Женщины идут.

Неожиданно Coca-Cola собрала самарских предпринимательниц, чтобы пожелать им успеха в труде, и пропиариться. Как и всегда, самым интересным на подобных мероприятиях оказываются люди.

Business Women в России – особый народ. Они отличаются от всех остальных своей необыкновенной самостоятельностью. Чаще всего это вынужденная самостоятельность –вообразите себя владелицей небольшого продуктового магазина. В шесть тридцать привезут хлеб. Поэтому вы просыпаетесь в пять, в шесть ровно уже греете воду, моете пол, перетаскиваете куриные тушки из большого холодильника в маленький, и начинается день. Выбиваете чеки, ругаетесь с поставщиками, спорите с арендодателем насчет того, кто должен ремонтировать клозет. Чините клозет, продаете кур, оставшихся возвращаете в большой холодильник, и радуетесь, что он пока не течет. Наконец, открываете почтовый ящик, читаете приглашение на семинар по поддержке женщин-предпринимателей. Засыпаете сном еще более уставшего человека, и видите во сне аккуратные строки: отель «Ренессанс» распахнет свои двери.

Отель «Ренессанс» распахивает свои двери избирательно: в первом ряду распахивает левые, во втором – правые, и приходится сновать зигзагами, изворачиваясь.

— А если пожар, то что же, – ворчит крупная дама, одетая в традициях купеческой Самары, но с ближневосточными мотивами. Уточняет у девушки за рецепцией, где будет конгресс женщин-предпринимателей.

— Конгресс? – администратор непонимающе смотрит, — вам мероприятие, наверное. Зал «Салют». Прямо. Через гардероб. У бара — налево. Секьюрити проводит вас.

— Не надо секьюрити, — пугается дама. И да — совершенно непонятно, что делать с внезапно появляющимися помощниками, как их утилизовать.

Мероприятие проводит компания Coca-Cola. Впервые в России. Пока тут никто особенно не поддерживал женщин-предпринимателей. Но есть интерес: а что будет, если все-таки поддержать. У барной стойки коротает время блондинка с тонкой сигаретой и толстой книгой «Правила Джобса». Оживленно рассказывает собеседнице, блондинке без сигареты:

— И знаешь, в чем главное отличие книги Джобса от книги Ли Якокки «Карьера менеджера»? У Якокки главная мысль: «будь лучшим на своем месте», то есть, если ты работаешь официантом, будь лучшим официантом. А у Джобса главная мысль принципиально иная: «занимайся любимым делом, и будешь лучшим».

— И что сейчас делает Якокка? – спрашивает блондинка без сигареты.

— Что-то делает, — отмахивает дым блондинка с сигаретой, — фондом каким-то рулит. По восстановлению статуи свободы.

— А твой Джобс, кажется, умер, и кажется, в муках, — с намеком говорит блондинка без сигареты. Блондинка с сигаретой в задумчивости прикуривает вторую от первой, отвергая протянутую барменом зажигалку.

Заявленный в программе «приветственный фуршет»: на столиках пирожки, порезан лимон, чайные пакетики выложены по ранжиру, в сияющих нержавеющей сталью бойлерах горячий кофе. Женщина в черном костюме, черной блузке из кружева, черных колготках и с черной заколкой-бантом в черных волосах просит налить ей молока, и побольше

— Не терплю черный, — говорит доверительно.

— Ватрушки спорные, — отвечает ей собеседница, причесанная так гладко, что в ее затылке отражаются лампы, — я в такие лимонную цедру добавляю.

На трибуне Екатерина Александрова, директор по развитию компании Coca-Cola, объясняет, почему компания Coca-Cola сочиняет программы по поддержке женщин-предпринимателей. Вовсе не потому, что скучно заниматься производством безалкогольных газированных напитков, или не хватает пиара.

— Главный человек в компании говорит: это время принадлежит женщинам. Помоги женщинам получить власть, и мир изменится.

На экране появляется слайд с высказыванием главного человека в компании. На английском языке. Оно и понятно, вряд ли главный человек в Coca-Cola сидит и говорит по-русски: «это время принадлежит женщинам», а Екатерина Александрова прилежно записывает под диктовку.

— Женщины – растущая сила общества. Я имею в виду не только политических лидеров или тех, чьи имена не сходят со страниц Форбс, но и всех нас. Большинство решений в семьях принимают женщины. В наших руках две трети мировых расходов. Это огромная сумма! 66% мировой рабочей силы – женщины. И тут имеет место одна из несправедливостей, сопровождающих жизнь женщины – 66% мировой рабочей силы получают всего 10% от всего фонда мировой заработной платы.

Под потолком зала «Салют» плещет крылами тень феминизма. Малочисленные присутствующие мужчины выпрямляются, не касаясь спиной спинки стула. Екатерина Александрова усугубляет:

— В основном мужчины тратят деньги на себя и на свое хобби. Женщины предпочитают расходовать заработанные средства на поддержку семьи.

На экране возникает новый слайд. На русском: «ЧТО, ЕСЛИ МЫ ИМ ПОМОЖЕМ?»

Потрясающей красоты девушка в туфлях, купленных в мультибрендовом онлайн-бутике http://icoupons.ru/ru/lamoda/ с каблуками 12 см зловеще улыбается и переспрашивает, следует ли это понимать так, что нужно помочь мужчинам тратить деньги на себя и свое хобби. Ее соседка одобрительно морщится. Действительно, тратят на себя.

— Наша программа называется «5 by 20», что соответствует желанию компании помочь 5 миллионам женщин стать предпринимателями к 2020 году. Многое уже сделано. Например, в Африке. Учитывая специфику климата и уровень социально-экономического развития этой зоны, мы предоставляем женщинам торговое оборудование и доступ к товару. Для Индии адаптированы другие программы. Туда компания поставляет холодильники, работающие от солнечных батарей. К тому же, от такого холодильника можно заряжать мобильные телефоны, что очень актуально для сельских не электрифицированных районов. Теперь перед нами стоит задача выяснить, какого рода программы приемлемы для России. Может быть, обучающие. Существует такая программа, называется STAR, она представляет собой тренинг для владельцев магазинов розничной торговли.

Задаются вопросы. Женщины-предприниматели доброжелательно интересуются, будут ли эти программы бесплатными. Конечно, хорошо бы, чтобы бесплатные. Но если и на коммерческой основе, то они заплатят, изыщут резервы.

— И вот, — вполголоса рассказывает соседке кудрявая красотка, — привозят какую-то бумагу из администрации по поводу освободить помещение в двадцатичетырехчасовой срок. Я – в администрацию. Нашла человека. Что же ты делаешь, говорю. Какой еще срок. А он смотрит на меня и прищуривается: все можно исправить, моя дорогая.

Собеседница ничуть не удивлена.

— Исправила? – только уточняет.

— Разумеется, — кривит подведенный темно помадой рот красотка, — три часа жизни псу под хвост. И после сауны у меня всегда сосудистая аллергия.

Женщины, растущая сила общества, зачастую реально оцениваются лишь маркетологами, выбирающими целевую аудиторию, фокус-группу, чтобы продать еще больше светлой пудры, туфель на шпильке и чулок цвета «мокко»; но маркетологи склонны ошибаться. Маркетологи воображают, что покупка светлой пудры и чулок является конечной целью растущей силы общества , а это ведь только средства. Даже если не помогать женщинам, они все равно получат власть. То-то будет страшно.

1 thought on “Женщины идут.”

Leave a Comment

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.