«Шоу маст гоу»… на улицу»

18 и 19 августа в самарском «Струковском саду» прошел II международный фестиваль уличных театров «Пластилиновый дождь». Оба дня все зрители могли видеть представления на трех площадках парка: главной, где шли спектакли; малой, на которой выступали танцевальные коллективы; и музыкальной, где нон-стопом шел концерт самарских групп разных жанров и направлений. На аллеях парка тем временем публику развлекали клоуны на необычных велосипедах, мотоциклах и самоходных колясках, а также жонглирующие мимы на ходулях. Со всеми ними гости фестиваля обильно общались и фотографировались. Дикой популярностью пользовались «живые скульптуры». Опешившие молодожены по традиции заехавшие в этот день в парк просто ошалевали от бесплатного приложения к своей свадьбе. Программа фестивальных представлений была составлена так, что можно было увидеть все спектакли и даже по два раза.

Одним из главных открытий фестиваля стал Бернанрд Шнайдер – человек-оркестр из Германии. Играя одновременно на гитаре, губной гармошке и барабанной установке размещенной за плечами, он покорил публику своими незамысловатыми, но очень лиричными песнями на английском языке. Но главное, чем вызвал восторг зрителя артист — это общение со зрителями немногими фразами на ломаном русском. Приветствие «Я — Бернард Шнайдер — человек-оркестр, первый парень на деревне» каждый раз взрывало публику аплодисментами и смехом.

«Мне нравится выступать в России. Когда я играл на улице в Москве, ко мне не только подходили и бросали деньги в шляпу, а вставали рядышком с гитарами и барабанами, подыгрывали моим мелодиям и даже придумывали на ходу отличные гитарные соло. У вас очень открытая и эмоциональная публика», — поделился Бернард Шнайдер.

Австралийский клоун Ден ле Манн продемонстрировал сочетание эквилибристики и добродушного юмора, жонглируя шариками для пинг-понга, в том числе и при помощи рта. Эксплуатирующий образ нескладного, но юркого и неунывающего француза, ле Манн используя незамысловатые трюки, покорил самарскую публику интеллигентностью и трогательностью образа своего персонажа. Самым необычным представлением стало выступление питерского театра «Нон-стоп» с пластическим спектаклем «Призраками белых ночей». Шестеро актеров загримированные и костюмированные во все белое, представали то ожившими барочными скульптурами, то скандальными и напыщенными морскими чайками, борющимися за лидерство в стае, то сюрреалистичными персонажами сказок Льюиса Кэрролла. Грациозная пластика актеров вкупе с интересным саундтреком из произведений авангардных композиторов создало мистические образы, наполненные духом загадочности и лирикой. Белые костюмы артистов, в спустившихся на сцену сумерках и в лучах сценических прожекторов красиво мерцали, придавая происходящему фантастическое ощущение волшебного сна. Самым масштабным зрелищем стал спектакль «Необыкновенные видения в голове Дона К.» по мотивам романа Сервантеса «Дон Кихот» от самарской арт-студии «Пластилиновый дождь». Этот театр собственно и был организатором и хозяином всего фестиваля. Как рассказал руководитель студии Игорь Шадрин, участников самарского праздника уличных театров, они встретили на разных фестивалях, где выступали сами в течение года. Пригласили самых лучших и все откликались с энтузиазмом. К сожалению, петербургский «Театр, имени которого нельзя называть», вызвавший в прошлом году на первом фестивале у самарской публики бурю позитивных эмоций, не смог в этот раз выступить в нашем городе.

Версия романа о Дон Кихоте от «Пластилинового дождя» в форме клоунады оказалась не столько сатирической, сколько романтической историей о побеге человека в мир грез и рыцарских подвигов. В этом спектакле все происходит в сознании Дон Кихота, который от одиночества выдумал себе и Санчо Пансо и Прекрасную Даму и врага – злую колдунью. Но пройдя все превратности судьбы, выручив из беды друга и победив врагов, герой возвращается в реальный мир. Прекрасно решена сцена бури, в которой «рыцарь печального образа» спасает своего оруженосца – героический пафос, в высоком смысле этого слова, так тронул зрителей, что даже было видно, как некоторые украдкой вытирали слезы.

Помимо театров, фестиваль приятно удивил зрителей представлениями других жанров. Незатейливые, но хорошо поданные фокусы иллюзиониста Евгения Каверзина были хорошо поданы, и с помощью своего обаяния артист добился заслуженного успеха. На музыкальной площадке тем временем местный коллектив «Пять шиллингов», играющий на волынках шотландскую и ирландскую народную музыку сорвал бурю оваций. Под средневековые мотивы британских островов незнакомые друг с другом зрители пускались в пляс, становясь в хоровод, не жалея обуви отбивая обувью ритм джиги. Танцевальная студия «Луна» провела отличный мастер-класс по сальсе, на котором присутствующие зрители смогли разучить движения страстного кубинского танца. На одной из аллей парка разместилась ярмарка изделий ручной работы, где можно было купить или просто посмотреть и даже примерить экзотические украшения и галантерею – от бус из зубов акулы или вулканического стекла до веера из страусовых перьев и ковбойской шляпы крокодильей кожи.

«Аня, смотры какая маска людоеда! Давай купишь и придешь завтра в ней к Павлу Андреевичу в кабинет с отчетом за квартал!» — весело предлагала своей подруге разухабистая брюнетка, еле удерживаясь на шпильках пятнадцатисантиметровой высоты от собственного заливистого смеха. Но приятельница с сардонической усмешкой качала головой. Очевидно у нее свой подход к начальству.

Тем временем на малой площадке проект «Сила Безмолвия» показывал интересный хореографический перформанс, который стал самым интересным из выступлений танцевальных коллективов. Не смотря на значительную долю импровизации получился полноценный мини-спектакль, раскрывающий душевные переживания мира детства. Разыгрывая пластически различные ситуации, при минимуме реквизита, три артиста создали насыщенное эмоциональное повествование о радостях и трагедиях в сознании ребенка. А в перерывах между представлениями на аллеях парка можно было понаблюдать, как художники создают 3D рисунки мелками прямо на асфальте.

А вот местный дуэт «Комиксы» разочаровал публику. Артисты разговорного жанра то ли не смогли должным образом настроится, то ли привыкли работать на более камерную аудиторию. Их шутливые репризы, обращенные к публике, практически тонули в зрительском равнодушном молчании.

Самым ярким на фестивале, в прямом и переносном смысле слова, стал показ представления «Х-традиция» пластического театра «ИнЖест» из Белоруссии. Сумрачный гротескный спектакль о кризисе тиранической власти, ее уродливом и самоубийственном самолюбовании, был буквально полон огня. Под тревожную угрожающую музыку – «Болеро» Равеля с ломаным ритмом, то и дело взрывались фейерверки, актеры поджигали друг друга и падали на ходулях с двух-трех метров прямо на землю, а главный герой катался по асфальту. Публика поеживалась от испуга, но все актеры и зрители оказались целы. В некоторых моментах жесты артистов были откровенно жесткими и провокационными, особенно когда актер направил только что отстрелявшую несколькими зарядами пиротехническую тубу в зал. Но жуткое и тягостное впечатление от этого спектакля, тем не менее, вызвало бурю оваций. В толпе было слышно, как публика гадала о том, на какого же политика делалась аллюзия в спектакле. «Не, это точно не про Лукашенко, а про Путина. Им бы там не позволили батьку своего так показывать», — уверенно заявил

полноватый гражданин в очках, похожий на аспиранта технического ВУЗа, примостившийся по соседству со мной на камне, украшающем парковый каскадный фонтан.

Завершил фестиваль «Пластилиновый дождь» со своим ярким и радостным «Дурацким шоу» где три клоуна в костюмах в стиле стим-панк разыгрывали простые, но уморительные сценки, приглашая в каждой поучаствовать по паре-тройке человек из публики. К концу фестиваля на площадке возле грота в Струковском саду собралось около двух тысяч человек, так что из-за зрителей желающих увидеть финальное представление на соседних пригорках было не видно газонов. Участники фестиваля отметили высокий уровень организации мероприятия и высказали желание участвовать в празднике на следующий год.

«У вас прекрасный город и такой фестиваль служит украшением для него. Хорошо, что власти помогают. Это не только привлечет туристов, а следовательно и их деньги, но сделает людей добрее и терпимее друг к другу», — поделился впечатлениями артист из Австралии Ден ле Манн.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *