Прогулка по выставке Никаса Сафронова, где были подростки, но не катались шары.

Рассказывали тут историю, как две дамы разглядывали в Русском музее картину Ильи Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Огромное панно, два метра на три с половиной, известный сюжет (по легенде, письмо было написано в 1676 году кошевым атаманом Иваном Сирко «со всем кошем Запорожским» в ответ на ультиматум султана Османской империи Мехмеда (Мухаммеда) IV), и вот дамы рассматривают, и одна другой говорит безапелляционно:

— Глянь, эти запорожцы все упитанные такие, как на подбор. Наверняка Репин со своих приятелей писал.

Твердая уверенность человека, что у художника вообще могут быть упитанные «свои приятели», в большое степени дарована такими мастерами своего дела, как Никас Сафронов, например.

Персональная выставка Никаса Сафронова 4 сентября открылась в музее Алабина, и билеты (300 рублей! пенсионерам небольшие льготы) продаются не на первом этаже, а на втором. Об этом с подчеркиванием и восклицательными знаками сообщает рукописное объявление на окошечке кассы. Женщина, страшно похожая на учительницу русского языка и литературы, все-таки частично всунула голову в это окошечко и сказала:

— Здравствуйте! Я – учительница русского языка и литературы.Со мной группа ребят. Мы приехали из Кировского района. Можно у вас оформить пропуск на выставку художника Никаса Сафронова?

— Нет! – рявкнула касса.

Добавила что-то неразборчивое насчет «проваливать обратно в свой район» и с треском захлопнула створку.

Учительница русского рухнула в объятия группы ребят. Депрессивные подростки мрачно выдували грязно-розовые пузыри из жвачек. Мрачно занесли педагога на второй этаж. Помимо трехсотрублевых билетов на лотке продавались диски с видами на художника (350 рублей) и альбом с репродукциями (1600 рублей).

— Однако, цены! – покраснела учительница русского, а продавщица билетов обидчиво поджала губы. – Не расходимся, ребята! Я подготовила рассказ.

Депрессивные подростки мрачно закатили глаза. Не обращая внимания на ерунду, учительница вытащила из сумки половинку тетрадного листа и зачитала:

— Громкая слава творческого человека пришла к Никасу Сафронову после написания нескольких десятков картин известных политиков и звезд шоу-бизнеса. Никас Сафронов считается самым светским художником страны и состоит в сотне лучших живописцев мира.

Депрессивные подростки с репликами «до-до-до» окружили книгу отзывов. Книга отзывов лежала на пластмассовом столике, рядом увядал цветок, и покоилась ручка для записей.

— Спасибо за гениальные сны, — бегло, по слогам прочел один из депрессивных подростков и мрачно заржал.

Учительница русского откашлялась:

— Всего за спиной автора свыше тысячи картин, львиная доля которых находится в лучших музеях мира и частных коллекциях. Непосредственно на этой экспозиции вниманию публики представлены более девяноста лучших работ автора различных жанров: портреты, пейзажи, сюжетные композиции сюрреалистического характера.

В непосредственной близости от книги отзывов размещалась картина с названием «Прекрасная ночь в Италии с видом на мой замок». Определенно, это был пейзаж. С ним соседствовал портрет – Вертинская в красных одеждах на красном диване. Портрет депрессивные подростки вниманием не удостоили, зато мрачно окружили картину «Шары желаний в волшебных сумерках». На просторном холсте среди затейливо спутанных веток катались белые шары. Вроде бы, светящиеся, но однозначно утверждать довольно сложно.

— Обращает на себя внимания серия произведений – «Река времени», где ныне живущие персонажи изображены в том или ином историческом образе, – сказала учительница русского. — Среди них портрет Владимира Владимировича Путина в костюме времен Петра Первого.

— О! – мрачно сказали депрессивные подростки, — давайте Путина посмотрим.

Если честно, они сказали: «Путена». Так вроде бы уже немодно, но они не знали.

Портрет Путина обнаружен не был. Ни в костюме времен Петра Первого, ни так. Вероятно, он украшает в данный момент лучший музей мира. Или частную коллекцию. Зато на глаза учительнице попался портрет Абрамовича в костюме вельможи XVIII века.

