Дом губернатора за 56 миллионов. Распродажа от Минимущества или заказ?

Ул. Алексея Толстого, дом №3. Особняк Субботиных-Шихобаловых, или Дом Губернатора

Одно из самых красивых зданий Самары — особняк Субботиных-Шихобаловых, или Дом Губернатора, был построен в 1878-1881 годах по конкурсному проекту архитектора Виктора Александровича Шретера в стиле неоренессанс, является памятником культурного наследия федерального значения.

Долгое время здание находилось в собственности ФГУП «Самарский электро-механический завод», режимного предприятия, доступ на территорию которого был строго ограничен.

В настоящее время является собственностью Самарской области, имея номер первый в реестре объектов, поставленных на учёт.

По сообщению «Волга Ньюс» здание будет продано с аукциона.
Областное министерство имущественных отношений Самарской области намерено приватизировать дом №3 по улице Алексея Толстого и земельный участок под ним. В субботу, 24 ноября, опубликован соответствующий приказ ведомства.

Планируется продать нежилое здание общей площадью 2,696 тыс. кв.м. В нем находится особняк Субботина-Шихобалова («Дом губернатора»). Продадут и земельный участок под ним площадью 3,7 тыс. кв.м.

Объект культурного наследия федерального значения реализуют на аукционе. Его начальная цена — 56,58 млн рублей. Новый владелец здания будет обременен определенными обязательствами по содержанию, сохранению и использованию объекта. Собственник будет нести ответственность за сохранность особняка Субботина-Шихобалова, обязан будет обеспечить неизменность его облика и интерьера. Все условия оговорены в охранном обязательстве.

На прошлой неделе представился случай попасть в особняк, пройти по всем его этажам, подняться на чердак и спуститься в подвал. Каждый раз, оказываясь в каком-либо старинном здании, невольно представляешь себе как проходила жизнь в его стенах, какими были тогда люди, чем были заняты и какая была обстановка внутри. Тени прошлого непременно являются спутниками таких наблюдений и не стал исключением и особняк Субботиных-Шихобаловых, или Дом Губернатора.

Заказчиком строительства выступили купцы Субботины, Торговый дом которых владел пятью пароходами и сорока хлебными баржами. В 1879 году ко всему прочему П. С. Субботин возвел паровую мельницу за рекой Самарой (в советское время мельзавод № 2), а в 1884 году построил известную всем паровую мельницу близ Жигулевского пивоваренного завода и даже успел войти в совет директоров самого пивоваренного завода.

На составление проекта особняка в 1877 году Петербургское общество архитекторов объявило конкурс, с выплатой премий трем лучшим проектам. Победителем конкурса с фантастической премией в 200 рублей стал Виктор Александрович Шретер, преподаватель Петербургского строительного училища и главный архитектор императорских театров. Шретер много работал в стиле неоренессанса. Особняк Субботина он представил в виде флорентийского палаццо XV века в сочетании с русским кирпичным зодчеством. Обнаженная кирпичная кладка стен позволила избавиться от штукатурки, требующей периодической окраски и ремонтов, что было «противопоказано» Субботиным, при их бесконечной торговле, сдаче амбаров в аренду и прочей загруженности.

Несмотря на огромные траты в 1870-1880-х годах на расширение производства и благотворительность, Петр Семенович задумался о постройке особняка, достойного его положению состоятельного и уважаемого купца (а с 1883 года и городского головы).

В то же время, так называемая, «русская кирпичная кладка» создала интересный художественный эффект: лейтмотивом архитектурной композиции стала естественная фактура кладки из высококачественного кирпича, красный цвет которого был удачно оттенен штукатурными деталями (например, люкарнами – круглыми окошечками) и гранитом цоколя.

К сожалению, при Шихобалове дом побелили, слегка разрушив задумку Шретера.

Сплошная рустовка фасада (да еще двойная) – вообще находится в соответствии с традицией флорентийского ренессанса XV века. От ренессансных прототипов здание отличалось лишь более сухой и дробной трактовкой деталей, что было на самом деле характерно для построек неоренессанса. Так что, неоренессанса здесь — «кот наплакал». Однако это ни сколько не уменьшает монументальности и ценности особняка.

По периметру здания, в некотором отдалении находились амбары, дальше пристани. Там кипела работа, а чуть на возвышении вырастал чудесный особняк Субботиных, и будто говорил всем: «Знайте, кто здесь Хозяин». Все очень продумано. Социальная субординация соблюдена даже в архитектурном ландшафте.

Вскоре семейство владельцев амбаров Субботиных потерпело крах, и в 1899 году после самоубийства (по данным Г. Алексушина после естественной смерти) хозяина собственность перешла в руки А. Н. Шихобалова. Слух о самоубийстве появился не на пустом месте – семья Субботиных не могла пережить крушение своего превосходного образа жизни. Шихобалов провел реконструкцию дома и сдал его в аренду под резиденцию самарских губернаторов, которые селились здесь с 1906 по 1910 годы. Именно поэтому здание до сих пор упоминается в литературе как «Дом губернатора».

