Только идиот не меняет своего мнения

На минувшей неделе в музее имени Алабина состоялся бизнес-семинар Марка Де Турка, где он рассказывал о том, как привлечь больше клиентов. Но на самом деле он коснулся этой темы в самом конце и больше времени уделил тому, чтобы разъяснить присутствующим, что они – больше чем тело, что нужно постоянно быть здесь и сейчас и необходимо работать с фактами и не лгать.

Марк Де Турк консультирует бизнесменов и политических деятелей в области стратегического планирования, постановки целей, построения компании, эффективного использования рекламы и связей с общественностью. Марк обучал бизнесменов в разных странах, общался с мафией и разрабатывал антикризисные программы. Марк знает множество языков и с ходу ловит русские слова своей переводчицы Татьяны, повторяет их без акцента, чем умиляет публику. Поднявшись на сцену в Алабина, он дотронулся до узла ярко-желтого галстука и извинился, что надел не красный, так обстановка зала напомнила ему о совке. Но он шутит по этому поводу уже не первый раз, потому что побывал в разных городах России и не раз выступал в таких вот пост-советских залах.

— В 2008 году я первый раз приехал в Россию. Меня пригласили в Москву прочитать лекцию о кризисе.

Как западный европеец пятидесяти лет, я имел стандартное представление о России, сформированное европейскими СМИ еще во времена моей молодости: что русские очень серьезные люди, Россия бедная, коррумпированная страна, все серое, но при этом там красивая музыка. Еще я читал произведения многих русских писателей. С такими знаниями я приехал в Россию, но здесь глаза мои открылись. По сути, если вы спросите, что я предпочитаю, Америку или Россию сегодня, я без сомнения скажу — Россию. Потому что в этой стране большинство людей ведут себя, более естественно, глобально мыслят, верят в себя и ищут возможности — это страна, которая идет вверх.

Я наблюдаю этот процесс между 2008 годом и сегодняшним днем.

С 2008 я приезжаю в Россию раз в месяц на несколько дней. Уже около года 5 дней в месяц я езжу по всей России от Благовещенска до Новосибирска (Якутия-Дагестан-Узбекистан-Самара- Уфа-Владимир-Санкт-Петербург-и так далее).

— Вы на семинаре очень много говорили про Китай…

— Я прожил с китайцами 8 лет, моя первая жена была китаянка из Шанхая. Я ездил туда-сюда между Шанхаем и Брюсселем долгое время. Два месяца назад мы были в Благовещенске, и там через 700 м Китай, совсем недалеко, но это другая история…

— Вы говорили, что между Америкой и Россией выбрали бы Россию, а что насчет того, чтобы жить здесь?

— Честно говоря, я бы хотел здесь жить.

У меня есть подруга, она наполовину болгарка, наполовину русская. Люди говорят, Киркоров ее отец, но это не правда, хоть они и похожи. Мы с ней разговаривали об этом, где жить. Может быть, в Софии, может быть, в Санкт-Петербурге. Посмотрим. Но сейчас я живу в Болгарии в основном из-за климата и налогов.

Когда мне было 12 лет, я мечтал о том, чтобы у меня был один чемодан, с которым я бы переезжал из отеля в отель. Не любой партнер согласится на такие отношения. Но это просто вопрос соглашения между людьми, вопрос выбора. С самого начала — о чем вы договоритесь, так и будет.

— На семинаре вы говорили о том, что только идиот не меняет своих мнений, решений. Что для вас перемены, вы бы хотели что-то изменить?

— Да. Я постоянно нахожусь в состоянии изменений, недавно полностью поменял личную жизнь. В бизнес-жизнь планирую внести изменения, потому что жизнь вообще — это постоянные перемены.

— Вы консультировали многие крупные компании в России и не только. И вы в своих лекциях говорите о честности. Как может сочетаться реальный бизнес, настоящая политика с теми советами, которые вы даете на своих семинарах, об открытости, честности и так далее?

— 5 лет назад меня попросили вести проект по антикоррупции на Балканах. Там ситуация похожа на Россию. В Западной Европе коррупции полно, она просто другая, более скрытая. В России и на Балканах — более открытая. Как с этим иметь дело? Это долгосрочный вопрос, на который можно ответить образованием. Я не революционер, я за эволюцию. Я верю в людей и верю, что когда вы их обучаете, они могут менять точку зрения. Это больше времени занимает, чем революция, но это в итоге более стабильно. С другой стороны, если вы бизнесмен и вы не честны сами с собой, рано или поздно это все вернется. Поэтому более эффективно вести бизнес честно. Все остальное это спекуляции.

Я, например, встречался с боссами мафиози. На самом деле их банковский счет не настолько хорош, как вы думаете, и их тела в ужасном состоянии – они болеют. И в духовном плане эти люди сходят с ума. Если вы как продавец лжете, вы себя убиваете. Это мое личное убеждение, и я в этом на 100% уверен.

— Продажа это, как правило, манипуляция. Как соотносится то, что вы делаете человека лучше, способствуете его духовному росту, и, например ситуация, когда фактически вы заставляете человека купить то, что он не хотел изначально?

— Продажа – это на самом деле не манипуляция. Давайте посмотрим сначала на слово манипуляция. «Манипулярия» с латинского — тащить за руку. Когда люди говорят «манипуляция», они думают о негативе. На самом деле продажа – это не негативная манипуляция. Продажа – это когда вы убеждены в том, что делаете, когда вы правильно, с правильными эмоциями доносите свое сообщение. Вы выясняете, что конкретно нужно человеку, и если у вас на самом деле есть решение для его проблемы, вы помогаете клиенту принять решение. Здесь нет ничего похожего на манипуляцию в негативном смысле этого слова. Некоторые люди думают, что есть, но эти продавцы долго не продают. Для меня, когда вы говорите про манипуляцию, это значит, что вы помогаете человеку выйти из сложной ситуации. Если вы используете это слово в правильной дефиниции, я согласен.

— Как человеку быть в такой ситуации, когда продавец понимает, что услуга, которую он продает, человеку не нужна? Он выяснил потребности, понимает, что они не нужны, но есть установка, что надо это продать…

— Не продавать. У меня были моменты, когда я говорил – у меня нет для вас подходящего решения. Такие продавцы могут день «напродавать», скажем, если это турагентство, свои услуги, но на следующий день к ним никто не придет.

— Вы верите в карму?

— Можно и так сказать. Я думаю, что второй человек после далай-ламы — хороший человек, Рон Хаббард тоже неплохой.

— Нужно ли тащить человека к счастью, когда он этого не хочет? Например, коммунизм, когда всех пинками загоняли к счастью. Должна ли быть у человека свобода выбора?

— Свобода выбора более важна, чем ответственность. Человеком манипулировать нельзя. Он не идиот. Раньше правительство обманывало, но люди не идиоты — рано или поздно все просыпаются.

— В начале семинара вы говорили о том, что человек больше, чем его тело. И как быть духовным и честным обычному продавцу, который получает небольшую зарплату, у которого плотный, тяжелый график работы? Как помнить об этих всех составляющих?

— Особенно когда вы бедный продавец, единственная вещь, которая у вас остается, это ваша целостность. Цель не в том, чтобы быть святее всех святых, а в том, чтобы развиваться, повышать свой уровень. Поэтому это опять вопрос эволюции. Вы, наверное, не ожидали такого ответа?

— Вы много читаете?

— Да. Но в последнее время нет, и сплю тоже не очень много. Читаю в основном труды Рона Хаббарда, бизнес-литературу либо высшую математику. Я сейчас хочу другой язык учить, поэтому языковую литературу тоже. Романы не читаю.

— Есть какая-то книга, важная, определяющая для вас?

— Да, это книга Рона Хаббарда, называется «Этика». Первый раз я прочитал ее в 1994 году, и моя жизнь изменилась за одну неделю. Я тогда получил магистерскую степень в Чикаго и, прочитав эту книгу, подумал, что этот писатель видит на 100 лет вперед. Эта книга на меня сильно повлияла.

— Вы с детства изучаете языки?

— Да. Родной язык моей матери французский, отца — датский. Поэтому с детства я говорил на двух языках. В школе – немецкий, английский, потом китайский, испанский, и сейчас учу болгарский. Может быть, выучу русский и арабский.

— Вам это помогает понимать другие культуры?

— Чертовски точно. Я бы даже сказал, если вы хотите успешно заниматься бизнесом, вам необходимо знать несколько языков. Помимо изучения языков я бы посоветовал, особенно молодежи, путешествовать. После того как я увидел 43 разные страны, я понял, что люди на самом деле не отличаются, не настолько. Китайцы и японцы – это другая история.

— Вы при этом не теряете самоидентификацию в постоянных путешествиях, многообразии языков?

— Я не считаю себя бельгийцем. Я никогда не ощущал в себе национальности. Я человек планеты, который хочет понять суть вещей, и, честно, мне все равно, бельгиец я, француз или русский… Если мне завтра скажут: русский – ладно. Это не моя игра, я никогда не рассуждаю такими категориями.

— А что насчет ваших корней?

— Мой отец умер 5 лет назад. Маму люблю, она француженка. Моя фамилия существует с 1205 года и происходит от Де Турк Хайм. Потомки боролись с турками, и во мне течет аристократическая кровь, и родственники есть по всей Европе. Но я не заостряю на прошлом внимание. Помнить – достаточно.

— Вы даете знания, проводите семинары и, грубо говоря, учите людей думать так же, как вы. Это является некоей духовной копией, или это только технология мышления?

— Я верю в индивидуализм. Даже если у людей есть одинаковые данные, информация, у них у всех все равно есть точка зрения, свое прошлое, мечты, цели, и это хорошо. В противном случае мы были бы все роботами, и это то, против чего я борюсь. Не хочу, чтобы люди были роботами, и вы тоже, я уверен. По сути, моя работа — помогать людям стать в большей степени самими собой.

— В этом есть что то религиозное?

-Религия (в правильном смысле слова, не как догмат) помогает человеку стать самим собой. Так что почему бы и нет?-Религия (в правильном смысле слова, не как догмат) помогает человеку стать самим собой. Так что почему бы и нет?

Leave a Comment

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.