Кто попадает в сети?

Еще 15 лет назад сложно было представить, что интернет может заменить традиционные средства массовой информации. Пока большинство нынешних пользователей «мировой паутины» стучало одним пальцем по клавиатуре, остальная часть населения собиралась у телеэкранов или толпилась у киосков в поисках информации. Телевидение и печатные СМИ и сейчас очень востребованы, но с каждым годом интернет занимает все более значимое место в самарском медиапространстве. Пользователям предоставляется информация обо всем. Ремонт холодильников на дому от доктора Фроста, купля-продажа мыслимого и немыслимого и, когнечно же, блоги. Блоги в интернете имеют и видные политики и обычные граждане. Даже президент Медведев ведет блог на двух ресурсах. Преимущество интернета в том, что отсутствие видимых рамок в сети дает возможность для обсуждения самых различных тем, знакомства с противоположными точками зрения, позволяет узнать новости практически «из первых рук». Определенная часть обсуждаемых новостей и событий затем перемещается на страницы газет и телеэкраны.

Значение интернет-сообщества в современном медиапространстве недооценивается и в то же время преувеличивается. Сложно оценить, какое реальное влияние оказывает интернет на социально-политические процессы. Впрочем, тот факт, что почти все кандидаты на предстоящих в Самаре выборах имеют блоги, говорит, как минимум, о повышенном внимании к этой части информационного поля города.

Попытаемся проанализировать и подсчитать в среднем количество людей, читающих газеты и интернет-источники. Возьмем для примера две газеты, муниципальную и областную. Тираж «Волжской коммуны» составляет около 7 тысяч экземпляров, столько же в среднем у «Самарской газеты», если не считать номера, выходящие в отдельные дни большим тиражом. Из 7 тысяч, предположим, две тысячи экземпляров рассылаются по подписке, не всегда добровольной. Известно, что чиновникам обеих администраций нередко приходится выписывать газеты по настоянию руководства. Читают ли они их? Не всегда. Остальные 5 тысяч попадают в продажу и раскладываются в бесплатном доступе в различных учреждениях. В среднем возврат нереализованной продукции из мест продаж составляет 70%, а в бесплатном доступе значительная часть изданий забирается гражданами в хозяйственных целях. В результате можно предположить, что официальные печатные издания прочитывает полторы-две тысячи человек.

Для сравнения с газетами возьмем блог Дмитрия Бегуна, журналиста, бывшего главного редактора газеты «Время». Счетчик, установленный на главной странице блога, сообщает, что в день его посещает в среднем 1200 человек, а в отдельные дни и 1500. В блоге Андрея Кириллова «Записки Самарского Обывателя» средняя посещаемость в месяц 40 000, т.е. свыше 1000 человек в день. Статистика показывает, что авторитетные самарские блоги вполне можно сравнивать с печатными изданиями, количество их читателей не меньше, а местами даже больше официальных СМИ. При этом на ведение блога не требуются ни тонны бумаги, ни сотни тысяч бюджетных средств, затрачиваемых редакциями.

Что касается влияния интернет-сообщества на политическую жизнь города и предвыборный процесс, конечно же, прямого влияния на электорат записи в блогах кандидатов и агитация в сети не оказывают. Большая часть активного электората не имеет доступ к интернету. Влияние это можно воспринимать лишь по принципу «испорченного телефона», когда информация, появившаяся в интернете и прочитанная журналистами, попадает в том или ином виде на страницы печатных изданий. Однозначно, что будущее за интернетом, и если сегодня его влияние можно списывать со счетов, то уже в ближайшем будущем игнорировать его будет невозможно.

Мы попросили 10 авторитетных самарских блоггеров

ответить на два вопроса:

1. Какую роль, на Ваш взгляд, играют интернет-источники

информации в общем медиапространстве Самары?

2. Как интернет-сообщество (в первую очередь блогосфера)

влияет на предвыборные процессы в Самаре?

Из десяти опрошенных откликнулись шестеро. Пятеро дали развернутые комментарии на эту тему, а Дмитрий Бегун уклонился, ответив следующее: «На ваши вопросы лучше всего ответят Эрнест Старателев и Федор Быстров. Я свой блог веду для собственного удовольствия, аналитикой не занимаюсь, в выборной кампании участия не принимаю. Эрик и Федор вам все расскажут. Удачи.»

Дмитрий Бегун

Журналист, политтехнолог

http://63ru.livejournal.com/

Место в Яндекс-рейтинге блогов: 1094

Средняя посещаемость за день: 1200

Количество постоянных читателей: 736

На ваши вопросы лучше всего ответят Эрнест Старателев и Федор Быстров

Игорь Ермоленко

Руководитель реготделения

партии «Яблоко»

http://151151.livejournal.com/

Место в Яндекс-рейтинге блогов: 84

Средняя посещаемость за день: 130

Количество постоянных читателей: 1414

Их влияние, безусловно, увеличивается, фактически это основной источник независимой информации о политических процессах. Конечно, существует ряд традиционных СМИ, транслирующих как альтернативный облхолдингу взгляд («ГИС-Самара», «Самарская газета»), так и полностью независимый («Коммерсантъ», «Эхо Москвы», «Радио Свобода», «НГ в Поволжье»), но либо в силу ограниченности распространения, либо из-за определенной периодичности серьезную конкуренцию им составляют интернет-издания (СМБК, 63.ру) и блоги. При этом блоги основными политическими игроками используются крайне неэффективно и ограниченно: или как «сливочную», или для организаций показательных выступлений кандидатов.

Влияние блоги на предвыборные процессы оказывают опосредованное. Основная аудитория обладает устойчивым мнением, которое агитками не переформировать, влиятельность (в основном как источник вирусной информации) приобретают источники, которые функционируют стабильно.

Елена Лебединская

Советник мэра Самары Виктора Тархова по информационной политике

http://lebedinskay.livejournal.com/

Место в Яндекс-рейтинге блогов: 94

Количество постоянных читателей: 561

Думаю, интернет-источники сегодня процентов на 50 формируют информационные поводы для телевидения, радио и газет.

Ядро читателей интернет-новостей в Самаре это — журналисты, политики, чиновники, пиарщики, поэтому скорость распространения и реакции на интернет-новости всегда быстрая.

В отсутствие массовых СМИ, а сегодня по факту ТВ монополизировала партия власти, интернет — единственный доступный и объективный канал распространения информации для всех участников выборов.

Не удивительно, что виртуальное голосование, как правило, показывает проигрыш ЕдРа,.. а бюллетени — выигрыш.

Андрей Перла

Политолог

http://andrey-perla.livejournal.com/

Место в Яндекс-рейтинге блогов: 1893

Количество постоянных читателей: 1153

Как и везде, интернет — скорее игрушка для политической и экономической элиты, а в первую очередь для самих журналистов, чем влиятельная медиасреда. При этом посетители форумов, блоггеры и сетевые журналисты убеждены в своем огромном влиянии — как же, нас читают политики, кандидаты, политтехнологи и капитаны бизнеса. Читают, конечно, даже иногда передают друг другу приветы через эту среду. Но и не более того. Никакого влияния на реальную жизнь здесь нет и в ближайшие годы не будет. Площадка молодняка и возможность пощекотать друг другу нервы.

Никак не влияет, как бы обидно это ни звучало для интернет-сообщества. Пример тому — попытки агитации в сети, которые предпринимают как оппозиция, так и провластные кандидаты. Когда читаешь блоги, кажется, что внимание к этим усилиям огромно. Как только отрываешься от экрана, понимаешь, что цена этим попыткам — пшик. Не получается ни людей на митинг собрать (даже если обозвать его флешмобом), ни вызвать шквала симпатий к каким бы то ни было инициативам. Просто аудитория слишком мала — от силы несколько сотен продвинутых пользователей.

Денис Кортунов

Дизайнер и соучредитель компании «Турбомилк», модератор самого многочисленного самарского сообщества в Живом Журнале samara_ru

http://kortunov.livejournal.com/

Место в Яндекс-рейтинге блогов: 2789

Количество постоянных читателей: 1337

Статистически интернет-источники слабы и не очень эффективны в силу того, что не так много людей пока пользуется интернетом как источником информации. Но это положение дел меняется прямо на глазах. Все дело в том, что только в интернете в Самаре можно прочитать независимые мнения. Причем движение идет не со стороны каких-то порталов или интернет-изданий, но прямо от людей — блогосфера становится все сильнее. Все больше людей не доверяют прессе и телевидению, но читают блоги.

Насчет именно влияния мне трудно судить, не думаю, что интернет сильно повлияет на результаты (пока). Но по части информирования — интернет и блоги впереди планеты всей. Узнать что творится в голове у того или иного кандидата — дорогого стоит. Лично я узнал о выборах и политике такое, что никакие газеты не напишут, а телевидение не покажет. Фишка в том, что про одно и то же событие можно узнать диаметрально противоположные мнения, а потом самому для себя понять, где правда.

Блоги политиков помогают мне сделать выбор. Например, я понял, что Тархов не очень компетентый человек, если не может сам освоить такую простую вещь, как интернет. Или что, несмотря на свои безумные действия, Матвеев весьма вменяемый человек. Очень интересно следить за блогами, и всегда видно, когда человек пишет сам, а когда пишут за него.

