Самаре нужен мост

На сегодняшний день транспортное сообщение через реку Самара осуществляется по двум автомобильным мостам: Южному (в створе ул. Авроры) и Старому (в створе ул. Главной). В скором времени будет закончена реконструкция моста по улице Главной, но все же он не решает проблему автомобильного потока, и нет никакой возможности этот мост расширить. Только реконструировать и, вполне возможно, сделать пешеходным, отправив тем самым на пенсию прослуживший сверх своих возможностей Старый мост по улице Главной.

Когда Ильф и Петров отправляли героев своего романа «Золотой теленок» в автопробег, они рисовали советскому читателю прекрасную картину того, как изменится жизнь простого советского обывателя с появлением автомобиля. В наши дни автомобиль действительно уже не роскошь, а средство передвижения – в Самаре на 1000 человек приходится 420 автомобилей, автомобилизация растет, как на дрожжах и это уже давно проблема, а не гордость для любого крупного города России. Чтобы устранить эту проблему, в Самаре было решено строить мост – просторный, шести-полосный, чтобы разгрузить основной поток транспорта и устранить пробки в исторической части города, из-за которых стоит движение и автомобилисты не имеют возможности наслаждаться авто-прогулками, а могут только мрачно смотреть друг на друга, стоя в многочасовых пробках.

Областное министерство транспорта и автомобильных дорог выступило заказчиком проекта по строительству нового моста. Разработчики генплана все учли, стоимость материалов, прикинули, где кпить метизы оптом и другой крепеж, и нашли простое и логичное решение – строительство моста по улице Самарской. Но в связи с различными обстоятельствами было решено перенести мост на улицу Фрунзе. Чтобы понять парадоксальность и необоснованность этого решения, вернемся на несколько лет назад.

В 2006 году была собрана представительная комиссия, в которую входили министр строительства и транспорта, разработчики генплана, главный архитектор области, главный архитектор города, и руководители двух министерств, заинтересованных в строительстве этого моста. Комиссия пришла к выводу, что целесообразно было бы построить мост по улице Самарской.

В городе существует три основных магистрали, которые проходят через весь город – Ново-Садовая (которая переходит впоследствии в Самарскую), Московское шоссе, и Гагарина (которая упирается в Московское шоссе). Весь основной поток автомобилей логичнее было бы пустить по Ново-Садовой, с продолжением по Самарской. Таким образом, исторический центр был бы частично разгружен, и появилась бы возможность расширять улицы. Решение было принято и утверждено в 2008 году. Но через год все изменилось. По чьей-то инициативе было решено разрабатывать проект по строительство мосту по улице Фрунзе. Почему было принято такое решение? Этот вопрос можно было бы задать Валерию Матвееву, но сейчас должность министра транспорта занимает уже другой человек. Да и те люди, которые входили в комиссию, уже не уполномочены заниматься этим вопросом.

Председатель коллегии «Приволжское региональное общество архитекторов и промышленников», руководитель разработки генплана 2006 года Юрий Карякин:

«По генеральному плану, который разрабатывался на тот момент, планировался второй мост, во многом замещающий движение по улице Главной, он должен был быть по улице Самарской. Это было подтверждено логикой построения транспортной схемы, соответствующими расчётами, утверждено в генеральном плане города. Следующая стадия – это проектировка моста, рабочее проектирование и строительство. Ситуация изменилась. По каким-то неизвестным для меня причинам кому-то пришло в голову, что нужно строить мост по улице Фрунзе. До внесения изменений в генеральный план надо было представить расчеты, которые подтвердили бы, что вариант по улице Фрунзе лучше, чем по Самарской. Насколько я знаю, таких расчетов нет. В чем отличия этих двух вариантов: мост по улице Самарской является логичным продолжением магистрали, которой, по факту, стала улица Самарская, и уводит транспорт мимо ядра исторического центра. Мост по улице Фрунзе имеет очень сложную развязку и при его строительстве возрастет нагрузка на улицу Фрунзе и параллельную ей улицу Куйбышева, идущие вдоль Волги. Является ли это катастрофой? Видимо, нет, потому что в любом случае мост решит основную задачу – вывоз по хорошему новому мосту транспорта на левый берег».

Тем не менее, историческая часть города останется загруженной — автомобилисты будут мучительно простаивать в пробках, а жители района, через который будет проходить поток транспорта, будут вдыхать выхлопные газы в большем объеме, и копить деньги на стеклопакеты, чтобы шум города не врывался в окна их домов. При этом здесь стоит упомянуть о том, что строительство моста все же необходимо, и что автор ни в коем случае не призывает ни областное министерство транспорта и автомобильных дорог, ни проектировщиков, отказываться от своего детища и начинать работу заново и задумываться о переносе строительства на улицу Самарскую. Даже если автор на мгновение допустит мысль о том, что такое возможно, и вообразит, что готовый и утвержденный проект полетит без сожаления в мусорную корзину, а за новый проект разработчики возьмутся с новыми силами, у многих уважаемых граждан города вполне резонно возникнет вопрос — «чем вы думали раньше?». Боюсь, что вопрос этот останется без ответа, так как по истечении нескольких лет сложно найти того человека или группу людей, которая думала и принимала решение. В настоящий момент в федеральный генплан внесены все необходимые поправки, учтены замечания комиссии, и мост официально прописан в генплане на улице Фрунзе. Но когда начнется строительство, пока не ясно.

Дмитрий Махиня

ведущий научный сотрудник «ТеррНИИгражданпроект», один из разработчиков транспортной схемы 2006года:

«Строительство моста по улице Фрунзе частично снимет проблему с транспортным потоком, потому что мост проектируется с тремя полосами в обе стороны движения – он нужен, и он решает городские задачи. Вопрос только в том, где он расположен. На генплане 2006 году улица Фрунзе была улицей местного значения, потому что она обеспечивает связи внутри небольшой территории, а мост как объект федерального значения не может выводиться на улицу местного значения и здесь есть не состыковка. Какие-то улицы в городе имеют сквозной проход с выходом на главную магистраль, а какие-то упираются в непонятные тупики, например, та же улица Фрунзе упирается в театр Драмы.

Необходимо перерабатывать нормативный документ либо делать улицу общегородского значения, как этот вопрос будет решаться, я не знаю.

С другой стороны, если будет принято решение перенести строительство, как изначально планировалось, на улицу Самарскую, проблем будет еще больше. Мост заявлен как мероприятия для подготовки к Чемпионату Мира. Если мы попадаем в перечень городов принимающих чемпионат, то будет необходимо за 6 лет с нуля разработать всю проектную документацию — проводить кадастровые работы по межеванию, определению собственников, разработать проект, проводить экспертизу на федеральном уровне, и еще при этом успеть построить этот мост.

Если мы не попадаем в список этих городов, то можно попытаться изменить ситуацию. Но за счет подготовки к чемпионату мы можем решить много городских проблем, которые с которыми мы не в состоянии были разобраться десятилетиями».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *