Идейное вдохновение.

Фестиваль идет практически всю эту неделю, и если в первый день подкачала погода — на открытии было холодно и по-будничному немноголюдно, то в следующие дни работы «Фестиваль идей» просто обязан собрать всю молодую интеллектуальную публику. Программа дает все основания так считать. Мастер-классы по самым разным темам: от обработки фотографии до приготовления латте, включая в промежутке всякие искусства. Мини-фестиваль блюза и гаражного рок-н-ролла, выставки в самом широком диапазоне: от стебного объединения «ЕлиКука» до вполне серьезной экспозиции, предоставленной музеем Ахматовой.

И отдельно — музей идей, который начали создавать самарские современные художники под руководством Владимира Логутова. Антивиртуальные шлемы, выполненные в стиле стимпанка, стали настоящей сенсацией первого дня фестиваля. Отдельная зона воркшопов, где учат всему, что модно, хотите — интуитивный рисунок, хотите —скрапбукинг. А можно научиться делать из длинных воздухных шариков всяких забавных зверушек. Ну и, конечно, интеллектуальный уровень площадки и фестиваля в целом поддержат блистательные ораторы. Выступит с лекцией самарский интеллектуальный гуру Валерий Бондаренко.

И это едва ли не единственный реверанс со стороны фестиваля в сторону стиля модерн. Культуролог и философ Бондаренко расскажет о связях французской поэзии и идеологии модерна. Выступят на фестивале Константин Зацепин и Сергей Баландин. Представит свой проект, выдвинутый, кстати, в этом году на премию Кандинского, арт-группа «ЗИП», также кубанцы расскажут про «Опыт самоорганизации молодых художников Краснодарского края».

Сама по себе программа и ее насыщенность, местами превосходящая разумный объем, отвлекают внимание от одного простого вопроса: что это такое и зачем? Чем, кроме площадки и возможностей областного музея, объединены все участники фестиваля? Простите за тавтологию, но в чем идея фестиваля идей? Судя по первому дню, основная идея в том, что современный музей может быть интересен прежде всего (и только?!) в рамках различных развлекательных концепций. Особенно если у музея нет собственной коллекции, но есть своя молодая и активная команда. В музейной среде сейчас идет активная работа. Новые представления о деятельности музеев с трудом пробивают себе дорогу через дебри консервативности.

Местами противостояние выливается в открытые конфликты, но в самарском министерстве культуры новаторскую деятельность Музея модерна в основном одобряют. Даже формирующаяся концепция и структура музея в большей степени задана министерством, нежели музеем им. Алабина, к которому в качестве филиала относится ММ. Но самарские учреждения культуры тоже вовлечены в процесс. Музей модерна становится, прежде всего, экспериментальной площадкой, и, собственно, «Фестиваль идей» в первую очередь про это. Поиски новой идентичности в музее. Среди участников фестиваля — большая часть современных молодых творцов Самары. Не только в сфере изобразительного искусства или музыки, но и в части арт-менеджмента. Довольно скромный бюджет фестиваля заставил организаторов проявить недюжинную изобретательность и даже изворотливость. В конце концов, за счет идей только и можно выплыть в такой ситуации.

Консолидация новой творческой элиты вокруг вполне официозной площадки — это тоже очень неплохая идея. Особенно если учесть, что традиционные творческие организации (союзы), созданные еще во времена «отца народов», не удовлетворяют запросам современного творческого процесса. Не находят в новых условиях свою аудиторию, оставаясь в значительной степени организациями придворными. Новая творческая среда более универсальна. Да и современные виды творчества традиционной классификации не поддаются. Куда, например, причислить проект по фотографированию, который представила группа «ЕлиКука»? Впрочем, публике понравилось, а уж наклеивание подходящих ярлыков — это всего лишь дело времени.

На этой неделе в самарском Музее модерна проходит очень интересный междисциплинарный творческий эксперимент. В нем участвуют лучшие молодые творческие силы, много гостей из других городов, много такого, чего в самарских музеях никогда не было. Конечно, существует риск превратить дом Курлиной в современный арт-центр, где о модерне будут напоминать только стены. Но это лучше, чем затхлость и упадок некоторых наших музеев, куда люди не ходят, кроме как на выставки движущихся динозавров и плохих восковых фигур. В этом псевдоклассическом подходе — ветхая экспозиция и откаты с аренды — еще меньше культуры и просвещения, чем в самых спорных фестивалях. Искусство и должно быть спорным. Достаточно вспомнить историю модерна, чтобы понять — пробиться вперед и наверх в мире искусства могут только люди, вооруженные идеями. Идите на фестиваль и вооружайтесь. Идеи раздаются вплоть до воскресения абсолютно бесплатно.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *