Квартирная порча 2

Откуда берутся огромные долги за коммунальные услуги? И почему их невозможно погасить? Небольшое расследование «Новой» по мотивам диалога губернатора и директора одной тольяттинской УК, имевшего место на недавней встрече Николая Меркушкина и представителей бизнеса.

Эта тольяттинская Управляющая компания уникальна — индивидуальными и домовыми счетчиками оборудовано 95% квартир. Но и этого, оказывается, недостаточно. Потому что есть долги. Сумма долгов, по которым компания дошла до суда, составляет 5 миллионов. Много, но сумма не кажется фантастической по сравнению с миллиардами общего областного долга, но это только одна небольшая компания в Тольятти. Николай Иванович посоветовал создавать ТСЖ, мол, в них такие проблемы сами собой разрешатся, но вынуждены огорчить губернатора: ТСЖ — это не панацея от коммунальных долгов. Пока в нашей стране есть неприкасаемые долги, будут плодиться.

Перенесемся из Белого дома, где проходит встреча губернатора с бизнес-сообществом, буквально на 500 метров, на улицу Садовую. Здесь стоит один из домов, которые принято называть «проблемным».

В нем уже давно существует ТСЖ, созданное в те тяжелые времена, когда все его участники были обманутыми дольщиками, а сама достройка дома была под вопросом. Это не просто ТСЖ, а довольно сплоченное сообщество людей, прошедших вместе долгий путь и победивших, достроивших дом за «свои». Опытнейший председатель и члены правления. Люди, прошедшие бесконечную череду кабинетов и судов, знающие законодательство и имеющие опыт его использования. И ничего не могут сделать с долгами по «коммуналке».

В советские времена люди наивно полагали, что новоселье — это конец злоколючений. В эпоху ТСЖ и ЖКХ стало ясно, что это только начало!

Неплательщики, как и в большинстве новых домов, люди очень небедные. Имеющие по городу множество недвижимости. В квартирах в основном не живут и поэтому не считают нужным платить за них. Например, некто Р. должен свыше 400 000 рублей! Естественно, что деньги, недополученные с жильцов, само ТСЖ вынуждено отдавать за оплату услуг, равномерно распределяя деньги должника среди платежей законопослушных граждан, и, конечно, граждане негодуе. Но большинство таких должников люди не просто богатые, но и при положении. Например, работники прокуратуры, или арбитражного суда, или МВД, или еще каких-то силовых органов и структур. Мало кто в ТСЖ рискнет связаться с такими жильцами.

Естественно, что председатель ТСЖ раньше или позже отправляется в суд. И суд выносит решение в пользу ТСЖ. Взыскать и т. д. И тут в дело должны втупать судебные приставы. Но реальная ситуация такова, что никакие приставы никуда не приходят. В случае с домом на улице Садовой председатель ТСЖ тоже пошел к судебному приставу с пачкой копий судебных решений. Пристав на большом месяце беременности, не стесняясь, сказала, что вы, граждане, видимо, телевизора насмотрелись, судебных предписаний пачки, а беременная девушка-пристав только одна. И ей, честно говоря, гораздо удобнее собирать деньги с юридических лиц, которые исправно выплачивают всё причитающееся под угрозой блокировки счета и остановки деятельности. 7% от каждого взысканного долга. Но искать инвесторов, которые не живут в своих квартирах и не оплачивают коммуналку, объективно некому. Пристыдить господ силовиков тоже. И вот у председателя ТСЖ есть миллионы долгов и стопка бесполезных судебных решений. Плюс долги, которые надо отдавать регулярно, потому что ТСЖ — это как раз юридическое лицо, и с него деньги берут исправно — под угрозой закрытия счета. Походив по кругу, председатель ТСЖ и члены правления, не видящие перспектив, снимают с себя полномочия, просто потому что не в силах переломить ситуацию. Даст Бог, у этого дома все будет хорошо. Но сама ситуация, когда люди, прошли все круги ада «обманутых дольщиков», многажды судились, достроили дом и несколько лет эффективно управляли им, а потом вдруг сломались на коммунальных долгах, выглядит красноречиво. Долги обладают собственной разрушительной энергией, а неэффективность системы взыскания делает всю перспективу системы ЖКХ очень мрачной.

В СМИ сложился стереотип — неплательщики в системе ЖКХ — это люди с низким социальным статусом, живущие в бедных кварталах и склонные к вредным привычкам. На самом деле неплательщик в системе ЖКХ сегодня — это, прежде всего, богатый человек. Человек при положении. Зачастую в официальной должности. И нет ли возможности просто запросить для всех сотрудников силовых и управленческих структур, а также судов, да заодно и представителей законодательной власти, квитанцию об оплате за коммунальные услуги, свет и тепло. Скажем, за последние три месяца. Очень может сильно повлиять такая мера на снижение общего объема долгов в сфере ЖКХ. А уж если попросить господ рантье приложить ко всем документам на право собственности еще и документ об оплате коммунальных платежей… Можем спасти ЖКХ и переломить ситуацию в этой сфере разом. Хотя, конечно, сами по себе такие меры соврешенно неприемлемы и возможно, даже не совсем законны.

Но другими способами, увещеваниями и призывами к созданию ТСЖ, как мы видим на представленном выше примере, проблема не решается, а только усугубляется.

И Николаю Меркушкину, и министру ЖКХ придется рано или поздно прибегнуть в этой сфере к мерам репрессивно-административным, но, судя по тому, как пытался губернатор убедить руководителя тольяттинской УК, что все дело в отсутствии ТСЖ, нам придется подождать того момента, когда квартирный вопрос окончательно все испортит. А то, что этот момент наступит, сомневаться, увы, не приходится. Накопленные долги — это деньги не направленные на капитальный ремонт наших сильно изношенных сетей. Цифры износа, котрые нам даются, носят условный характер, но их абсолютная величина приближается к ста процентам. Коммунальная авария в Самаре, по словам губернатора, крупнейшая на сегодня в России. И никакой перспективы к улучшению ситуации. Сегодня губернатор Меркушкин встречается с г. Вексельбергом, контролирующим «Самараводоканал», с момента передачи нашей системы водоснабжения в частные руки прошло уже около года. Нет даже проекта инвестиций и развития инфраструктуры. При том что сегодня, конечно, на повестке дня, текущий ремонт.

Конечно, на встрече Вексельберг будет говорить с губернатором о долгах самарцев за воду. Увязывая невозможность развернуть серьезную инвестиционную программу в условиях высокой задолженности. Как бизнесмен, он абсолютно прав, и сегодня компании, зашедшие на рынок энергетики и водоснабжения, несут серьезные убытки. Но ведь речь идет о системе водоснабжения и, в конечном счете, о жизни миллионного города. Значит, долги надо отдать? Все это напоминает детский стишок: потому что в кузнице не было гвоздя. Но катастрофы уже есть, долги тоже. Усугубим ЖКХ?

Leave a Comment

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.