Проукраинский созыв

Второй раз за год я отправилась исполнять гражданский долг в Харьков: 26 октября прошли внеочередные выборы в Верховную Раду Украины.

Добираемся на машине. Трасса сухая и почти свободная. Солнце приятно припекает щеку сквозь стекло, но обмануть не может — оттенки неба совершенно осенние, прозрачные. Выйдя размяться, мы попадаем в порыв ледяного ветра.

На границе Харьковской области блок-пост. По обочинам — укрепления из мешков, вероятно, с песком; дорога перегорожена так, чтобы могла проехать только одна машина. "Стоп контроль": необходимо притормозить на несколько секунд, но люди в форме, охраняющие проезд, ни о чем не спрашивают, да и вообще близко не подходят. Проезжаем и домой добираемся без приключений.

Субботний вечер. Пьем чай, обмениваемся новостями с родственниками. Больше всего, конечно, говорим о предстоящих выборах, обсуждаем кандидатов. Мнения разделились, но есть и общее — все намерены голосовать за демократов. На этом и кончается долгий трудный день.

В воскресенье немного мешкаю и встречаюсь с мамой только к обеду. Мы вместе едем в избирательный участок, по пути проверяя наличие документов. В городе спокойно, хотя не обошлось и без эксцессов: из новостей мы узнали, что с самого утра поступило сообщение о минировании двух харьковских участков. Тревога, как и в большинстве случаев, оказалась ложной, а саботажника, кажется, уже задержали.

На нашем участке тихо, и мне это не нравится. Без очереди подходим за бюллетенями, и я спрашиваю приятную женщину, члена комиссии:

— Что-то людей мало, с утра было больше?

Женщина пожимает плечами:

— Устали все.

От чего, — хочется снова спросить, но я молча расписываюсь в ведомости и отправляюсь в кабинку для голосования. Там не обнаруживаю ручки, выглядываю и прошу маму поделиться. Подбегает удивленный начальник комиссии, обшаривает кабинку и с торжествующим возгласом выуживает из складок занавеси ручку, привязанную шнурком.

— Это чтобы не украли, — доверительно говорит он мне и уходит на свой пост.

Опустив бюллетени в прозрачные урны, не заполненные даже на четверть, мы отправляемся по своим семейным делам.

В выборах парламента восьмого созыва приняли участие не все украинцы. Голосование по понятным причинам не проводилось в АР Крым и Севастополе; также без выборов остались 9 округов Донецкой и 6 округов Луганской областей. На вхождение в Верховную Раду претендовали 29 партий и 3322 мажоритарных кандидата — от различных политических объединений и самовыдвиженцы. Среди последних встречается много фамилий, знакомых по приснопамятной Партии Регионов.

Незадолго до дня выборов волонтерами был проведен соцопрос "Чесний вимiр" — по заказу Института стратегических исследований проблем экономики Украины. Опрошены были более 5000 жителей Киева, Львова, Запорожья, Харькова и Одессы.

По данным этого опроса, голоса украинцев распределились следующим образом: за Блок Петра Порошенко — 28,4%, Радикальную партию Олега Ляшко — 12,8%, Оппозиционный блок (наследник Партии Регионов) — 10,7%, Народный Фронт — 8,9%, партию "Самопомощь" — 8,3%, ВО "Батькивщина" — 6,9%.

Но социология в очередной раз оказалась неправа — или необъективна. Национальный экзит-полл, проведенный Фондом "Демократические инициативы им. И. Кучерива" в воскресенье вечером, показал следующие результаты: Блок Петра Порошенко набрал 23% голосов; партия "Народный Фронт" вышла на второе место с 21,3%; партия "Самопомощь" оказалась третьей с 13,2%; Оппозиционный блок набрал 7,6%. Также в перечень партий, преодолевших пятипроцентный порог, вошли радикальная партия Олега Ляшко (6,4%), ВО "Свобода" (6,3%) и ВО "Батькивщина" (5,6%).

Но и на этом интрига не закончилась. По данным на вечер 28 октября подсчитано 95,16% голосов, и вот как они распределились:

Партия "Народный Фронт" опередила всех и стала лидером с 22,22% голосов избирателей;

Блок Петра Порошенко собрал чуть меньше — 21,82%;

Партия "Самопомощь" получила 11,02% голосов, и это, безусловно, отличный дебют для политической организации;

Оппозиционный блок взял 9,29%;

Радикальная партия Олега Ляшко вошла в Раду с 7,44% голосов;

ВО "Батькивщина" (партия Юлии Тимошенко) смогла набрать 5,69% голосов;

А ВО "Свобода", детище Олега Тягнибока, и вовсе не перешагнула необходимые пять процентов.

Также не прошли в Верховную Раду коммунисты с 3,83% голосов и партия "Правый сектор" — 1,81%.

По всей видимости, новых сюрпризов ждать уже не приходится, а до 10 ноября ЦИК обязана официально обнародовать полные результаты внеочередных выборов в ВР. Обещают раньше.

Что касается столицы, то там итоги были несколько другими: так, "Самопомощь" обошла по количеству голосов киевлян Блок Петра Порошенко. Этот казус породил шутку о том, что мэр Львова Андрей Садовой (лидер "Самопомощи") в Киеве более популярен, чем столичный мэр Виталий Кличко, входящий в БПП.

Сам Кличко воскресным вечером прокомментировал результаты экзит-поллов в эфире программы Савика Шустера и отметил, что, несмотря на присутствие Оппозиционного блока, в Верховной Раде соберется проевропейское большинство, что позволит продолжить курс, намеченный для страны новым правительством. Семен Семенченко, член партии "Самопомощь", удачно парировал: большинство ВР должно быть в первую очередь проукраинским, без оглядки на третьи стороны.

Основным моим вопросом к прошедшим выборам, пожалуй, является не состав парламента, а низкая избирательная явка — чуть больше 52%. Но вспоминаются слова женщины из нашей комиссии: все устали. Отдыхать, впрочем, некогда; хотелось бы, чтоб украинцы об этом помнили.

И мы, тоже уставшие, едем обратно, по трассе Харьков-Киев. Навстречу то и дело движутся военные автоколонны, разной численности. На седьмой я перестаю считать.

Leave a Comment

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.