Самарские «политехи» голосуют против объединения вузов

Подавляющее большинство сотрудников и представителей студентов Самарского государственного технического университета не считают нужным сливаться с другими вузами. На специальной конференции работников, где удалось побывать корреспонденту «Новой газеты в Поволжье», 123 делегата не поддержали вхождение в новый объединенный университет, и всего 4 выступили «за». В понедельник в «политехе» должно состояться заседание ученого совета при участии губернатора; на нем и будет представлена позиция педагогов и студентов.

Изначально в повестке конференции, которая прошла в пятницу, 13 февраля, проблема объединения вузов вообще не фигурировала. Участники заседания, четко следуя официальному плану, поочередно внесли изменения в устав вуза (убрали, в соответствии с требованиями законодательства, слово «профессионального» перед словом «образования»), приняли коллективный договор и выбрали новые составы ученого совета и комиссии по трудовым спорам (которых за последние годы в вузе не было). Лишь после этого слово передали ректору Дмитрию Быкову.

Власти хотят объединить СамГТУ с Самарским государственным университетом и Самарским государственным аэрокосмическим университетом: «аэрокос» входит в топ-14 лучших вузов, но рискует выпасть из него из-за того, что является слишком маленьким по сравнению с остальными. Слияние вузов должно позволить ему остаться в списке и получить большее федеральное финансирование. Часть денег, как утверждают власти, должна пойти на развитие «госа» и «политеха». Впрочем, на базе какого вуза появится новое учреждение, пока до конца неясно. В интернете уже появилась петиция против объединения, которая на момент публикации этой статьи собрала больше 600 подписей.

«Сейчас сложный период. Вы видите, какая непростая политическая ситуация в стране. Многие реформы происходят в нашем государстве, области, городе, университете. Власть ищет какие-то новые подходы, как усовершенствовать образование», – начал Быков, который входит в число российских руководителей вузов с самым высоким доходом. Он говорил довольно-таки неуверенно и с большими паузами; было видно, что твердо сформулировать свою позицию по такому болезненному для коллектива вопросу ему трудно. Быков не скрывал, что ему было известно о возможном объединении и представил аргумент, о котором уже не раз говорил Николай Меркушкин: существует мировая тенденция к укрупнению вузов, и именно университеты с 50-100 тысячами студентов в основном занимают лидирующие позиции, поэтому нужно «не упустить момент», хотя «ломать через колено» самарские вузы не собираются.

«Мое мнение такое: действия оправданы, когда от них получается синергизм. Мы вместе должны значить нечто большее, чем по отдельности… Если честно, я осторожно говорю и выбираю слова, потому что не знаю пока, будет ли синергизм. Я не могу ответить на многие вопросы и вам, и себе, – продолжал ректор. – Главное — это настрой многотысячного коллектива. Как лицо выборное, я отстаиваю ваше мнение».

После этого в университетском зале, где когда-то проходил концерт Владимира Высоцкого, стали один за другим высказываться преподаватели, руководители кафедр и деканатов, представители студентов. Перевес мнений был явно не в пользу губернаторской идеи.

– В речи Николая Ивановича 6 февраля не прозвучало концепции улучшения образования. Там речь шла только об одном: сохранить аэрокосмический университет. Сразу скажу: я против этого объединения. Не для этого я проработала здесь 58 лет. У нас один из крупнейших вузов, который производит инженеров разного профиля, необходимых для всей страны. Такие вузы можно по пальцам пересчитать… В тяжелые девяностые годы мы хватались за все, что только можно, чтобы выжить. Но они прошли. И сейчас правительство, президент говорят о повышении роли технологического и инженерного образования. Выходит, мы пойдем вразрез? Это похоже на советские времена, когда партия выбирала один колхоз и делала его передовым.

– Мы с вами должны занять государственную позицию, – отвечал Быков. – Но нам надо понять, где она – эта позиция.

Ректор прокомментировал еще пару выступлений, после чего люди просто начали высказывать свое мнение, не требовавшее каких-либо дополнений.

– Что будет с зарплатами? У нас хорошие оклады, но люди волнуются.

– Я общаюсь с коллегами из родственных московских вузов. Там объединили четыре университета, и к чему это привело? К сокращению численного состава, сокращению площадей: на кафедре в 12 квадратных метров сидят четыре преподавателя и два лаборанта. Не могу привести ни одного положительного примера, которые бы подвигли нас к объединению.

– Есть поезд, который состоит из 14 вагонов. Куда нас зовут? Сесть в 14 вагон, где уже сидит аэрокосмический университет? Или бежать рядом с этим вагоном?

– Мы будем толкать этот вагон, но не сядем в него!

– Вот скажите, при увеличении объема концентрация увеличивается или уменьшается?! (в этот момент зал взорвался от смеха — прим. ред.)

– Представители студентов всех факультетов — все без исключения — выражали сомнения и опасения по вопросу объединения вузов. Сейчас настроения в студенчестве, скорее, отрицательные. Наш университет — один из немногих, который уделяет большое внимание социальной программе поддержки студентов: практически нигде нет такого, как талоны на бесплатное питание, бесплатные путевки в профилактории, льготные путевки на турбазу «Политехник». Та же ситуация с досуговой и спортивной деятельностью.

Слово ненадолго взял ректор Быков: «Буду перед вами честен. Дальнейшая история с финансированием социальных программ — вне моей власти».

Несколько человек выступили за то, чтобы проголосовать об объединении, один из сотрудников парировал им: «Да, мы сопротивляемся. Да, мы не хотим сейчас. Но если завтра вам скажут: миллиард хотите? Каждому федеральному вузу пообещали по миллиарду. Они все с трудом объединялись, этот процесс очень тяжелый. О чем мы сейчас будем голосовать? Что мы этого не хотим?»

Конференция трудового коллектива, который, к слову, является высшим органом руководства университетом, в этот день показывала пример самоуправления. Голосовать или не голосовать? Решим голосованием. Открыто или тайно? Давайте определимся, проголосовав. С какой формулировкой? Выберем ее из двух предложенных путем голосования.

Голосовать в итоге решили тайно. Вопрос звучал так: «Поддерживаете ли вы вхождение СамГТУ в объединенный университет?» Из 159 делегатов были зарегистрированы 146. В урнах для голосования в итоге оказались 143 бюллетеня: четыре — за объединение, 123 — против, пятеро воздержались, 11 были признаны недействительными. Конференция закрывалась под аплодисменты. В понедельник в стенах «политеха» пройдет заседание ученого совета при участии губернатора; на него, как ожидается, придут около ста преподавателей и студентов.

Leave a Comment

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.