Фураги-шоу. Лучшие в двух номинациях

Подводя культурные итоги года в Самарской губернии, невозможно не поддаться грубоватому обаянию этого сложного, и в чем-то противоречивого художественного проекта. Фураги-шоу, главный, а может и единственный кандидат на звание лучшего независимого арт-проекта губернии, а сам диск с перепетыми дворовыми песнями — самый интересный альбом, выпущенный в 2012 году самарскими музыкантами.

Противоречивое наследие

Сама идея возрождения в новой эпохе фуражеского фольклора, довольно неодназначна. С одной стороны, в стране, где популярнее всего блатняк и его производные, было бы странно не обратить внимания на единственную уникальную субкультуру, тем более, на 100% местную, традиционную и да, уголовную. Фураги — это неформальное молодежное течение, как сказали бы в 80-х, объединившее молодежь Безымянки и других рабочих районов Куйбышева, на почве криминальной романтики и ценностей воровского мира. С другой стороны, вся эта субкультура довольно мелка и, увы, примитивна. Нет у нее своих героев, нет своего эпоса. Собственно, все что дали фураги мировой культуре было скурпулезно собрано в этом проекте. Немного, скажем честно. Но зато наше. Это, значит, патриотичное шоу, хотя и на блатных аккордах. И если разобраться, то и в нашем интеллигентском бардовском пении, освященном «Грушей», аккордов не больше, а правда жизни, она у каждого своя. В любом случае, как цельное явление, фураги характеризуют эпоху Куйбышева 70-х гораздо ярче, чем любой другой образ. И резко негативная реакция многих самарцев, в частности, пострадавших от «фуриков», но в основном, просто помнящих о них, тоже свидетельствует в пользу яркости и узнаваемости образа эпохи.

Три точки

Изначально проект «Фураги-шоу» базировался вокруг идеи перезаписи «фуражеских песен» (некоторые из которых даже претендуют на оригинальность!) в разных условно современных стилях. Проект поддержали самые разные самарские музыканты и сам диск, и шоу можно рассматривать с очень и очень разных точек зрения.

Во-первых, как произведение искусства. Не хочется употреблять затертое слов «артефакт», потому что это действительно произведение искусства. Упакованный в специальную оберточную бумагу «с опилками», снабженный специально выпущенным набором тематических открыток, с прекрасной полиграфией и четко-стильным дизайном (спасибо за образы и лого Лене Загородневой!!!), диск содержит пятнадцать песен в диапазоне от уморительно-смешных, до пронзительно-грустных, в стилевом разбросе от абстрактного хип-хопа до «холодной волны» и стоунер-блюза.

И это во-вторых. Используя простенький, но все-таки свой, местый музыкальный материал, оказалось вполне возможным сделать и неплохой вихляющийся ска, и пафосную, но красивую хард-н-хэви балладу, и просто несколько произведений, которые представляют не только краеведческий интерес, но и художественную ценность. Значит, не так уж и прост этот музыкальный материал? Или мы просто привыкли недооценивать то, что происходит рядом. Да, большую роль в неожиданной привлекательности новых вариантов дворовых песен, сыграли музыканты. Не меньшую — аранжировщики и продюсеры. Были задействованы лучшие силы. Независимо от стиля, будь это синти-демонизм Паши Золина или промышленный крафтпанк «Стугеронов». На концерте это было просто неподражаемо, но и в аудио слушается очень и очень интересно. Сыграно, сведено, сделано. Это относится и к проекту в целом.

В-третьих. Сделано с любовью, с бережным и даже трепетным отношением к этой сутулой блатоватой субкультуре, которую можно бы и не вспоминать, но больше и вспомнить, в общем-то, нечего. Такая культура. Наша очень. Я родился в Самаре в семье рыбака… Можно, конечно, в ответ завизжать радостно: эх, Самара, городок, беспокойнаяяяяяя!!! И так пять раз. Но вот вечером на Водников или Юных Пионеров уместней будет хрипловато как у Трики, но про семью рыбака. Местный фольклор такой. Есть такое слово Родина, сынок, как бы говорит нам червяк рыбак. И не поспоришь. Потому что и слово, и Родина действительно есть.

Всё наше (навсегда)

Потому что в подтверждение этой мысли главным бриллиантом в этой короне-бабайке сияет песня «Есть на Толевом маленький домик», спетая настоящим фурагой, так как надо. И вот эта интонация непередаваемая, и ее мгновенное неизбежное узнавание, это мгновенное путешествие во времени. Путевка в молодость, на долю секунды на секунду, вот гнусавый голос поет песню, которую, наверное, и не слышал раньше. Но пробирает. Народное искусство. Песня про любовь. И даже регги-аранжировка не может заглушить этот скрип и хрип. Голос Куйбышева и Безымянки. Впрочем, это уж совсем для местных. Для тех, кто в Толевом бывал. Для остальных — уникальная этнографическая зарисовка, повествующая о жестоких нравов аборигенов. Не надо только забывать, что несмотря на прошедшие годы и выросший социальный статус, мы и есть аборигены.

Да, любому самарскому патриоту нужно иметь в коллекции этот диск. Вряд ли вы будете часто слушать его в трезвом виде, но в трезвом виде можно смириться с тем, что это оригинальная коллекционная вещица, а когда вы начнете подпевать песне про фантом, глупые ничего не значащие слова вроде «субкультура» и «социальная антропология» будут уже не нужны.

Фураги-шоу. Лучшие в двух номинациях”: 5 комментариев

  1. Подарочный вариант с открытками и диском можно купить в БигБене (Московское ш., 4 лит.Д) в чайной лавке Намо. Отличный подарок будет на Новый год!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *