Полпятого утра: подвиг

С утра падает снег, почти первый, он представляет собой не единичные кристаллы, а хлопья крупнее. Стою около офисного центра «Биг Бен», это высокое здание этажей на двадцать, голову я запрокинула и смотрю в небо. Развлекаюсь в ожидании, небо серое, снег берется ниоткуда и пропадает, не долетая до меня.

Своего собеседника до этого дня я не видела ни разу, сразу узнаю его метров с десяти – абсолютный рекорд для слабого зрения. Наверное, именно такими мне и представляются учителя йоги, красавцы и харизматики. Олег высокого роста, его волосы темные, затейливо кудрявые и увязаны в хвост. Небольшая, но убедительная борода – тоже кудрявая. Белые верхние одежды в несколько слоев. В руках – доска из пиленой сосны и термос. В термосе – зеленый чай. Доска окажется будущей полкой для ванной комнаты.

— Мы заехали сюда не так давно, — поясняет Олег, — и еще в процессе обустройства.

Зал для занятий имеет форму неправильной трапеции, одна стена сплошь стеклянная, с высоты тринадцатого этажа потрясающий вид – постиндустриального апокалипсиса, что ли. Офисный центр «Биг Бен» расположен на территории 4 ГПЗ, и если посмотреть налево – ровными прямоугольниками теснятся пустующие цеха. А если посмотреть прямо, видно Волгу. Церковь. Стадион. Много машин. И крыши.

Пол сплошь застелен ковровым покрытием серого цвета, заметна панель, на которой стоит регулятор теплого пола. Снимаю обувь, хожу босиком, смотрю по сторонам. В углу расстелены цветные коврики, лежат книги, листы бумаги с записями, стоят чашки в форме пиал. Олег включает музыку: «один датчанин-электронщик пишет… ».

— Предполагается сидеть по-йоговски, на полу, — говорит он, разливает из термоса зеленый чай. Чай пахнет чаем, никаких посторонних запахов, — о чем будем разговаривать?

— О кундалини йоге. Наверное. Вчера почитала в интернете. Энергия кундалини, трижды свернутая змея с закушенным хвостом.

— О чем угодно можно прочитать в интернете. Приближается эпоха Водолея, это эпоха информации. Сейчас, в переходный период – конец эпохи Рыб, начало эпохи Водолея – очень сложная ситуация, вот люди удивляются, почему все так нестабильно, насилие, войны, финансовый кризис, а это ведь нормально. Точнее, так и должно быть в эпоху перемен.

Олег сворачивает оранжевый матерчатый коврик, подкладывает себе за спину, ноги сложены традиционным «лотосом», я так сесть не решаюсь – еще потеряю равновесие чего доброго и рухну на бок. Как-то все же устраиваюсь.

— Вообще ведь все на свете – этот вибрации, волны. Сначала было слово, и слово было Бог, помнишь? Звук – волна и вот эта чашка – волна.

Олег трогает прозрачную кружку. Кружка пуста.

— Нас учили со школы, что вокруг нас – космос, вселенная, бесконечность. Но на самом деле и внутри нас – тоже бесконечность, тоже космос. Тоже вселенная. Просто такое знание есть не у всех. Кундалини йога позволяет — с помощью определенных методик — исследовать этот внутренний космос, покорить его и использовать…

На аудиоколонке стоит подставочка с выгоревшей дотла ароматической палочкой. На потолке серебряными гофрированными трубами изгибаются воздуховоды. Змея, кусающая себя за хвост.

— Кундалини йога возникла недавно, а в России стала известна вообще только с 1991 года — благодаря инициативе Якова Маршака. Это сын детского поэта – Самуила Маршака. Слышала?

— И про поэта слышала, и про сына. Организатор лечебницы для наркоманов?

— Да. Клиника «Кундала». Основоположником учения кундалини йога является наш современник, Йоги Бхаджан. В шестьдесят восьмом году он эмигрировал в Америку, через год основал там общество «Healthy, Happy, Holy» — «Здоровые, Счастливые, Благословенные», которое сегодня является одним из крупнейших в мире учреждений, обучающих йоге. В числе прочего организовывал и лечебницы для наркозависимых. Кстати, Йоги Бхаджан говорил, что с наркоманами работать легко. Это люди, познавшие трансовые состояния, измененное сознание и все такое. Просто надо перевести вектор внимания в правильную сторону.

