Богатство блюза.

В воскресенье, 3 марта, в концертном зале «Звезда» состоялся концерт Владимира Аветисяна, группы «D’Black» и американской звезды блюза Моники Грин. «Не упустите возможность посетить праздник рок-н-ролла», — призывали афиши, и многое не упустили.

Наверное, самые доброжелательные охранники Самары работают в «Звезде» — так они милы, так не настаивают на полном освобождении карманов, что нельзя не преисполниться доброжелательности уже на входе. Бар, располагающийся по левую руку, тоже способствует. Изобретательный бармен смешивает, но не взбалтывает водку-мартини, исподволь плещет в бокал нечто зеленое, привлекательное.

Неподготовленному человеку поверилось бы с трудом, но в зале – аншлаг, и даже приставные стулья выставлены в проходы. Честно говоря, Владимиру Аветисяну сильно мешает, что он олигарх, и все знают этапы его славной трудовой биографии и приблизительный уровень доходов. Средний российский зритель изначально настроен скептически, и броню его подспудной неприязни к олигархам нужно сначала сокрушить. Что, собственно, уже и происходит на первых минутах шоу.

С пресс-конференции Владимира Аветисяна. Вопрос: Владимир Евгеньевич, вчерашний концерт состоялся после большого перерыва, последний раз мы вас видели в Самарской филармонии в июле; чем прежнее выступление отличается от настоящего?

Ответ: Это два абсолютно разных события. Наш концерт в филармонии можно назвать в известной степени пробой пера, когда мы пытались нащупать нужную линию в сценографии, видеографии, свете. Вчера состоялось уже настоящее шоу, со всеми присущими ему элементами.

В полнейшей темноте сцену косо прорезает единичный белый луч прожектора, и внезапно виден клавишник. Таким же впечатляющим образом появляется frontman Аветисян плюс остальные участники команды. Графический экран за спинами музыкантов взрывается тысячами звезд, они кажутся объемными и источают свет холодной части спектра. Но графический экран способен не только на это: в начале каждой музыкальной композиции на нем появляются краткие стихотворные переводы, далее их сменяют черно-белые изображения участников группы.

С пресс-конференции Владимира Аветисяна. Вопрос: В постановке вашего шоу принял участие известный режиссёр Александр Ревзин. В чем заключался его вклад в программу?

Ответ: «Александра Давидовича в глаза и за глаза называют «великий и ужасный». Он относится к тем редким людям, что всегда говорят правду; ведь когда после концерта приходят друзья, то хвалят: ой, все было хорошо. Я всегда говорю: я сам знаю, ЧТО было хорошо, скажите мне, ЧТО было плохо. И Александр Давидович всегда говорит. Причем с первых минут. Он приехал дня за три до концерта, и сразу скомандовал: вот это убрать, это переделать, сюда добавить цвета, графический экран должен демонстрировать артистов лишь до пояса и только в черно-белом цвете, точка. Не знаю, стоит ли упоминать столь интимные подробности, но вчерашний концерт, по сути, был первым прогоном всей программы, целиком».

О концерте правдиво рассуждает молодой человек в заметном оранжевом пиджаке: «Молодцы, ребята!» — говорит он и все вокруг кивают, аплодируют. На сцену выходит американская звезда блюза Моника Грин. Моника появляется эффектно, и выглядит тоже эффектно – на ней черное платье с белым графичным рисунком, на груди нарисованы глаза. Певица очень экспрессивна, она простирает руки к зрителям, она чудесно поет, и бэк-вокал поет чудесно, и хороши крупные планы музыкантов во время нежнейших гитарных соло. Зрелище завораживает, и еще эти строки на экране: «Схвати меня за запястья, побудь здесь еще мгновение! Кто-то разрывает на части нашу с тобой вселенную».

С пресс-конференции Владимира Аветисяна. Вопрос: вчерашний концерт состоялся в рамках нового, волжского тура. Расскажите, чего вы ждете от этого тура, и почему именно Поволжье.

Ответ: Как правило, наиболее сложные — это первый и последний концерты. Первый – ну, это понятно, начинать всегда сложно. Атмосфера последнего выступления иная: все замечательно, все в кайф, всем все нравится, и музыкантов одолевает желание устроить «зеленый концерт», когда на сцене все друг над другом издеваются, но это не заметно из зала. Почему Поволжье – прежде всего, не хотелось далеко уезжать. Крайне интересно посмотреть, чем же отличаются люди, живущие в одном регионе, по своему восприятию, ментальности, состоянию души.

Состояние души разнится у зрителей. Вот двое мужчин за сорок — дорогие башмаки, шотландские свитера, телефоны htc — в сопровождении малолетних детей. Мальчик лет семи, девочка чуть младше, обнимаются. Мальчик запрашивает поцелуй, девочка кокетничает, не целуется, «ты сначала мне песенку спой». Мальчик вскакивает и танцует меж рядами, имитируя партию гитары.

С пресс-конференции Владимира Аветисяна. Вопрос: Какой реакции вы хотите от публики?

Ответ: Хотелось бы эмоций. И не тогда, когда человек уйдет с концерта, а во время концерта. Соучастия зрителей хотим.

Зрители соучаствуют. Мужчина и женщина, нормально за тридцать, нежные отношения, уселись, сплели руки, сдвинули бедра, задышали друг другу в шею. Женщина зачитывает с экрана: «И в моих мыслях ты отныне, мне это нелегко, поверь, но если слышу твое имя, то или плакать, или петь». Зачитывает, и еще раз повторяет, и говорит мужчине: «Совершенно верно, я тоже, тоже, тоже! такое чувствую — или плакать, или петь!» Мужчина молчит . «А у тебя такое бывает?» — уже предчувствуя поражение, спрашивает женщина. «Нет», — кисло отвечает мужчина. Женщина высвобождает пальцы, аккуратно подтягивает левую ногу к правой. «Хорошо еще, что хоть поют не по-русски», — бормочет женщина и залпом допивает колу.

С пресс-конференции Владимира Аветисяна. Вопрос: Музыкальный формат группы сформировался под влиянием известных музыкантов: Eric Clapton, Ray Charles, Stevie Wonder. Но не предполагаете ли исполнить что-нибудь на русском языке?

Ответ: Такого, чтобы хотели спеть на русском или там китайском языке – нет. У нас есть запись на русском языке, сделанная в рамках «Фураги-шоу», это старая новокуйбышевская песня, начала семидесятых годов. И был случай в Испании, когда мы исполнили а-капелла песню про коня: мы пойдем по полю с конем. Испанцы рыдали, они такие горячие, испанцы.

Под музыкальную терапию подведена серьезная научная база. Энцефалограмма показывает, что музыка захватывает среднюю префронтальную кору — и рождается воспоминание. Неожиданно, находясь здесь и сейчас, человек видит совершенно другое место, другие события. Чем точнее ответ на музыку, тем большая активность регистрируется медицинскими приборами, именно поэтому пациенты с болезнью Альцгеймера помнят песни своей юности, именно поэтому зрители шоу «Сlaptomania» в финале требуют исполнения на «бис» и ненадолго прощают Аветисяну его олигархическую биографию.

1 thought on “Богатство блюза.”

Leave a Comment

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.