КТО-ТО СНИМЕТ ПЕНУ.

Пить или не пить? А главное, кому, когда и как? Эти философские вопросы в плоскости культуры потребления и продажи слабоалкогольных напитков в регионе обсуждали 30 января в Торгово-промышленной палате Самарской области на заседании регионального представительства Государственно-патриотического клуба «Единой России». Предприниматели и представители власти собрались «обсудить поправки в законодательстве, касающиеся ограничения продажи алкоголя и табака, и их влияние на малый и средний бизнес региона».

Фон для этого разговора составили весьма противоречивые новости. Одной рукой власть за пиво, другой против. Мэрия Самары уже давно объявила войну пивным киоскам, ежедневно с ликованием сообщая о сносе очередных ларьков, нелегально торгующих пенным. За два года с улиц Самары вывезли более 2700 самовольно установленных киосков, из них около 450 — пивные. Теперь же с 1 января с вступлением в силу новых норм и тех, кто до сих пор торговал легально, лишили права продавать пиво, если площадь помещения магазина меньше 50 квадратных метров. Нестационарные торговые точки массово закрываются, так как половину прибыли составляла именно торговля пивом. Работавшие в них продавцы лишаются своих рабочих мест. По оценке специалистов, в этой сфере в Самаре занято более тысячи человек.

А с другой стороны, производители пива получат субсидии из областного бюджета в размере 897,5 миллионов рублей. Эту помощь окажут в рамках создания регионального пивоваренного кластера, идею которого выдвинул губернатор Самарской области Николай Меркушкин. Решение приняли после заявления пивоваренной компании «Балтика» о намерениях в два раза сократить объем производства в регионе. Областным властям не с руки терять налоги от акцизов на пиво. Ведь только на этот год ожидалось около 7,7 миллиардов рублей от акцизов на пиво. Денежное вливание пивникам будет сделано при условии увеличения производства до 50 миллионов декалитров пенного напитка. К тому же в регионе планируется проводить новую политику сфере производства спиртного.

«Доля самарских предприятий на пивоваренном рынке составляет не более 30%, из-за чего область ежегодно теряет на акцизных сборах более 5 миллиардов рублей. Доля самарских пивных напитков должна составлять 80-85%. Этого можно достичь за счет придания монопольного статуса самарским предприятиям», — заявил губернатор депутатам областного парламента в январе.

В этой непростой обстановке борьбы с алкоголем и за него обсудить судьбы предпринимателей в свете ограничений по продаже пива на круглый стол в ТПП собрались партийные бонзы реготделения «Единой России», чиновники областных ведомств и городских департаментов и бизнесмены. Но дискуссии как таковой не произошло, поскольку все бравшие слово предваряли выступление заверениями о пользе борьбы с нелегальной торговлей алкоголем, но затем сбивались на перечисление несовершенства действующих правовых норм.

«В законе об ограничении продажи пива очень много дыр. При этом большинство предпринимателей работают честно, но пострадали от введенных норм по расстоянию магазинов со спиртным от школ и детских садов», — отметил депутат Самарской губернской думы, региональный координатор партийного проекта «Народный контроль» Сергей Иванов.

Дело в том, что по закону уже несколько лет запрещена торговля спиртным на расстоянии менее 100 метров от образовательных учреждений (детских садов, школы, институтов, домов детского творчества и т.д.) Однако, если взять в руки циркуль и очертить всю карту города зонами безопасности вокруг учреждений, то получится, что в наиболее заселенной части Самары есть всего лишь несколько десятков островков для подобной торговли. И это при том, что в июне 2011 года Самарская городская дума выступила за сокращение действовавшего с 2005 года минимального расстояния от школ, больниц и пр. точек продажи алкоголя с 200 метров до 100 метров. Абсурдность законодательной нормы, как обычно водится в России, на практике нейтрализовалась фиктивностью ее исполнения. Однако теперь, на гребне новой волны антиалкогольной кампании, это ограничение вновь стало оружием в руках проверяющих органов.

«Конечно, никто не говорит, что нужно повально запрещать алкоголь, а развивать культуру пития. «Закон о пиве» на сегодняшний день имеет множество недоработок. Не урегулированы параметры по площади, степени стационарности и времени работы. Но главное, что началась работа по внедрению цивилизованных норм торговли и вытеснению нелегального алкоголя с прилавков. Возможно, ситуация улучшится, если внедрить добровольную сертификацию местных производителей алкоголя», — выступил с инициативой руководитель управления мониторинга и контроля департамента регулирования оборота алкогольной продукции регионального минэкономразвития Валерий Филиппов.

Он считает, что данная мера не только дополнительно защитит покупателя от риска, но и поможет продвинуть именно алкоголь местного производства в торговых сетях области, которые зачастую принадлежат собственникам из других регионов.

Однако предприниматели считают, что корень зла не столько в конкретных нарушениях закона, сколько в должностных лицах, злоупотребляющих своим положением.

«Пока будут варьироваться суммы штрафов за нарушения, будет коррупция. Ведь понятно, что любому предпринимателю в этой ситуации проще дать взятку. У нас есть успехи в этой сфере, теперь бизнесмен может потребовать журнал проверок у контролирующих органов. Но я каждый раз убеждаюсь, что об этой норме почти никто не знает. У нас такая позиция – бизнес должен вестись честно, но чиновники должны соблюдать правила, а не доводить их до абсурда. У меня год начался с того, что бизнесмены обращаются ко мне в шоке. Наше местное МЧС заняло первое место то ли по России, то ли по Приволжскому федеральному округу по выданным предписаниям нарушения норм гражданской обороны. Ну как в таких условиях будет развиваться бизнес?» — риторически вопрошал председатель Торгово-промышленной палаты Валерий Фомичев.

В результате часовой дискуссии всех выступавших объединил сетующий тон, но они так и не смогли выработать резолюцию. Депутат Губдумы Алексей Чигинев, модерировавший дебаты, попросил «не муссировать больше эту тему». Он же в финале собрания предложил и чиновникам, и предпринимателям направлять свои предложения по теме выхода из ситуации в ТПП и реготделение партии.

«Я считаю, что с трудом можно называть предпринимателями людей, которые ставят ларьки и торгуют пивом. Разумеется, никто не должен взять и закрыть полностью торговлю спиртным. Но необходимо стремиться делать как в Европе, в той же Чехии, где культура пива насчитывает столетия – создавать кафе, маленькие пивоварни, чтобы все было цивилизованно, а не ларьки. То, что в производство пива будет вложение средств бюджета, это хорошо, поскольку это поддержка промышленности. Но главное, что не нужно смешивать это с продажей. Пиво такой же продукт, как хлеб или колбаса. И как бы кому ни хотелось, пиво потребляют и потребляют достаточно много. Его надо производить и продавать, но реализовывать в правильных, нормальных условиях. В первую очередь, запреты на торговлю в киосках предназначены для защиты несовершеннолетних от доступного алкоголя. Конечно, должна быть какая-то форма защиты тех людей, кто работал в этих киосках, а сегодня будут выброшены на улицу. Те, кто был официально трудоустроен – им положено пособие по безработице. Но если честно, рабочих мест в городе полно. Иди и устраивайся. Но ведь мало кто хочет идти в дворники, хотя там сейчас неплохо платят от 15 до 20 тысяч рублей. У нас большой рынок труда и нет безработицы», — прокомментировал итоги дискуссии Чигинев.

Leave a Comment

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.