Андрей Кириллов

Автор блога «Записки Самарского Обывателя»

http://samaralife.wordpress.com/

Место в Яндекс-рейтинге блогов: 2418

Средняя посещаемость за день: 1300

1. Общее медиапространство Самары делится на три составляющие: независимый интернет, зависимый интернет и несвободные традиционные СМИ. Независимый интернет представлен самостоятельными блоггерами, хотя о полной независимости говорить нельзя, так как многие из нас всё равно поддерживают кого-то или сочувствуют какой-то политической силе. Абсолютно свободным нельзя быть и потому, что даже полное и безоговорочное неприятие какой-то одной политической силы, партии или человека будет признаком зависимости и определённой предвзятости. Тем не менее, при всех этих оговорках свобода слова в Самаре имеется только в блогосфере. Надо понимать, что свобода слова тоже не может быть безграничной — блоггеры понимают, что административный ресурс, спецподразделения и несвободная судебная система могут в любой момент и за любое свободное слово жестоко покарать.

Есть зависимый интернет. Это специальные агенты влияния и нанятые для продвижения собственной повестки дня работники, часть из которых теперь повсеместно называют троллями. Это люди, которые пишут от имени политиков или политических партий. Это интернет-СМИ, которые ограничены административными, правовыми и экономическими условиями своей деятельности. Что касается традиционных СМИ, то все они полностью зависимы от мощнейшего административного ресурса, который распределяет экономические блага и держит в руках несвободную правовую систему. На этом фоне «независимый» интернет призван заполнять информационный вакуум, давать многополярное видение проблем, сообщать о том, о чём традиционные СМИ не скажут в силу зависимости или в силу того, что в их обзор попадают только самые главные фигуры.

2. Роль интернет-сообщества на любые, в том числе политические, процессы в Самаре не стоит преуменьшать, но и рано преувеличивать. Количество активных пользователей сети довольно велико, но далеко не все из них являются активными «деятелями», даже если активно на словах поддерживают что-то или протестуют. Когда эти люди собираются вместе отдельными группами, им даже может самим казаться, что их много и они сила. На мнение кого-то из них даже обращают внимание в коридорах власти, поскольку такие люди влияют на мнение пользователей сети (повторю, их количество достаточно велико). Ведь никто не даст гарантии, что в какой-то момент влияние отдельных интернетчиков не создаст критическую массу того же протеста или других социальных явлений, которые властью рассматриваются как нежелательные с точки зрения самосохранения.

Всё то же самое относится и к влиянию блогосферы на предвыборные процессы. Да, кандидаты делают слабые (если не сказать хуже) попытки запоздалого проникновения в блогосферу. Но, во-первых, не совсем понятно, зачем, если их хватает на пару записей. А во-вторых, большинство избирателей — это вовсе не интернетчики и не блоггеры. Современный этап — это некий переход от периода, когда с интернетом было совсем бесполезно заигрывать, и новым периодом, когда успешная политика будет включать в себя усиленную работу в сети. Со временем можно будет наблюдать расширение влияния топовых блоггеров на широкое общественное мнение, а пока это влияние распространяется в основном на ограниченный круг ближайшего окружения и собратьев по цеху.

Михаил Матвеев

Депутат Самарской губернской думы

http://blog-matveev.livejournal.com/

Место в Яндекс-рейтинге блогов: 638

Количество постоянных читателей: 791

1) Сейчас интернет не может соперничать с традиционными СМИ, но с учетом нарастающей политической цензуры все больше людей начинают искать независимые источники информации, которыми сейчас являются блоги и интернет-сайты. Со временем их влияние будет нарастать, и я полагаю, лет через пять-десять интернет станет равноправным участником медиапространства, а отдельные политические блоги по посещаемости будут равны тиражам газет (сегодня мой блог в ЖЖ посещают ежедневно около 1 тыс. чел., официальный сайт — 150-200 чел.).

2) Пока существенно никак, разве что как источник вброса в обычные СМИ.

Самое Популярное

Событие, имеющее наибольшую поддержку в самарском интернете и максимальное количество перепостов, — это первая в Самаре велопрогулка с архитекторами. Тур де форс, в котором объединены физкультура и спорт (общая длина маршрута около десяти километров!), просветительство (каждая остановка в пути сопровождается выступлением лектора) и охрана памятников (все затевается ради спасения фабрики-кухни). Организаторы ожидают до ста человек участников. Приглашаем всех, кто любит архитектуру, физкультуру и культурную компанию!

Кто попадает в сети?”: 3 комментария

  1. Даже президент Медведев ведет блог на двух ресурсах. — Твиттер, LiveJournal, YouTube — уже три. Читать ли статью дальше? Верить ли написанному?

  2. 63ru.livejournal

    Зачем это убогое существо пиарите? Какой он нафиг популярный блогер, дерьмо только льет.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *