«Сеттльмент» для развития вкуса

18 февраля в Музее Модерна начались уроки второго блока занятий Школы эстетического развития «Сеттльмент» для детей от 5 до 8 лет. Первый курс прошел осенью 2014 года и собрал множество положительных отзывов. Новый блок станет еще одним этапом на пути развития вкуса, художественного воображения и творческих навыков талантливых детей.

Во всем прогрессивном мире в педагогике наблюдается поворот в сторону развития с раннего возраста творческих способностей ребенка. В школьной программе появляется больше уроков, способствующих расширению кругозора, развитию речи, вкуса, эрудиции. У нас на этих принципах базируется Вальдорфская школа, отдельными приемами и методами пользуются некоторые самарские школы искусств.

Школа «Сеттльмент» возникла стихийно, в ее основу легли педагогические идеи Александра Зеленко, архитектора, построившего особняк Курлиной (ныне Музей Модерна). Зеленко, кроме того, что был одно время главным архитектором Самары, много путешествовал, писал книги, большую часть времени посвящал и всерьез занимался детской музейной педагогикой. Он написал несколько книг об образовании в стенах музеев, о детских комнатах при музеях, о том, что ребенку нужно всестороннее культурное развитие, основанное на его личных силах и интересах. В начале 20 века им и его компаньоном Станиславом Шацким на окраине Москвы была создана школа «Сеттльмент», в которой могли жить и обучаться дети из малообеспеченных семей. Идею Зеленко подсмотрел во время своих путешествий по Америке, где ему приходилось видеть поселения интеллигенции в бедных районах. К нему в школу приходили дети небогатых родителей, с которыми он приглашал работать известных педагогов, а главным принципом обучения было то, что ребенку давали правильно развиваться через «встречу» с настоящим искусством. Что интересно, весь педагогический процесс он вел через призму малой архитектуры и в школе создал все условия для того, чтобы дети могли собственными руками дотронуться до различных произведений искусства: скульптур, картин, мебели и т.д.

Теми же идеями руководствовались и создатели самарской школы «Сеттльмент» — художник и пропагандист искусства Сергей Баландин и директор Музея Модерна Михаил Савченко. «Создать школу, в которой не занимаются конкретно обучением рисованию или игре на музыкальных инструментах, а воздействуют в целом на кругозор ребенка, нам показалось очень хорошей идеей, — рассказывает директор Музея Модерна, Михаил Савченко, — Тем более, что у нас до этого не было подобных детских проектов. О модерне с детьми говорить сложно, о купечестве – тем более, так как это очень «взрослая» тема… Здесь же у детей и родителей в том числе появляется возможность изучать оригинальные предметы из музейной коллекции, хотя бы пару раз в неделю наблюдать прекрасное, тем самым развивая вкус и эстетическое восприятие».

Программу курса эстетического развития детей разработал Сергей Баландин, по задумке которого в ней должны соединиться четыре вида искусства: музыка, танцы, театральное и изобразительное искусство. Главным отличием этой школы является то, что обучение здесь проходит в форме игр и творческих занятий, здесь детей не дрессируют, а общаются с ними. В окружении аутентичных интерьеров дети могут заниматься с опытными педагогами и изучать оригинальные предметы из музейных коллекций. Более того, не возбраняется приходить на уроки вместе с родителями. Наоборот, только приветствуется, когда родители не сидят за дверью и ждут окончания «занятия в кружке», а сами принимают участие в играх и творческих экспериментах.

Курс занятий в школе состоит из четырех блоков, каждый из которых посвящен одному из эстетических понятий: «Пространство», «Текстура», «Объем», «Глубина». Каждая тема раскрывается всесторонне: через музыку, изобразительное искусство, театр и т.д. «Через простые понятия детям объясняют более сложные, обще-эстетические, — рассказывает Анна Василенко, сотрудник Музея Модерна, — Ведь та же линия может быть как линией на бумаге, так и натянутой веревкой, есть определенная линия в стихах и есть в музыке. Максимально полно раскрываются самые разные понятия. Так повторяющийся орнамент может быть и текстовой, и музыкальный, а их чередование порождает новое понятие – ритм…». Каждый урок проводится в интерьерах особняка. То есть ребенок уже окружен красивой мебелью начала 20 века, предметами прошлых эпох, и это влияет на его восприятие действительности, настоящего. При желании он может потрогать вещи, ощутить текстуру, пробежаться глазами по замысловатым орнаментам. «Мы хотим максимально уйти от изображения на экране, каких-то непонятных распечаток… Поэтому стараемся давать потрогать какие-то вещи, которые сложно сломать: статуэтки, посуду и т.д. Это одно из преимуществ того, что эта школа находится в музее» — замечает Михаил Савченко. Кроме того, преподаватели школы учат детей не просто делить произведения искусства по типу «нравится – не нравится», а уметь объяснить свою точку зрения, понимать искусство, рассуждать о работах, привязывать их к определенной эпохе или имени.

Каждый блок занятий длится две недели, по два занятия в неделю, одно из которых посвящено изобразительному искусству, а другое — искусству речи, пластики, музыки. В завершении блока устраивается обязательный поход на выставку – в Художественный музей или в галерею «Виктория». Кстати в этом году планируется сделать логический финал занятий, к которому будут планомерно двигаться все преподаватели школы. Преподаватель по театру сделает постановку какой-нибудь пьесы с детьми, преподаватель изобразительного искусства возможно сделают декорации к этому спектаклю и так далее, в зависимости от способностей и желаний детей.

Leave a Comment

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.