«Вечные странники» позируют в кадре

В детстве, пока мы малы и возрастом и ростом, то смотрим на всех взрослых и родителей в частности, в буквальном смысле, задрав голову. Наверное, потому те и кажутся нам то ли великанами, то ли богами. Может быть, поэтому, ставши взрослыми, мы продолжаем искать высшие силы с тем же движением — поднимая лицо. Мы ищем богов в небе. Ведь и солнечный свет, и дождевая влага, от которых зависят существование всего живого, тоже приходят оттуда — сверху. И они неподвластны привязанным к земле смертным. С допотопных времен, упирая взгляд в небесную твердь, человек чаще всего видел облака. И, соотнося искомое и наблюдаемое, поселял на кучевых и перистых белых перинах своих повелителей и покровителей. Даже немного досадно, что сегодня можно так запросто купить билет на самолет и своими глазами убедиться, что верховные существа в облаках больше не живут. Хотя оттенок божественного в нашем восприятии облаков остался, и это, наверное, навсегда.

Такой философский настрой задает выставка «Идеальное облако» итальянского фотографа Марио Видор, открывшаяся 6 февраля в Самарском областном художественном музее. Три десятка крупноформатных (почти метр на полметра) черно-белых фото-полотен отсняты в основном на родине – в Италии, небольшая часть в Великобритании. В названиях работ только места съемки. Ласкающие слух итальянские топонимы: Вершина Везанна в Пале-ди-си-Мартино, Кастелькуччо, три пика Лаваредо, Педеробба, Азиаго, Фугиаго и другие. Местечки и небольшие деревеньки словно истаивают в нижней части кадра – не они главные герои. Основные персонажи — это облака. Перистые, кучевые, слоистые, перисто-кучевые и перисто-слоистые. Бесконечные вариации то равнодушных взбитых небесных перин, то наливающихся грозой и готовых разразиться бурлящим дождем. Едва ли найдется такой человек, который никогда не поднимал головы к небу, и не мечтал заснуть в белых, пушистых складках кучевого облака. Мягкая мебель, достойная самих богов!

Нельзя сказать, что облака занимают в фотоработах Марио Видора все пространство. Они изящно перекликаются и вступают в диалог с теми кусочками земного, что зафиксировал автор. То на фоне античной статуи Геркулеса клочковатое облако проплывает, как безмолвный и грустный привет из древности, то слоистая масса серебристых полос над зубчатыми стенами средневековых замков Монтериджинони и Кастелфранко пытается накрыть замшелые и израненные камни жирным туманом войны. А над храмом Антонио Канова в стиле классицизма театрально разверзаются кучерявые массы, словно надуваясь помпезным маршем из придворного балета.

Марио Видор является автором почти трёхсот персональных выставок в Италии, Франции, Испании, Германии, Ирландии, США, Канаде, Китае и многих других странах. Как утверждает автор, его фотопроект «Идеальное облако» – пейзажи-метафоры, посвященные поиску эстетического Абсолюта. Таким Абсолютом стало для художника «идеальное облако».

«Однажды дождливым вечером я слушал музыку. Это была замечательная песня Фабрицио Де Андре под названием «Облака». Перед глазами всплыли огромные облачные формирования: циррусы, нимбусы – всё многообразие облаков, которые мы видим на небе в ветреную погоду, и при первой возможности я стал их фотографировать», — говорит фотограф.

Если брать по большому счету, то ни сама выставка «Идеальное облако», ни составляющие ее работы не претендуют на что-то выдающееся или экстраординарное в плане искусства. Скорее, речь идет о добротно исполненных декоративных работах, которые смогут украсить абсолютно любой интерьер. Да, красивые облака. Да, хорошо выстроенный кадр. Да, интересная и грамотная работа со световыми фильтрами. Ну и что, казалось бы? Но ты, оказавшись на улице, немедленно поднимаешь глаза к небу, чтобы новым взглядом ощупать небосклон.

Выставка фотографий Марио Видора «Идеальное облако» продлится до 15 апреля.

Вместо послесловия хочется напомнить несколько слов «Манифеста Общества любителей облаков» из книги «Учебник любителя облаков» Гэвина Претор-Пиннея:

— Мы думаем, что облака — сама поэзия Природы, что из всех ее форм облака являются наиболее яркими выразителями идеи равенства: любоваться их фантастическим видом может каждый.

— Мы обязуемся сражаться против идеи «безоблачного неба» во всех ее проявлениях. Жизнь станет скучной, если мы будем день за днем наблюдать за небом без облаков .

— Мы хотим напомнить людям, что облака — выразители атмосферного настроения, что по ним можно читать так же, как по лицу человека.

— Мы считаем, что облака созданы для мечтателей и что созерцание облаков благотворно влияет на душу. Тем, кто находит в очертаниях облаков какие-то причудливые фигуры, не придется платить по счету психоаналитику.

Leave a Comment

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.