— Посмотрите, ребята, как хорошо художнику удалось подчеркнуть жирные складки тела этого неприятного олигарха! – сказала учительница русского.

Депрессивные подростки мрачно осмотрели Абрамовича. Странно, что он не приобрел своего портрета. Средняя цена полотна колеблется от десяти до шестидесяти тысяч евро. Вряд ли такой расход стал бы разорительным для бюджета неприятного олигарха.

— Портрет популярной певицы Мадонны нарисован в виде бабочки. Чтобы работа выглядела полностью завершенной, сам Сваровски выбирал и украшал раму лучшими кристаллами.

— Ой, Сваровски! – мрачно сказали депрессивные подростки-девочки. Мрачно ринулись на поиски бабочки и страз. Не нашли, а жаль.

— С любовью написан портрет отца художника, глаза которого так похожи на глаза самого Никаса, — проникновенно сказала учительница русского.

— Смотри, какая бурдомага, — мрачно оценили депрессивные подростки картину «Летний сон об Италии».

— Хотелось бы привести слова самого художника: «Портреты мне всегда давались легко. Мне нравится изучать человека, находить характерные черты, раскрывающие внутренний мир, стояние души», — учительница русского перевела дух и посмотрела на часы.

— Шары ему тоже, по ходу, даются легко, — мрачно констатировали депрессивные подростки, — типа, десятая картина уже с белыми шарами.

«Шары счастья» — белые шары притаились в ветвях дерева, «Магический шар на фоне зеленой травы» — тут все ясно. Магический шар на фоне зеленой травы.

— Кстати о шарах! – парировала учительница русского, — на выставке Никаса Сафронова в Оренбурге было зафиксировано загадочное явление: ночью в двух залах, где выставлялись картины, появились прозрачные шары неизвестного происхождения.

— Оп-па, — грубовато сказали депрессивные подростки, — а что курила охрана?

Засмеялись.

— Сам мастер считает это неслучайным, поскольку с детства встречался с подобными явлениями, — завершила свою мысль учительница русского и погрозила пальцем нарушителям дисциплины, но они все-таки со смехом прокомментировали последнюю фразу.

— Не удивительно, — мрачно сказали они.

Даже если исключить добровольно-принудительно собранных школьников, народу в галерее было достаточно. Три девушки поочередно фотографировались на фоне парадных портретов, причем стараясь по возможности перенять позу модели. Две симпатичные старушки ласково переговаривались, обсуждая излишнее, по их мнению, богатство рам. Потом начали хвалить шляпы друг друга: у одной летняя, соломенная. У другой – демисезонная, из мягкого драпа.

Зал бдительно сторожил бравый охранник я небесно-голубой униформе. Потому что чуть не доглядишь – а стразы-то от Сваровски уже откручены.

— Известными западными коллекционерами куплено более восьмисот полотен Никаса Сафронова. Среди владельцев его картин Софи Лорен, Ален Делон, Жан-Поль Бельмондо, Пьер Карден, Дайана Росс, Монтсеррат Кабалье, Мадонна, Михаил Горбачев, Никита Михалков, а также крупнейшие менеджеры и основатели бизнесов из списка журнала «Forbes», — победно завершила повествование учительница русского.

Свернула вчетверо тетрадный лист. Достала из-за манжета носовой платок. Вытерла лоб и щеки. Отступила несколько шагов в сторону и устроилась в кресло напротив большого плазменного экрана, демонстрирующего видеозаписи с участием Никаса Сафронова. Вот он курит сигару, вот откидывает волосы назад, вот что-то делает еще. Судя по всему — счастлив. Депрессивные подростки мрачно договаривались «разъяснить ушлепка Семенова», назначали встречу в «полвосьмого, у трамвайной остановки», скорее всего, ушлепок Семенов о приготовлениях ничего не знал и тоже был счастлив. Пока.

Фото: Музей им. П.В.Алабина

1 thought on “Прогулка по выставке Никаса Сафронова, где были подростки, но не катались шары.”

  1. как шары не знаю, а вот в том году меня с приятельницей заперли в ней, в выставке то. хорошо не на ночь, а то уж не знаю как бы мы ночевали с шарами то…

    Ответить

Leave a Comment

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.