Водные виды спорта.

Жигулевские горы можно разглядеть из Самары – пожалуйста, смотри через Волгу, вот они и будут вдали, горная цепь, не очень высокая, сглаженные предгорья, выветренные склоны, синеватая щетина леса. Но лучше любоваться видами с той стороны. На ту сторону – ходовое в городе выражение, обозначает переправу через реку, когда Жигули становятся ближе, и можно детально рассмотреть круглые горушки, балки, темные складки земли, сходящиеся в одной точке, когда кажется, что это и есть центр мироздания. Поэтому имена заволжских деревень – Рождествено, Подгоры, Выползово, Новинки – звучат музыкой в понимающем сердце горожанина. Или Ширяево – там дом-музей живописца Репина и духовность. За духовностью ежедневно отправляются тысячи самарцев.

Хорошо иметь собственный дом в Подгорах – семь минут до Рождествено на речном такси (50 руб.) или «омике» по расписанию (40 руб.), и двести рублей таксисту за двенадцать километров до Подгор. Раньше дважды в день ходил муниципальный автобус, от Рождествено до Подгор и Выползово. Сейчас автобус ходит трижды в неделю и раз в день, хоть пассажиропоток не уменьшился.

Можно собственного дома не иметь. Можно арендовать его на многочисленных турбазах, можно выезжать с палаткой на выходные, можно без всякой палатки устраивать пикники на Проране или Среднем пляже – все ближе к Жигулевским горам. Можно стать лагерем где-нибудь на Васильевских островах, Василях, соорудить летнюю кухню, костровище, выкопать яму для санитарных нужд. В этом случае надлежит владеть собственным маломерным судном.

Привычнее владеть автомобилем. И пусть переправиться с автомобилем на ту сторону – мероприятие, требующее больших моральных сил и хорошей физической выносливости. Настоящим летом курсирует один речпортовский паром. В очередь на него стоят долго. Пять-шесть часов хорошей средневолжской жары в условиях водительского кресла. Теоретически паромом могут воспользоваться и пешеходящие — за 30 рублей. С пенсионеров берут 15 рублей. Точнее, брали, потому что никто сейчас пенсионеров на паром не то что не пускает, а не очень-то разъездишься на одном-единственном. Два альтернативных парома – «Бурлак» и «Первый» – стоят на приколе в Рождествено. То ли лицензия у них не продлена. То ли что.

В пятницу 19 июля визит министра транспорта целой России Максима Соколова сильно нарушил график передвижения через реку. До восьми вечера маломерным судам не разрешалось бороздить волжских спокойных и цветущих уже вод. Дело в том, что губернатор Николай Меркушкин предложил министру транспорта речную прогулку, и тот не отказался. Путешествие состоялось на новом речном такси вместимостью 30 человек. Такой транспорт планируется пустить по маршруту Самара-Тольятти, Самара-Сызрань и Самара-Гранный. До конца года обещают закупить шесть судов. «Скорость достойная — 40 — 50 км/ч. Думаю, это будет удачное приобретение», — сказал министр транспорта.

Водные маршруты существовали задолго до встречи министра транспорта и губернатора. В 1974 году в Куйбышевской области осуществлялись следующие пассажирские перевозки:

  • Куйбышев-Казань (447км — 9ч.40м.)
  • Куйбышев-Ульяновск (224км — 5ч.25м.)
  • Куйбышев-Саратов (439км — 9ч.15м.)
  • Куйбышев-Балаково (293км — 5ч.35м.)
  • Куйбышев-Сызрань (125км — 3ч.)
  • Тольятти-Ульяновск (152км — 3ч.)
  • Тольятти-Набережные Челны (576км — 11ч.40м.)

И ходил речной трамвайчик, «метеор». На нем можно было покататься вдоль города за какие-то старорежимные копейки – от речного вокзала до поляны Фрунзе или Загородного парка. Сейчас «метеоров» никаких нет. В середине 1990-ых Самарский речной порт практически полностью избавился от этих теплоходов. Пять из одиннадцати были уничтожены, остальные проданы в Китай.

Но министр транспорта, не унывая, посоветовал организовать маршрут из Самары до аэропорта Курумоч: «Думаю, туристы пользовались бы им с удовольствием», — предположил министр. Губернатор не растерялся. «Бюджет возьмет на себя организацию перевозок, но на начальном этапе, когда нужно покупать суда, будет тяжело. Поэтому мы будем просить включить нас в федеральную программу», — ответил глава региона.

И пока высокие государственные чиновники говорили, маломерные суда все еще чалились по эту сторону, а пятничные массы черни, желающей переправиться на ту сторону, с проклятиями ломились от привычных остановок до речного вокзала, где на речном вокзале штурмовали разрешенный властью «омик». Особое недовольство граждан вызывали торговцы молоком из Рождествено, что своими чертовыми алюминиевыми бидонами застят дорогу. И особое недовольство граждан вызывали пенсионеры, со своими нищенскими пенсионерскими сезонками заполонившие все вокруг. Но все как-то утрамбовались, с бидонами, пенсионеры сверху. «Омик», нагруженный сверх меры, тяжело стартовал. Счастливчики на борту устало отдувались. Министр транспорта, скорее всего, мчал уже по трассе в аэропорт Курумоч, не все же ему встречаться с губернатором. Жигулевские горы оставались на месте, где каждый камень, каждое дерево, каждая заросшая стежка-дорожка таила в себе вечность, как бы пафосно это не звучало.

Leave a Comment

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.