Толерантность: оптом и в розницу

С 1 сентября в школах вводится новый предмет «Основы религиозных культур». Пока его будут изучать только ученики четвертых классов. По выбору родителей или опекунов школьник будет осваивать один из шести учебных модулей: основы православия, основы ислама, основы буддизма, основы иудаизма, основы мировых религий или основы светской этики. На любой из этих предметов в программе отведено 34 часа в учебном году – то есть по одному часу в неделю. Выбор модуля будет произведен по письменной заявке родителей на имя директора школы.

В министерстве образования заверили, что преподавать предмет будут исключительно светские лица — школьные учителя начальных классов и обществоведения, получившие сертификаты в институте повышения квалификации. Как рассказала начальник отдела реализации образовательных программ Самарского управления министерства образования и науки Самарской области Маргарита Классен, на сегодняшний день в Самарской области таких «заточенных» под религию учителей уже почти полторы тысячи. На данный момент в самарских школах 58,4 % родителей выбрали «Основы светской этики», а «Основам мировых религий» отдали предпочтение 22%. Таким образом, только пятая часть школьников будет углубленно изучать какую-то одну религиозную культуру.

Например, желающих штудировать буддизм всего несколько десятков человек, учащихся в разных школах региона. В связи с этим будет формироваться межшкольный класс, которому и будет преподаваться предмет. Но формы такого обучения, как признаются в областном министерстве образования, пока еще не проработаны. Предполагается, что их будут периодически собирать вместе или проводить видеоуроки при помощи интернет-конференций. Однако главный камень преткновения – неприязнь из-за религиозной принадлежности — остается лежать на месте. И вода толерантности вряд ли под него будет течь. Десятилетних школьников, и без того склонных к тому, чтобы задразнить отличающегося от них одноклассника, разделят на группы для изучения одного из шести модулей.

«Мы сейчас обсуждаем, что делать, чтобы дети не обособляли себя по отношению к другим, или, наоборот, других детей по отношению к себе по принадлежности к определенной культуре. Мы ориентируемся на государственную политику, которая стремится никого не ущемлять по каким-либо признакам. Но конкретные подходы к обучению «Основам религиозной культуры» будут корректироваться в ходе учебного процесса», — призналась Маргарита Классен.

Кстати, за то, чтобы дети изучали православную культуру, выступило 12,5%, за ислам — 0,4%, за иудейство — 0,1%. Пока в министерстве образования не смогли дать четкого ответа, как учителя будут препятствовать разделению одноклассников по «религиозному признаку» изучения этого, как уверяют чиновники, вполне светского предмета. Чиновники и религиозные лица на каверзные вопросы отвечают невнятными фразами, смысл которых сводится к признанию важной статьи в Конституции, где говорится о том, что церковь отделена от государства.

«Важно заметить, что речь не идет о пропаганде религии, а о воспитании морально-нравственных устоев, привязанных к культурным ценностям нашей страны. Таким образом, устранятся неясности и непонимание между представителями разных культур и конфессий, снизится напряженность в обществе», — считает иерей, клирик храма святого Георгия Победоносца Вячеслав Бочков.

Напомним, что «Основы религиозных культур и светской этики» начали вводить в школах

с 1 апреля 2010 года в 19 регионах России.

А ранее в порядке эксперимента в некоторых субъектах РФ в школах было введено изучение «Основ православной культуры». Не обошлось без скандалов. Например, в Белгородской области в 2006 году учащиеся одной из школ во время урока православной культуры работали на картофельных полях Воскресенского женского монастыря. Некоторые родители забирали детей из школ, где урок ОПК в расписании ставили не первым или последним, а вторым-третьим. Было опубликовано обращение 4 родителей учащихся Белянской средней школы Шебекинского района Белгородской области с критикой преподавания ОПК в области. Вскоре после этого было опубликовано заявление 227 родителей учащихся этой же школы в защиту предмета «Православная культура». И тут же Исполком Всемирного конгресса татар выразил решительный протест, в котором говорилось, что курс ОПК — бомба замедленного действия и может способствовать росту межконфессиональной и межнациональной розни.

Также инциденты с протестом родителей против ОПК были в Пензе, Мордовии, Брянске. Однако до острых столкновений дело еще не доходило. С другой стороны, многие российские деятели ислама считают, что предмет в том виде, как он сейчас предлагает знакомить детей с религией, лучше, чем ничего.

«Еще с тех пор, как пал СССР, многие получают исламское образование за границей. И эта тенденция сохраняется. Но люди, возвращаясь затем на родину, в Россию привозят не только знания, но и другие стандарты культуры, к которым там привыкли. И начинают их навязывать уже здесь – как одеваться, как себя вести и так далее. Особенно характерно, что молодые люди становятся догматичными и своими резкими суждениями провоцируют конфронтацию с местной, уже устоявшейся традицией. А это почва для конфликтов. Поэтому пусть лучше дети узнают о разных религиях от своих соотечественников и носителей местной культуры», — считает преподаватель самарского медресе «НУР» Сайфутдин хазрат Мурсалимов.

Кстати, ученик, а точнее его родители или опекуны, вправе сменить учебный модуль во время учебного года. Так, если один год ребенок изучал православие, а потом его родители внезапно передумали, то на следующий ему придется посещать уроки по исламу или буддизму. Мнения ребенка в школе спрашивать не будут. Но, к счастью, и оценки по данному предмету ставиться не будут. Как утверждает все та же Маргарита Классен, преподавателей не ограничивают в творческом подходе к урокам. Помимо занятий в классах за партами предполагаются также экскурсии, дискуссии, посещение выставок и национальных и религиозных праздников.

«Пусть часов не много, и, может, на посещение какого-то мероприятия, например праздника, уйдет не один час, а несколько, но зато у детей останется позитивный настрой и память о ярком и интересном событии», — утверждает Маргарита Классен.

Так что, видимо, именно по приближающимся праздникам урожаев детям представителей разных культур и придется учиться тому, какие они разные, и толерантности.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *