся на строгом контроле.

Все начинается с дома

В 2013 году вся земля стала муниципальной собственностью, после чего Генеральный план города начали активно экологизировать.

Застройщикам предложили строить дома нового типа с использованием гелеотектуры — это ориентированные на юг постройки, в которых максимально используется площадь окна для получения солнечного света. Автономные дома, находящиеся на энергетическом самообеспечении (с автономной канализацией, минимально потребляющие энергию из теплосетей), пока могут позволить себя только зажиточные горожане, но это вопрос времени. В 2012 году подобные дома строились только в Китае, Калифорнии и Германии. Теперь строительство гелеотектурных, полностью независмых домов возможно и у нас.

Попытки строительства экокварталов предпринимались еще в 2008 году в Москве, в районе метро Нагатинская, но из-за кризиса строительство было заморожено.

Несколько десятков лет назад начиналось строительство экопоселков и отдельных коттеджей по принципу «умный дом». Сегодня подобное строительство пользуется большим спросом. «Умный дом» строится по принципу максимальной энергопассивности, за счет компьютерных технологий.

Строительство «умных домов» на начальном этапе выглядело как нечто экзотическое. Со временем стало понятно, что дом такого типа этажностью более 14 этажей всего на 20% дороже обычного, но очень быстро себя окупает. К тому же в проекте таких домов предусмотрены теплицы, в которых жители могут выращивать экопродукцию. Плотность населения в таком доме не отличается от обычного дома, но в «умном доме» есть возможность восстанавливать силы за счет природного экобаланса.

В Самаре путь к «умному дому» начался со строительства коттеджей с пассивными датчиками освещенности, которые помогали жителям более рационально использовать энергию.

В обычных домах ставили фильтр «живое окно» — эта технология позволяет сохранять тепло и при этом обеспечивает обмен воздухом в пластиковых окнах без необходимости открывания форточки. Вентиляция есть, а потери тепла нет.

В Казани в это же время началось строительство поселений с использованием экотехнологий для ветеранов.

Городская инфраструктура

Она очень изменилась за прошедшие годы. ТЭЦ больше не нужны, сегодня в домах устанавливают автономные котельни, они отличаются тем, что при их использовании нет больших потерь при передаче энергии, а себестоимость ниже почти в восемь раз.

Застройщики теперь делают автономные канализации – разводят стоки, ставят дополнительные энергетические устройства (турбины).

В Самарской области пару лет назад была разработана программа экокредитов. Теперь граждане и ТСЖ могут брать небольшие беспроцентные кредиты на так называемые эконужды.

Как транспорт будущего стал настоящим

Несмотря на большую конкуренцию, электро-автомобили все-таки победили привычный транспорт.

После создания сети заправочных станций на газовом топливе и электричестве в городе стали появляться первые электромобили – на эти виды топлива был переведен коммунальный и общественный транспорт, а также транспорт, используемый для обслуживания торговых центров.

К 2012 году в Москве было 30 электрозаправок – сегодня их количество исчисляется сотнями. К слову, в том же году электроавтомобилей было не так много. Мало кто тогда знал и о новом поколении «Газелей» и машин «Жигули» на электроаккумуляторах, которые еще тогда по цене были сопоставимы с обычными машинами того же типа. В те времена РОСНАНО на паях с китайцами построило под Новосибирском огромный автомобильный завод аккумуляторов, и все первые партии уходили в Китай. Но после того как правительство и областные власти стимулировали процесс массового запуска линейки отечественных электроавтомобилей, завод стал охотнее сотрудничать с российскими компаниями.

Массовое внедрение электроавтомобилей на рынок ударило по нефтяной и газовой сфере бизнеса. Изначально обычный автомобиль был дешевле, но по эксплуатации электро-мобиль окупался гораздо быстрее.

Поэтому «схлопнулась» и отрасль автосервисов. Электромобили делали (и продолжают делать) как можно легче — на 2/3 из пластика, и большинство деталей в нем не ремонтируется, а заменяется на такие же новые. В 2012 году их стоимость была не высока, а сегодня это для автомобилистов – копейки.

К 2025 году произошла полная реструктуризация экономики. В Самаре по опыту Запада начали продавать не товары, а пакеты услуг. Экопродукты почти полностью заменили традиционные.

Этот процесс был запущен в начале 2000-х годов в Нижнем Новогороде. Все началось с развития программы экобренда «Покупай нижегородское». В городе была запущена линейка экологически чистых товаров без ГМО и химических примесей.

Группа по градоэкологическому развитию в Самаре расширила понятие экопродуктов.

В продаже появились не только продукты питания, но и другая продукция: солнечные панели, фильтры по очистке воды, ионизаторы (очищающие воду при помощи ионов серебра), ветряки и другое.

Вернемся к продуктам питания. К 2018 году в преддверии чемпионата мира в магазинах Самары начали появляться продукты, соответствующие европейскому стандарту экологии ISO 14000. Этот стандарт включает в себя не только чистоту продуктов, но и определенные требования к земле, на которой они были выращены. Чтобы продукт соответствовал европейским нормам, в землю категорически запрещено вносить какие-либо химические добавки и удобрения на протяжении пяти лет.

Конечно, все это пока только мечты, основанные на разработках градоэкологической группы по развитию города. Но представьте себе, как бы изменился город, если бы хотя бы 20% от этих планов были воплощены в реальность. И даже если вы пока не можете себе этого вообразить, то со временем придется убедиться в реальности и продуктивности этих технологий. Всему свое время.

1 thought on “Город, которого не будет. 2025 год. Экологическая Самара”

  1. Ну да. В 2013 году вся земля перешла в муниципальную собственность… что породило массовые земельный передел, а также избиения до смерти и срочную эмиграцию всех весёлых экоактивистов. Если посмотреть на Америку и Запада, то мы увидим, что там не нужен "Национальный проект "Экология" для того, чтобы строить умные дома, поддерживать и развивать рекреационные зоны, вписывать здания в природную инфраструктуру. Это какой-то чисто российский шаблон мышления: хочешь изменить — пили национальный проект. Не нужны проекты и спецпрограммы. Нужны люди и условия для того, чтобы эти люди могли работать на благо общества, а не на благо ментов и чиновников.

    Ответить

Leave a Comment

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.