3. Прежде чем войти внутрь здания, посмотрим на его фасад

4. Балкон. От него, к сожалению, мало что осталось

5. По восстановлению предстоит большая работа, а пока местами виден тот самый красный кирпич:

6. Пышное оформление фасада всегда, сколько себя помню, привлекало особое внимание к зданию и вызывало большой интерес что же скрывается у него внутри и уцелело ли хоть что-нибудь из старинных интерьеров

7. Кованые решётки окон первого этажа сохранились очень хорошо

8.

9. Итак, входим в здание и уже буквально на пороге видим невероятно красивую кафельную плитку и сразу же на входе — парадную лестницу из светлого мрамора

10. Мраморный камин и кафельная плитка необыкновенной красоты на входе, сохранность которой обнадёживает и с этим чувством идём дальше

11. Вы только посмотрите, какая красота!

12. Сводчатый потолок над входом и мраморной лестницей

13. Массивная роскошная лестница на второй этаж

14.

15.

16. Первый этаж. В комнатах со стен снята штукатурка, при этом сохранилась лепнина, а также рамы остекления и подоконники

17. Полы и колонны первого этажа, отделанные цветным мрамором

18. От прошлой деятельности завода в одном из залов первого этажа осталась большая электрическая плита:

19. В некоторых местах проглядывается старинный паркет

20. Переходим на второй этаж, залы которого поражают красотой и богатством лепнины

21.

22.

23. Дверь

24. Мраморный камин

25.

26. Большой зал с выходом на балкон на улицу Алексея Толстого

27. Роскошный потолок большого зала

28. Так он выглядит в смотровое окошко третьего этажа

29.

30. Хорошо сохранились и мраморные подоконники:

31. Зал с камином

32. Камин

33. Лепнина

34.

35. Вид из окна второго этажа

36. В следующем зале:

37. Камин

38. Лестница на третий этаж

39. Очень хорошо сохранившиеся перекрытия:

40.

41.

42. По виду состояние конструкций перекрытия крыши очень хорошее, кажется, будто это было построено совсем недавно

43.

44. Подвал особняка большой и он прекрасен. Про него можно написать отдельный пост, впрочем, как практически про каждый зал, и даже отдельные его элементы

45. Подвальное помещение с кирпичным перекрытием потолка:

46. Покидаем дом и посмотрим, что находится рядом. Большое свободное пространство возле особняка, находящееся сейчас за ограждениями по улицам Алексея Толстого и Кутякова

47.

48.

49. Улица Казанская. Канцелярия Губернатора.

Первый дом Субботиных на Казанской, 3 был построен в середине 50-х годов XIX века по образцовому (типовому) проекту. И только 2 марта 1861 года Екатерина Васильевна Субботина (жена Семена Устиновича Субботина, купца первой гильдии, бывшего приказчика Муромского купца Зазыкина) подала прошение в строительное отделение Самарского губернского правления об изменении лицевого фасада со двора её существующего уже трехэтажного каменного дома (в той же образцовой манере), а также о возведении во дворе пристроя, о перестройке каменной домовой кухни, а вместо старого деревянного, уважаемая Екатерина Васильевна, испрашивала разрешение построить каменный хозяйственный амбар и другие нежилые подсобные службы. В марте, предъявив все необходимые чертежи, она получила положенное разрешение. (Центральный государственный архив Самарской области. Ф.1. Оп. 12. Д. 826).

Нужно отметить, что Семен Устинович нажил немалый капитал на махинациях с зерном. После его смерти в 1876 году сын Петр Семенович Субботин и внук Андрей Андреевич (от второго умершего сына Андрея Семеновича) смогли создать известный торговый дом «Семен Субботин, сын и внук», который занимался продажей зерна с собственных земель в Бузулукском, Ставропольском и Новоузенском уездах, а также перепродажей высококлассной пшеницы.

Семейство Субботиных в 1870 – 1880-х годах находилось на самом взлете своего благосостояния. Пароходы, только очнувшись ото льда реки Самары, уходили к Рыбинской бирже самыми первыми и приходили туда первыми с самым дорогим и лучшим субботинским зерном – белотуркой, дающей в сечении «леденец». На Рыбинской бирже говорили: «Вот уйдут Субботинские баржи, тогда цена и упадет».

Здание по образцовому проекту на Казанской было снесено и в 1878 – 1881 годах началось строительство особняка в стиле неоренессанс. В журнале «Зодчий» в 1877 году был объявлен конкурс. Первую премию получил известный петербургский и модный тогда архитектор В. А. Шретер, премии без права постройки получили архитекторы Леонов, Меллин и Пщолко.

В начале июля 1878 года самарский купец первой гильдии достопочтенный Петр Семенович Субботин подал прошение на строительство на участке в 3 квартале 1 части Самары (Казанская, 3) каменных служб. 10 июля он получил разрешение, хотя проект по каким-то причинам был ему возвращен (Центральный государственный архив Самарской области. Ф. 153 Оп. 38 Д. 317).

