Иногда бурлаки возвращаются

В Самарском областном художественном музее открылась и работает выставка Ильи Репина – впервые в истории города. Это — очень правильная выставка. Репин обожал Волгу, подолгу жил в Ширяево, что на той стороне. Бурлакво своих писал там. Канонического полотна здесь нет, канонические «Бурлаки» покоятся в Русском музее. Но есть «Бурлаки, идущие вброд», есть эскизы, наброски – в общем, к просмотру обязательно. Тем более что Репину – 170 лет.

В день открытия в музее бушует радостная толпа. Художника Репина знает, пожалуй, каждый россиянин. Или слышал о нем, потому как «картина Репина: приплыли». У Репина нет такой картины. А вот картина «Не ждали» — есть. Один из ее вариантов представлен как раз на самарской выставке. Дело в том, что Илья Репин каждую свою картину сочинял подолгу. Тех самых «Бурлаков на Волге» писал около пяти лет. Существует множество эскизов, композиционных вариантов. Картина «Не ждали», где в комнату входит политический ссыльный, а из-за стола поднимается старушка-мать, первоначально вообще была задумана с двумя девушками в главных ролях. Но потом художник решил, что лучше пусть из ссылки возвращается вот этот симпатичный мужчина. И оказался совершенно прав! такая вот картина Репина. Не ждали. И да — портретный этюд к хрестоматийной картине «Не ждали» предоставил Башкирский государственный художественный музей им. М.В.Нестерова.

Директор художественного музея Галина Рябчук произносит речь: «Год назад мы выступили с инициативой проведения первой в истории Самарской губернии выставки Ильи Репина в честь 170-летия со дня рождения художника в 2014 году. При поддержке министерства культуры Самарской области эта уникальная выставка стала возможной. Мы рады представить ее нашим зрителям!»

Рассказывает, что основной партнер выставки – Государственная Третьяковская галерея, предоставившая полтора десятка работ мастера, преимущественно раннего и среднего периодов его творчества. В их числе ряд хрестоматийных полотен — «Бурлаки, идущие вброд», «Портрет Афанасия Фета» и ««Самосожжение» Гоголя.

Мужчина с принтом на майке «Русский – значит трезвый» фотографируется на фоне картины «Бурлаки, идущие вброд». Делает смелое «селфи», предельно забрасывая руку вперед. Ему на помощь приходит бритая наголо женщина в платье фасона «нью-лук».

Девочка с зелеными дредами рассматривает эскиз «Бурлаков на Волге» — эскиз небольшого размера. С коробку конфет. Богатая рама. «Какие хорошенькие маленькие бурлачки», — говорит девочка с зелеными дредами своему спутнику – мальчику с десятью серьгами в одном ухе.

Маленькие бурлачки, но можно, можно разглядеть основные фигуры. Со своим любимым персонажем, бурлаком Каниным, Репин познакомился в Ширяево. Канин напоминал ему античного философа и был по-настоящему красив. И как всегда, больше всех жалко последнего в цепи бурлака, сгорбленного и готового рухнуть на песок.

«Маленькие бурлачки», — любовно повторяет девушка с зелеными дредами и гладит мизинцем картину через стекло.

Портрет композитора Рубинштейна гораздо больше. Чего там, это большое полотно. Прелестные старушки в шляпках с цветами хвалят цветовую гамму и пышность волос композитора. Выражение лица тоже хвалят. Вдохновенное.

«Умели раньше писать, — говорит старушка с фиалками, — а сейчас что? говорят, какую-то банку с пустотой выставляют, современное искусство».

«Хорошо, если с пустотой, — отвечает старушка с ромашками, — а то, знаешь, и похуже есть идеи».

Уходят знакомиться с экспозицией дальше. Помимо картин Репина можно посмотреть работы Кустодиева, например. Купчих с пухлыми локтями нет, обнаженных в бане нет, но есть девочка с горящими щеками, знаменитая девочка. «Портрет Ирины Кустодиевой с собакой Шумкой».

Метрах в ста от здания Художественного музея базируется музыкальное училище. Музыкально-педагогическое. Начало сентября, занятия только что начались. Поэтому некоторые музыкальные опыты студентам удаются не очень. Расходясь маленькими группами, посетители репинской выставки зачарованно прислушиваются к пугающим завываниям, доносящимся из открытых по теплой погоде окон. Глубокие, сильные звуки будят ассоциации о гибели на болотах, привидениях белой дамы, вампирах на стенах из серого камня и прочих готических ужасах. Этот стон у нас песней зовется, все очень тематично.

Выставка продлится до 30 ноября. Кто не посмотрит – не настоящий волжанин. Редакция «Новой в Поволжье» так считает.

Иногда бурлаки возвращаются”: 1 комментарий

  1. Мне Наташа рядом с "бурлачками" понравилась)) А выставка хорошая, надо сходить…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *