Сам себе наркобарон

Обычные наркотики — это банально. Интересней психологические зависимости иного свойства.

Про наркотики, как химические вещества, все слышали и некоторое представление имеют. Вот, например, как действует героин? При внутривенном введении он быстро проникает в мозг через гематоэнцефалический барьер, а затем в мозге превращается в 6-моноацетилморфин (6-МАМ) и морфин. Метаболиты героина связываются с опиоидными рецепторами. Они могут вызывать изменения в возбудимости нейронов, стимулируя пресинаптическое выделение гамма-аминомасляной кислоты, которая является важнейшим тормозным нейромедиатором центральной нервной системы человека и млекопитающих. Что важно для моего повествования, она является биогенным веществом. То есть, мы принимаем вещество, оно изменяет характер работы определенной группы нейронов, из-за чего самим организмом выделяется новое вещество, управляющее уже состоянием самого организма.

Так вот гораздо интересней зависимость человека от его собственных гормонов. Как известно из школьных уроков биологии, кроме нервной системы еще еще эндокринная — система регуляции деятельности внутренних органов посредством гормонов, выделяемых эндокринными клетками непосредственно в кровь, либо диффундирующих через межклеточное пространство в соседние клетки. Гормоны управляют кучей функций организма, например грелин — возбуждает аппетит, инсулин — снижает уровень углеводов в крови, адреналин — повышает возбудимость, мобилизацию организма, мелатонин — контролирует фазы сна и так далее. Изменение количества тех или иных гормонов в организме можно вызвать не только глотая таблетки, важно, что это можно сделать, просто переведя организм в подходящее психологическое состояние.

Так вот психологи установили, что в природе имеются вполне себе настоящие адреналиновые наркоманы. В их число попадают всяческие любители экстремальных развлечений и спорта: альпинисты, зацеперы, руферы, сноубордисты и т.д. Они вводят организм с состояние, при котором он выделяет адреналин, и наслаждаются побочными эффектами, связанными с возбуждением ЦНС, повышением функциональной способности мышц, улучшению сопротивляемости состоянию стресса. Но, как и всякие другие наркоманы, расплачиваются другими побочными эффектами: необходимостью постоянно наращивать дозу, повышенной нагрузкой на сердце и т.д. То есть некоторые люди вот так снимают стресс и подсаживаются по сути на наркотическую зависимость.

Как я написал уже выше, гормонов много и разных. Поэтому разные психологические состояния ведут к выделению разных гормонов, и эти разные гормоны могут послужить тем наркотическим веществом, которое будет определять поведение людей. Например, за чувство азарта отвечает гормон норадреналин. То есть азартные игроки в казино, и люди тащащие из дома последнюю копейку в игральный автомат, больны наркотической зависимостью от этого гормона. Когда мы говорим о том, что «тоталитарная секта запудрила мозги», то в принципе можно разобраться на каких именно чувствах они играли, и какие именно эффекты с точки зрения эндокринной системы это вызывало.

Так вот, за чувство гордости отвечает серотонин. Это очень важный гормон. Его снижение приводит к возникновению состояния клинической депрессии. А вот хроническое повышение его уровня может привести даже к галлюцинациям и шизофрении. Существует термин серотониновый синдром, описывающий реакцию организма на резкое увеличение уровня серотонина. Возникает сильное эмоциональное возбуждение, сопровождаемое чувство тревоги, человек становится суетлив и словоохотлив. При этом у пациента нарушается возможность рассуждать, устанавливать сложные причинные связи между явлениями. Возникает состояние эйфории, счастья и восторга. Возникают маниакальные наклонности, связанные с усилением самозащитных тенденций, переоценка личности вплоть до бредовых идей величия. Ученые так же установили, что чувство стыда снижает уровень серотонина.

В то же время в научных работах, показана связь нехватки серотонина и тенденции к агрессивности и религиозному фанатизму в разных странах. Mandell в 1980 году замечает корреляцию между «мистическими чувствами» и нехваткой серотонина. Rapoport в 1989 году отмечает, что одно из навязчивых состояний — обсессивно-компульсивный невроз, имеющий сходство с религиозным фанатизмом, связан с нарушение передачи серотонина и т.д.

В общем, как резкое увеличение содержания каких-то гормонов, так и их уменьшение приводит к очень печальным последствиям, которые человеком совершенно не осознаются. Аналогично, большую опасность представляет хронический дефицит/переизбыток гормонов. Гормональный фон человека хорошо управляется изменением его психологического состояния, а от изменения уровня гормонов возникают психические реакции и психологическая зависимость. За счет этой рекурсии можно строить алгоритмы информационных компаний, которые будут выводить людей в состояние подобное наркотическому опьянению, по выходу из которого сами люди не будут понимать, как и почему они действовали.

Например, человек вдруг ощутивший большую гордость за что-то на фоне длительной затяжной депрессии, будет искать новые поводы для гордости, даже весьма надуманные, просто для того чтобы «увеличить дозу». Все что будет ставить под сомнение его гордость, будет фильтроваться на этапе получения информации, чему будут способствовать побочные эффекты роста уровня серотонина. Активность человека будет подстегиваться новой полученной информацией, и он все менее критично будет выбирать поводы для гордости. Если же ему извне будет приходить исключительно подходящая информация, то это в итоге разовьется во вполне маниакальные наклонности, с самовозвеличиванием.

В случае с психологическими зависимостями, точно также как с наркоманией, крайне важно чтобы человек понимал суть своей проблемы и был готов с ней бороться.

Оригинал текста в блоге автора.

Leave a Comment

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.