Культура без охраны

3 февраля 2011 года президент Медведев подписал указ об упразднении Росохранкультуры. Информация о планах на этот счет появилась в СМИ еще в августе прошлого года. Тогда "Новая" спрашивала мнение независимых экспертов по поводу передачи функций Росохранкультуры министерству культуры. Мнение экспертов на этот счет по прежнему остается актуальным.

18 августа газета «Коммерсантъ» опубликовала статью, сообщив, что в ближайшее время, возможно, произойдет ликвидация Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия (Росохранкультура) и передача ее функций Министерству культуры.

Эта информация вызвала бурную реакцию, учитывая то, что с каждым годом все острее становится проблема сохранения культурного наследия. Для Самары с ее богатым историческим наследством это вопрос особенно болезненный. Город ежегодно теряет памятники истории и культуры. Они горят, разрушаются, перестраиваются. После упразднения межрегионального отделения Росохранкультуры с центром в Самаре Федеральная служба по округу стала уделять региону меньше внимания, а то и не уделять вовсе. Мы решили спросить у независимых экспертов, какова их оценка планируемых изменений в структуре надзорных органов и чем это может грозить Самаре. Как они относятся к передаче функций Росохранкультуры областному министерству, работу которого в этом направлении многие считают малоэффективной.

Владимир Николаевич Востриков, искусствовед, член Союза художников РФ, член Творческого союза художников РФ, член Союза журналистов РФ, бывший директор Самарского областного художественного музея:

Ликвидация Росохранкультуры, особенно на местах, приведет к полному беспределу. Мы и так в последние годы, после ликвидации самарского отделения Росохранкультуры, получили относительную неуправляемость и полное проявление своеволия местных чиновников. Конечно, Росохранкультура давно нуждалась в реорганизации, но взамен нам не предлагают ничего, а вернее то, что уже было. Региональный госорган по охране памятников возглавляет министр культуры, который подчиняется только губернатору. В итоге все многочисленные жалобы на некомпетентность, коррумпированность, бюрократизм и чрезмерное фарисейство тонут в омуте корзины все того же местного министра, на которого все и жалуются. У губернатора как-то до этого руки не доходят или не желают доходить. Поэтому можно списывать, не глядя, сотни памятников в расчете на дорогую под ними землю, давать разрешение или не давать на определенные виды работ нужным людям и организациям и т.д. А в расчете на несовершенство законодательства формально не отвечать ни за что и быть не виновными ни в чем, хоть полгорода спиши и снеси. У нас до сих пор еще не нашли ни одного виновного на местном уровне и никогда не найдут, несмотря на снос сотен памятников, а тут еще и руки полностью развяжут. Региональные органы должны быть не зависимыми от местной власти и обязательно с наблюдательными общественными советами.

Дмитрий Лобойко, социолог, председатель общественного движения «Комитет спасения старой Самары»:

Росохранкультуры в Самарской области нет уже много лет, равно как и надзора за сферой культуры. Росохранкультура в отношении областного минкульта и профильных муниципальных структур выполняла те же функции, что природоохранная прокуратура по отношению к минприроды и разного рода природопользователям. Заявления о том, что функции Росохранкультуры перейдут к региональным властям, означают бесконтрольность, следовательно, беспринципность и безнаказанность чиновников и бизнеса в сфере культуры.

Единственной контролирующей силой остается общественность и НКО, но их ресурса, заинтересованности, осведомленности и компетенции явно не достаточно, чтобы заменить собой мощную госструктуру.

По сути, роспуск Росохранкультуры — это ясный индикатор того, что культура и историческое наследие не являются каким-то приоритетом для власти, а лишь ресурсом. Федеральная власть четко дает понять региональным чиновникам и сопряженному с ними бизнесу: мы ничего не видим, не слышим и не скажем… Творите что хотите!

Игорь Субботин, археолог, руководитель Самарского областного отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИК):

Мое отношение к возможному расформированию Росохранкультуры крайне отрицательное. Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия (Росохранкультура) – единственная структура, которая была не зависима от региональных властей, проводила независимую политику. Чем больше региональных отделений и управлений будет контролировать сферу охраны памятников, тем эффективнее и предметнее будет контроль. Региональные структуры, которым планируют передать функции Росохранкультуры, будут преследовать местечковые интересы. Областное министерство культуры не сможет встать поперек интересов правительственных структур и будет зависима от местной политики.

Ваган Гайкович Каркарьян, художник, заслуженный архитектор России, член-корреспондент Российской Академии архитектуры и строительных наук:

Когда я прочитал в прессе сообщение о возможной ликвидации Росохранкультуры, у меня возникло двоякое чувство. Прежде всего, будет сокращаться количество чиновников в стране – это программа действий, озвученная президентом. Как всегда, все начинается с культуры. Культура финансируется по остаточному принципу, и это финансирование сокращается в первую очередь. Проблема сохранения наследия, то состояние, в котором оно находится, и последствия политики, которая сейчас проводится, требуют усиления контроля за этой деятельностью, усиления внимания со стороны всей общественности и государства в том числе. Это сейчас и происходит. Об этом говорят уже все. Правда, я не слышал в этом хоре голоса нашего губернатора. Он ни разу не высказался по существу в отношении наследия в нашем городе.

Сегодня при наших министерствах все есть. Там есть группы, есть отделы, целые службы, которые занимаются охраной культурного наследия. В общем-то, по принципу «у семи нянек дитя без надзора». В этом деле нужен не чиновник, нужен человек, который этому делу предан. Если во главе будут стоять такие люди, которые способны лечь под бульдозер, может, что-нибудь и будет, но сегодня спасать надо от чиновников.

Мне никто не назовет, что же такое Росохранкультура сумела отстоять. Я не знаю таких примеров. Если бы мне назвали хоть один памятник, который они сумели отстоять, за который они бились, используя весь свой чиновничий пыл, я, может быть, по-другому относился бы, но я таких примеров не знаю. Этот орган бездействует, они во многом, на мой взгляд, способствуют разрушению. По-моему, их роль в сохранении наследия сегодня равна нулю. Более того, мне кажется, это опасно для нашего наследия. Сегодня наша задача не только сохранить памятники от вандалов, но и уберечь их от произвола чиновников.

С одной стороны, я не вижу какой-либо позитивной деятельности этих служб, а с другой стороны, такая службы необходима. Поэтому надо их не ликвидировать, а реорганизовать так, чтобы это был действительно действенный орган по защите того, что находится под угрозой, а под угрозой сегодня находится все, не только в Самаре, но и во всей стране.

Дмитрий Лакоценин, историк, член Общественного совета по культуре Самарской губернской думы, бывший начальник межрегионального отделения Росохранкультуры по ПФО:

Функции охраны объектов культурного наследия федерального значения фактически переданы областному министерству культуры еще в 2006 году, согласно ФЗ №258. Единственный объект, находящийся под непосредственным контролем Поволжского отделения Росохранкультуры — Казанский кремль, входящий в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО. Федеральная служба в том виде, в котором она существует на сегодняшний день, не выполняет возложенных на нее обязательств. 90% принятых Росохранкультурой актов фактически не действует. 50% археологических находок лежат по квартирам в ожидании чиновников. Благодаря руководителю Управления Росохранкультуры по ПФО Дмитрию Мусину были ликвидированы все региональные отделения в округе. Для получения разрешений на вывоз предметов искусства жителям ПФО приходится ехать в Нижний Новгород, что не все могут себе позволить. Сейчас идет централизация системы надзора и передача ряда функций областным структурам. Я думаю, Росохранкультуру не ликвидируют совсем. Возможно, в связи с реорганизацией правоохранительной системы некоторые функции Федеральной службы перейдут к милиции, полиции или прокуратуре.

Газета «Коммерсантъ» № 150 (4450) от 18.08.2010

Как стало известно «Ъ», Владимир Путин поручил министру культуры Александру Авдееву подготовить проект президентского указа о передаче функций Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия (Росохранкультура) непосредственно министерству. Единственный исполнительный орган власти, выступающий против строительства 403-метрового небоскреба «Охта-центр» в Санкт-Петербурге, может быть упразднен. Решение премьер принял в тот момент, когда проект обсуждался Комитетом всемирного наследия ЮНЕСКО.

6 thoughts on “Культура без охраны”

  1. Ваган Гайкович -мудрый человек. Нужна или полная реорганизация или полная ликвидация. Третьего недано. Команда могильщиков успешно справляется со своей задачей.

    Ответить
  2. Уважаемые кинематографисты, жители и гости Самарской области !
    По давней традиции 27 августа мы отмечаем День Российского кино. Это один из самых знаменательных праздников, потому что кино — добрый и надежный спутник каждого из нас на всем протяжении жизненного пути.
    В последние годы скорбно наблюдать, как закрываются и уничтожаются кинотеатры, уходит зритель. Ежедневно в городах и селах, тысячи потенциальных зрителей неполучают то, чем было ознаменовано прошлое России- яркие незабываемые впечатления от встречи с киноискусством.
    В настоящее время киноотрасль нашей области находится в полном запустении. Ликвидирован кинопрокат, закрываются кинозалы. С каждым годом тает объем государственной поддержки кинопроизводства, значительно снижается художественный уровень фильмов, создаваемых кинематографистами.
    В год празднования 65 – летия Великой Победы в области практически провалено данное событие. Ветераны так и не смогли вспомнить молодость и вновь пережить радость победы, а подрастающему поколению фильмы о войне, к сожалению, не позволили прикоснуться к подвигу дедов, ощутить свою причастность к истории страны.
    Однако:
    От всей души хочется поздравить с профессиональным праздником работников и ветеранов киноотрасли, чье преданное служение киноискусству является краеугольным камнем нынешних и будущих достижений отечественного кинематографа. Пожелать крепкого здоровья, благополучия и новых творческих свершений. Удачи Вам и крепкого здоровья.

    Ответить
  3. Родился в этом городе ,кроме особ.Курлиной и усадьбы А. Толстого ,в Самаре не помню никаких реставраций.все эти годы старый город хереет ,а Самарские особняки каждый год теряют уникальные элементы лепнины,кровли…ГОРОД ПЛЮЕТ В СВОЕ ПРОШЛОЕ-это плохой признак.

    Ответить
    • К счастью, были еще реставрации. Некоторые с элементами реконструкции. Дом журналистов, к примеру, Госбанк и Сбербанк на Куйбышева. Список небольшой. Это капля в море…

      Ответить
  4. Возможно это утопия,но я бы очень радовался если бы в городе существовал ден.фонд для восстановления утраченных арх. элементов на многих особняках Самары , пусть это не реставрация, но ведь целые поколения горожан не видят,не знают,уже не помнят о том что в Городе жили АТЛАНТЫ,КАРИАТИДЫ ,СЛОНЫ,ШАТРОВЫЕ БАШЕНКИ,ВАЗОНЫ и многое другое, что делало наш Город сказочным и объемным.

    Ответить
  5. Очередная кормушка для Радетелей Охраны. Много Вы получили реальных ответов от МК? А теперь они вообще сайт сменили. Рыбакова тоже может учиться.

    Ответить

Leave a Comment

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.