Низкая оккупаемость

15 сентября прошёл всероссийский Марш миллионов. В Самаре акция прошла в форме митинга рядом с государственным архивом на улице Мичурина. Место известное, но даже если вы совершенно не ориентируетесь в городе, то легко нашли бы митингующих по меткам на асфальте «марш неудачников» и стрелочка в нужном направлении.

Задолго до митинга начали собираться полицейские. Прогуливались по аллее, заходили в магазин, ждали начала акции. Пока самарцы протестовали, людей в форме практически не было видно, один-два, для виду. Все остальные сокрыты от глаз.

Говорят, было много «эшников». Говорят, у церкви стояла машина заполненная полицейскими. Говорят, что такое пристальное внимание к подобным собраниям – это смешно, настолько безобидно выглядит местная оппозиция.

Сколько людей присутствовало на митинге, похоже, точно знает только тот, кто считал — в интернете цифры от 70 до 300 человек. Но людей было действительно больше, чем зарегистрировалось «Вконтакте».

В режиме свободного микрофона выступали оппозиционеры и все желающие высказаться, от анархистов до пожилых учителей. Слышно было плохо. И как обычно, затянувшиеся выступления ни кем не воспринимались. Вышел пьяный мужчина. Его тут же прогнали.

Лозунги, уже не такие оригинальные, как на самых первых-первых акциях, и все более нелогичные и неясные. Больше напоминавшие крик души, чем осмысленное требование к власти, например «все начальники сволочи». Кажется, всем наскучили подобные сборища, «тусовка» затухла.

Очень сложно освещать самарские оппозиционные акции и не повторяться — скучно-уныло-безыдейно-смешно-неудачники… и тому подобные причастия уже норма. Самарская оппозиция никуда не движется, продолжая вяло копировать Москву. В столице пригласили Путина и Медведева на «Марш миллионов», а у нас пригласили Азарова.

Говорят, пишут в «Твиттере» и выкладывают фотографии, и видео, обсуждают на ТВ, что в Москве тоже был не самый лучший митинг. Что люди были спокойны, выполнили свой долг – прошли колонной и многие потом разошлись.

Регионы, это все равно эхо центра, эхо Москвы, которая является горячей точкой. Там все сосредоточено. Но если смотреть на то, что происходило 15 сентября в Самаре, то становится понятно, что здесь все очень автономно и закрыто. И если в Москве люди вышли на улицы и выполнили свой долг, то в Самаре другая тенденция – большинство приходит обругать горстку оппозиционеров, которые, очевидно, не хотят плыть по течению, но не знают, как плыть против него.

И эти молодые нескладные люди очень нуждаются в лидере, наставнике, учителе… хоть в ком-нибудь, за кем можно было бы пойти, чьи знамена можно было бы держать, и чьи речи разбивать на цитаты для «Твиттера».

И если в Пензе на 15 сентября перенесли день города, чтобы протестная акция слилась с толпой гуляющих, то в Самаре вообще ничего не надо было делать.

Отсутствие идей и своей повестки дня делает митинги бессмысленными. И если недавно протестные движения и мероприятия были достаточным средством выражения своей гражданской позиции, то сегодня они показатель вырождения.

Есть в местной оппозиции что-то подростковое. В 90-х годах появились первые балахоны с принтами «Nirvana», «Scooter» и другие, и дети с гордостью носили балахоны с надписью «fuck myself» не зная перевода, потому что в этих вещах было что-то новое, запретное, и, конечно же, внесистемное, неизвестное. И кроме Prodigy и смешной одежды, в 90-х точно была еще надежда на будущее, и вера в то, лет через десять мир очень изменится, но обязательно в лучшую сторону.

И об этом уже написано очень много, сказано очень много, отснято и нарисовано. Но вот что останется от протестного движения 2012 года? Если взять фотоотчеты самарских акций протеста и разложить в хронологическом порядке, можно увидеть, что все фотокарточки объединяет общее настроение – скука. Участникам скучно.

15 сентября казалось, что скука достигла какого-то пика, насколько это вообще возможно.

45 минут длилась акция протеста в Самаре. И люди не расходились. Стояли и смотрели на выступавших у микрофона пенсионеров с привычной жалостью на лицах, на активистов, как на идиотов. И все меньше людей ходят на митинги и гуляния. В Самаре от движения «Оккупай» осталось только название, и оно приобрело уже другой, маргинальный и отталкивающий смысл. Протестные движения в городе — это игра в революцию и не понимание того, что от этой игры зависит будущее. Сейчас это только протест ради протеста.

Leave a Comment

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.