Разрешение и чертежи на постройку самого дома-особняка по улице Казанской (А. Толстого, 3) по проекту Виктора Александровича Шретера в 1878 – 1881 годах, к сожалению, так и не были найдены в Самарском государственном архиве. Однако проект В. А. Шретера был напечатан в столичном журнале «Зодчий», а также вместе с другими конкурсными проектами дома-особняка П. С. Субботина помещен в знаменитую и объёмную «Архитектурную энциклопедию второй половины XIX века» Барановского.

На первом этаже находилась контора торгового дома Субботиных, а на втором этаже покои Андрея Субботина, его жены Елизаветы и их детей, а также рабочий кабинет, отделанный красным деревом и мрамором, и спальня Петра Семеновича.

Вскоре у торгового дома «Семен Субботин, сын и внук» дела пошли по нисходящей. Вероятно, это было связано с неурожаями, финансовым кризисом и судебными тяжбами с купцом Аржановым. С молотка был продан особняк Субботиных на Казанской и почти всё дело Антону Николаевичу Шихобалову в период с 1884 по 1890 годы, сам Петр Семенович Субботин уехал в Санкт-Петербург, а вернувшись, умер 5 сентября 1899 года от воспаления легких.

Новые хозяева купцы Шихобаловы сдавали бывший субботинский особняк разным предприятиям, в том числе под фирменный магазин, склад и контору местного отделения коньячно-водочного магната Шустова.

С 1906 по 1910 годы Шихобаловы сдали особняк под резиденцию самарских губернаторов Д. И. Засядько, И. Л. Блока (родственника великого поэта) и В. В. Якунина. Именно поэтому данный особняк до сих пор называют в литературе «Дом Губернатора». Засядько, заселившись в новый особняк, уже через месяц был снят (переведен) с высокой должности самарского губернатора. Следующим губернатором стал Иван Львович Блок, который расположился в особняке так: первые два этажа отводились под присутствие и канцелярию, третий (чердачный) был предназначен для обслуживающего персонала.

После убийства летом 1906 года губернатора Ивана Львовича Блока новый губернатор Владимир Васильевич Якунин посчитал долгом чести поселиться в том же доме, как бы продолжая преемственность борьбы с бунтовщиками-бомбистами». Якунин прославился многими достойными делами, пышными приемами в своем доме на Казанской, где его жена В. Ф. Якунина часто устраивала лотереи-аллегри, в которых результат становился известен сразу же после приобретения билета. Такие лотереи проводились в благотворительных целях и собирали весь свет самарского общества.

50. Улица Алексея Толстого. Дом Губернатора

По всей видимости, знаменитый особняк ждут большие перемены и новая жизнь. Очень хорошо, что это так, и хорошо, что прежние хозяева не разрушили внутреннюю отделку, сохранили лепнину, камины, кафельную плитку, мраморную парадную лестницу и другие элементы декора, дошедшие до нынешнего времени в удовлетворительном состоянии.

Здание, наполненное историческим смыслом, будто само просит логичного продолжения своей судьбы.

Кажется, что даже стены особняка зовут былое, чтобы передать эстафетой времени его прежнее предназначение настоящему. Зная и помня его биографию, с уверенностью можно сказать, что самым лучшим развитием после реставрации стало бы открытие вновь в нём Дома приёмов, в котором замечательным образом смогут разместиться приёмные Губернатора, депутатов Государственной Думы и других органов власти. Такое решение было бы удобно всем: прежде всего гражданам, и самой власти, благодаря удачному нахождению здания и редкому случаю наличия возле него свободной площадки под автомобильную парковку. Комплексные работы, включающие приведение в плане в порядок части улиц Алексея Толстого и Кутякова, восстановление фасадов старых домов, представляются очень хорошей перспективой развития этого уголка города рядом с домом с заново обретённым своим прежним именем.

Источники:

http://seleste-rusa.livejournal.com/556670.html

Блог Павла Попова «Портфели»:

— Дворец или «Дом Губернатора» http://kraeham.livejournal.com/1338.html

6 thoughts on “Дом губернатора за 56 миллионов. Распродажа от Минимущества или заказ?”

  1. Фантастически красивый особняк. Вы считает, что 56 миллионов это мало для такого строения? Но мне кажется, что лучше 56 миллионов, чем ничего. Главное, чтобы будущие хозяева исполнили свои обязательства по сохранению внешнего вида и внутренней отделки памятника архитектуры. А то ведь плюнут на сови обязательство, сделают на свой лад — по-современному, чтобьы дешевле обошлось и потом ничего не вернуть от прежней красоты. Очень хочется верить, что новый хозяин особняка будет человеком культурным, умным и сможет сохранить ту жемчужину,которая досталась ему.

    Ответить
  2.  Да ладно, снесут его, как "Буревестник", кому эти развалины вообще нужны…

    Ответить

Leave a Comment

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.