«Пьющая и бедная страна неизбежно будет поставлять сирот».

По случаю первой годовщины со дня принятия «закона Димы Яковлева» (декабрь 2012 г.), запрещающего усыновление российских детей американцами, «Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации», опубликовал результаты масштабного исследования «Восприятие проблем детей-сирот и их семейного устройства в российском обществе». Полученные данные явно противоречат декларируемой уполномоченным при президенте РФ по правам ребенка Павлом Астаховым тенденции «небывалого прироста» усыновителей. Детский омбудсмен на днях заявил, что число усыновителей в минувшем году выросло на 6,7%. В реальных цифрах это означает, что Россия просто вернулась на уровень 2011 года, когда в приемные семьи взяли 67 тысяч детей (в 2012-м — 59 тысяч). Всего же в сиротских учреждениях России находятся 106 210 детей. Что думают россияне о проблеме сиротства, «Новой» рассказал Михаил Черныш — доктор социологических наук, вице-президент Российского общества социологов, руководитель экспертной группы доклада.

— Михаил Федорович, одно из своеобразных «открытий» доклада — это реальное отношение россиян к проблеме иностранного усыновления.

— Отношение к иностранному усыновлению, несмотря на принятие «закона Димы Яковлева», у опрошенных осталось вполне лояльным: его допускают чуть менее половины населения. Это большой процент. Наш народ не упертый. Категорические противники иностранного усыновления живут в основном в провинции, там, где больше консерватизма. А большая часть населения мыслит прагматически: если ребенку-сироте только за границей можно сделать сложную операцию и реабилитировать его, то иностранное усыновление — выход из ситуации. И только 5% считают, что отдавать детей «проклятым американцам» нельзя ни при каких обстоятельствах.

— По мнению большинства опрошенных, проблема сиротства только усугубилась за последние 20 лет. Если к этому добавить, что основными причинами социального сиротства наши граждане считают пьянство и бедность, то картина и вовсе выглядит катастрофичной.

— Пьянство основной причиной сиротства считают более 50% горожан и 70% сельских жителей. Второй причиной называют бедность. А пьющая и бедная страна неизбежно будет поставлять сирот. В столице мы не всегда верно оцениваем масштаб бедности населения. Недавно меня поразили данные по одному субъекту Российской Федерации, отнюдь не самому неблагополучному. Там средняя зарплата — 13 тысяч рублей. Представьте этот уровень жизни. Ссылки на то, что в России и после войны, и в хрущевские времена жили тоже бедно, но вот социальных, то есть при живых родителях, сирот было несоизмеримо меньше, — несостоятельны. Страна в те годы еще в значительной степени держалась на патриархальных ценностях — заботы о детях, о крепкой семье. Сейчас страна индивидуализировалась. Эта индивидуальная психология способствует тому, что люди говорят: «А зачем мне дети, а почему я должен об этом думать?» Социальный сирота — это характеристика семьи. Это практически всегда означает, что семья маргинальна, а маргиналы плодят безответственность. У образованного класса больше ответственности, там, как говорят психологи, другой габитус — происхождение, воспитание, родители. Ценности, как известно, наследуются.

— С одной стороны, мы видим пьющую и бедную страну, которая по числу социальных сирот бьет все рекорды. С другой — данные доклада говорят о том, что трезвое и ответственное население настаивает на том, чтобы горе-родители несли суровое наказание. Это мнение 93% опрошенных. За тюремное заключение (!) выступает около 28%, за назначение алиментов таким родителям — 91%, за исправительные лагеря — 37%.

— Такая единодушная непримиримость по отношению к родителям, оставившим своих детей, стала для нас неожиданной и в то же время показательной. Большинство склоняется к тому, что эти люди должны платить алименты и принудительно лечиться. А около 20% и вовсе ратуют за стерилизацию нерадивых родителей. Это очень приличный процент. Стерилизация во всем мире считается недопустимой, негуманной мерой. Но вот наши граждане считают, что проблема настолько остра, что можно решать ее и таким способом. В обществе есть единодушие, что люди должны расплачиваться за родительскую безответственность.

— В России фактически отсутствуют механизмы влияния на проблемных родителей со стороны государства. Опека, в представлении самих ее работников, превратилась в декоративный орган. Никакого реального ресурса влияния, кроме профилактических бесед, у нее нет.

— Опрос показал, что институт опеки у нас функционирует крайне неэффективно, а наша политика в этой сфере противоречива. Мы страшно критикуем финнов за то, что в Финляндии ребенка за шлепок по попе забирают из семьи. Может сложиться впечатление, что это способ угнетения русских семей, но это не так. Просто в Финляндии работает социальное государство, декларирующее, что любое насилие в семье запрещено. А у нас по-прежнему устойчива тенденция: в дела семьи вмешиваться нельзя. Но если родители беспробудно пьют?! Тогда обязан прийти социальный работник и не разговоры разговаривать, а изъять ребенка. Вот этой власти у опеки фактически нет. Ее полномочия должны быть безусловны, но для этого нужны четкие и регламентированные законом критерии.

— Положение дел в детских домах, по мнению опрошенных, совсем не способствует счастливому детству. Иллюзии относительно того, что хороший и обеспеченный детский дом лучше, чем приемная семья, питают всего 3% столичных жителей и 7% деревенских. Только 11% опрошенных оценивают условия жизни в детдомах как хорошие, 45% — как удовлетворительные, а 23% считают их плохими.

— У наших людей несколько искажено восприятие проблем детдомов. Например, население в большинстве своем уверено, что там царят беспредел, садизм, дети находятся в ужасных условиях. Но это не вполне соответствует действительности. Проблемы материального свойства и уровня жизни в дет­домах в основном решены, дети там не бедствуют. Более того, выясняется, что в приемных семьях они чувствуют себя менее обеспеченными, чем в детском доме. Кстати, на этой почве у детей нередко возникают конфликты с приемными родителями.

Основная проблема детдомов, которая упоминается в докладе, не в том, что дети там плохо обеспечены, а в том, что они совершенно не социализируются. Нынешняя система воспитания не дает детям навыков адаптации в современном мире. Детский дом выпускает людей, практически не готовых к самостоятельной жизни. Трудовое воспитание почти отсутствует, так как директора опасаются обвинений в эксплуатации детского труда. Один из экспертов так определил эту модель: «Это учреждение — не дом и не семья. Детям ничего там делать нельзя абсолютно. Естественно, от этого возникает тунеядство».

— Еще одна очень любопытная тенденция. Данные опроса говорят о том, что достаточно большое количество россиян — 16% — готовы взять ребенка-сироту на воспитание. При этом только 0,3% намерены это сделать в наступившем году, и лишь 1% уже является приемными родителями. Почему между желанием и его выполнением такой большой разрыв?

— В этом разрыве я противоречия не вижу. 16% — это порыв милосердия. Это те, кто сочувствует детям-сиротам, однако усыновление по материальным соображениям себе пока не может позволить. Если эти люди живут в двухкомнатной квартире с пожилыми родителями, то для них это реально невозможная ноша. Но это люди с позитивным настроением, и им просто необходимы иные стартовые условия для усыновления.

— Еще одна проблема — повторное возвращение усыновленных детей в детдома: 60%, по официальной статистике. Почему так много?

— В одном из наших запросов выяснилось, что респонденты в большинстве своем сомневаются, что процедура передачи ребенка в семью проводится добросовестно. Статистика возвратов только подтверждает это предположение. Часть усыновителей возвращает детей, когда понимает, что ребенка перед усыновлением недообследовали и скрыли реальное состояние его здоровья. Родители, по мере того как заболевание обнаруживается, начинают понимать, что у них нет ни денег, ни возможностей, чтобы бороться с недугом. Еще одна причина возвратов — проблемы подросткового возраста. У ребенка сносит «крышу», начинаются бесконечные конфликты с родителями. Но у нас нет отлаженного сопровождения и консультирования семьи, когда специалисты помогают пережить трудный этап. Еще часть возвратов связана с тем, что внезапно меняется социальная ситуация в жизни родителя. Благополучный человек со стабильной работой внезапно ее теряет или заболевает, и некоторые считают, что лучший выход — вернуть ребенка в детдом. Может быть, не окончательно, а до лучших времен.

Напечатано с разрешением. Оригинал: http://www.novayagazeta.ru/society/61783.html

Leave a Comment

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.