— Просто?

— Непросто, конечно.

Звонит телефон. Олег разговаривает минуту, я пью чай. На дне пиалы — нарисованный цветок.

— Так. Ну, чтобы какие-то общие сведения… Кундалини йога – это раджа йога, царская йога. Сакральное знание, учение, передающееся по линии царей… Традиционно практика и философия йоги считаются частью индуистской культуры, но Йоги Бхаджан известен именно как учитель йоги сикхских гуру. Сикхизм, понимаешь? Не индуизм.

Олег внимательно смотрит. Подозревает, что не понимаю.

— Понимаю, — притворяюсь я.

— Сикхи, по сути, это была община воинов. Государство в государстве. Своеобразные индийские казаки! Бои с двумя мечами практиковали… В отличие от последователей индуизма, сикхи не признают кастовой системы, «уровней сознания» и «уровней спасения». В каждом человеке есть Бог, есть возможности духовного роста и развития, считают они. Сикхское учение и священное писание сформулировал в пятнадцатом веке гуру Нанак.

Олег чуть оборачивается и показывает рукой на портрет смуглого седовласого мужчины белой чалме. На руке Олега прокручивается металлический браслет, простое кольцо. Тремя часами позже я прочитаю в Википедии: «Сикхи обязаны сохранять при себе пять предметов (пять «К») — кеш ( Kesha) – нетронутые волосы, спрятанные под чалму (Keski), Kangsha – гребень, поддерживающий волосы, Kara — стальной браслет, Kachla – нижнее белье, Kirpan — меч или кинжал, спрятанный под одеждой».

— Школа Йоги Бхаджана не приветствует крайности аскетизма. Это прежде всего — йога осознания. Человек учится знать весь свой потенциал, пробуждать свой потенциал, использовать его. Кундалини йога — быстрый метод в йоге. Существует классический йоговский подход: человек за четыре стадии, в восемь ступеней поднимается до Высшего состояния. Просыпается утром, выпивает молока, допустим, и три часа стоит в асане «собака». И так день за днем, год за годом, жизнь за жизнью. Но учителя передали нам сакральные знания, позволяющие пользоваться быстрым методом. Это экономит время. Кундалини йога стала столь популярной на Западе еще и потому, что регулярные практики не приводят к отшельничеству, а наоборот — помогают вписаться в социум. И еще: все-таки есть разница между индусами с их гиперактивностью суставов, и европейским человеком, который этого лишен по своей природе. Кундалини йога это учитывает.

— А как быть с русским православием? Сикхизм, индуизм — вроде бы нам положены другие верования?

— Тут нет смысла спорить. Каждый выбирает для себя. Но спроси условно верующих людей, что такое Бог. Бог – у меня внутри, ответят люди. И это правильно и нисколько не противоречит основным постулатам сикхизма — каждый человек обладает правом по рождению быть здоровым, счастливым, благословенным. Healthy, Happy, Holy. Дело только в том, чтобы отучиться от одних привычек и заменить их другими. Более благотворными. Сменить вектор. Перейти от разрушения к конструктивизму. Удобно представлять человека как кабель – много-много цветных проводов в единой оболочке. Один провод – это его мысли, допустим. Другой – палец. Третий – печень… И так далее. Понимаешь? Мы же на ты?

Киваю. Конечно.

— В стремлении обрести хорошую привычку, мы сорок дней только прокладываем для нее путь, раздвигаем наши провода. Еще через пятьдесят дней – укладываем ее. И общим счетом через сто двадцать дней хорошая привычка полностью интегрирована в общий кабель. Это касается любого начинания. При приеме на работу сколько-то времени дается на испытательный срок. Или вот, к примеру, я приехал во Францию, не зная языка. Начал разговаривать через четыре месяца примерно, это те же сто двадцать дней…

Наверное, если бы Олег ходил по Франции в белой чалме, его бы принимали за индуса. Хотя нет, кожа излишне светла.

— Обычно все свое внимание мы отправляем на экспорт. Оно направлено наружу. Кундалини-йога обращает этот экспорт в импорт. Человек заглядывает в себя. Обретает контроль над огромной собственной энергией, о существовании которой не подозревал. Я обычно рассказываю все это кому-нибудь, а люди говорит: да мы это все знаем, все знаем! Товарищ спрашивает: как мне подлечить печень, лекарства покупать? Отвечаю: бросить пить, вставать каждое утро в шесть, обливаться холодной водой и выполнять позу натяжения. Сто двадцать дней. Это я упрощаю, конечно. Всего учителями разработано более двухсот крий. Крийи – это последовательности упражнений, направленные на достижение конкретной цели. Крийя, регулирующая эндокринную систему. Крийя, направленная на избавление от чувства вины. Крийя для высвобождения накопленной боли. Вообще боль – очень важная вещь, и с ней надо уметь работать… учиться работать. Боль бывает разная. И мы по-разному ее воспринимаем. Одно дело – у человека в спину вступило, скрючился, ни согнуться, ни разогнуться. И другое дело – боль в мышцах после хорошей тренировки…

Олег протягивает мне книгу цвета терракоты. Книга называется «Десять тел сознания». Подзаголовок на обложке: «Уверенность приходит, когда знаешь, куда идешь». Предисловие от Йоги Бхаджана: «Во-первых, вы не знаете, что у вас есть Десять Тел. Во-вторых, вы не верите в то, что у вас есть Десять Тел…». Ну что, не ошибся Йоги Бхаджан. Листаю книгу. Пятое тело — Физическое Тело. Шестое тело – Нимб, Седьмое тело – Аура.

— Эффекта можно ожидать уже на первом занятии. Причем совершенно неважны мотивации, которые привели человека к этим занятиям. Хочет ли он заняться своим здоровьем, хочет ли он восстановить душевное равновесие, или просто ему нечего делать и скучно. Он приходит, выполняет определенные действия, неизбежно чувствует изменения. Это закон. Приятель один говорит: все по фигу! Все по фигу! Только у меня шесть позвоночных грыж, а так – все по фигу. Я отвечаю: да ты мог бы и не сообщать, что все по фигу, это и так видно, шейный отдел позвоночника отвечает за взаимодействие с богом, грудной – за взаимодействие с окружающими, поясничный – взаимодействие с самим собой… Человек ставит блок на что-нибудь из этого, организм откликается. Болью.

Внимательно слушаю. Носителю двух грыж в пояснично-крестцовом отделе позвоночника, мне особенно интересно. Взаимодействие с собой…

— Ну да, проблемы с самоидентификацией, неудовлетворенность собой…

Олег кивает и наливает чаю еще, отвечает на телефонный звонок. Трубка в левой руке, правую поднимает и держит параллельно полу. Заканчивает разговор. Не опускает правую руку.

— Любое действие здесь и сейчас мы можем продолжать сколь угодно долго. Таким образом держать руку мышцы могут бесконечно. Им нетрудно, мышцам. Это нам становится трудно, потому что сопротивляется мозг: да надоело, да зачем это надо вообще, да лучше руку опустить…

Опускает.

— В субботу у нас проводятся бесплатные занятия, в половине пятого утра. Называется — садхана. Я тебя приглашаю.

— В половине пятого утра?

— Да. Слово «садхана» можно перевести как подвиг. Встать в начале четвертого, облиться холодной водой, зайти в класс. Занятия в группе происходят особенным образом. Тут работает такая вещь, как концентрация энергии, усиливающая поток. Даже если ты сам что-то не тянешь, не дотягиваешь, ауры соседей залакируют эти недостатки. Необыкновенные ощущения. Потом начинать день.

Мы выходим. Лифт все-таки сломался и не отвечает на вызов. Сложным, необыкновенно запутанным путем спускаемся. Какие-то переходы, балконы снаружи здания, много дверей и лестниц. Все еще падает снег, ниоткуда возникает в сером небе; на небе нет никакого Бога. Бог у меня внутри, я это знаю.

Полпятого утра: подвиг”: 27 комментариев

  1. Я ходила на курсы йоги.Немножко.Пару раз,что ли..Вёл занятия,такой длинный-длинный,унылый молодой человек.С огромными ступнями босиком,в белой маечке,белых бриджыках.Такая причёсочка,редкие волосики до плеч.
    Мне не очень,если честно.Вернулась к своему шейпингу и бегу(тройняшки сибирские любят стройных матерей).
    У вас снег,да?В Новосибирске завтра 22.Пип…

    1. Это просто вам не повезло, дорогая сибирячка. Многое зависит именно от Учителя.

  2. Хорошо написала, очень. В моей голове йоги именно такие, причем они какие-то без внешности, просто как яркий всплеск спокойствия и сумасшедшей энергии и уверенности. Млею перед ними, в хорошем смысле слова. Хочется их слушать долго с открытым ртом и бесконечно смотреть в ясные глаза. Когда встречаю таких людей, мне перед ними становится стыдно за то, что я иногда злюсь, обижаюсь, ругаюсь или пью вино, и с каждой такой встречей я становлюсь лучше. Не знаю какими словами еще описать те чувства, от этих людей, думаю, встретившись с этим человеком, ты меня, Наталья, поймешь :)
    Причем истинные гуру или люди на пути чувствуются сразу, так же как чувствуются преподаватели йоги, как гимнастики. Все таки йога — это жизнь, вне зависимости от ее вида.

    До кундалини-йоги еще не доросла, хожу вот уже почти год на йогу Айенгара. Может когда-нибудь и дорасту до садханы в Биг Бене:)

    1. Простите, вмешаюсь, просто хочу привести в пример выражение одного Учителя, одно время хатха-йога меня спасла, и вот он говорил, учитель: каждый человек хоть раз ИСПЫТАЕТ ПРИКОСНОВЕНИЕ МАСТЕРА. У меня и сейчас замирает сердце.

      1. не спорю :) просто в таких случаях не очень подбираются слова, как-то все больше на ощущениях :)

          1. Да. Йога вообще все меняет, любая, меняет все кардинально.

          2. И еще вот что: ничего не исчезает, все, чего ты достигаешь, своими силами, с помощью Учителя — оно навсегда с тобой, никто не отнимет.

  3. Спасибо, я вообще ничего не слышала об этом направлении йоги, особенно понравилась адаптация упражнений под европейского жителя. Интересно!

  4. О! замечательно..
    «Даже у моей козы есть гуру, где, где, где моя Шамбала?Как мне жить, если с аурами что-то не то?»
    ..на самом деле, хочется верить..

  5. Спасибо автору за текст! Знаю Олега, согласна- он такой! В прошлом году была на садхане, которую он вел в центре йоги Айенгара на Лесной.Вставать в 5 утра- круто, но тяжело.Пару раз смогла, потом заленилась.
    Хотя Олег прав …

  6. Как интересно и спокойно написано.
    И еще после таких встреч будто что-то в тебе меняется, ощущение что кто-то о тебе заботится:)
    Спасибо!

  7. Очень понравилось изложение — без истерии и навязывания. Представляю, как было бы интересно почитать заметки автора, вступившего на путь йоги! Садхана в полпятого, реальные ощущения…

  8. был на занятии у Олега,
    -как зовут?
    -Евгений.
    -проходи,начали!
    ни тебе сакрального знания, ни вступительного курса.
    этот метод называется «красивый бизнес на желающих красиво тусоваться».
    а это ведь не шуточки!

    1. Евгений, наверняка ведь и Вы работаете не бесплатно. Ваш упрек выглядит странно!

    2. Вы правы, Евгений. Бесплатная садхана в полпятого утра — это действительно «красивый бизнес на желающих красиво тусоваться»!

    3. вступительный курс — это как раз что-то из сферы красивого бизнеса, да и некрасивого впрочем тоже. лапша на уши в буквальном смысле. а сакральное знание, которого вы так жаждете — та ещё химера всех времен и народов. миф и маркетинг :)
      нет ведь ничего сакрального, Евгений! все тайны, а также разгадки находятся внутри нас. работа настоящего учителя состоит в том, чтобы дать ученику надежду и инструмент на пути познания его внутренней сути, к его истинному «я». без лишних слов и самодеятельности.
      и ещё: знаю ситуацию кундалини-йоги в самаре изнутри и с самого начала. какой там бизнес?! чистое подвижничество! бизнесом этому направлению ещё предстаит стать, по милости гуру, что будет совершенно закономерным, ведь праведный человек не может не процветать.
      Сат Нам!

  9. А есть ли в Самаре вообще здравые центры йоги или они все в стиле «красивый бизнес»?

    1. Надо пробывать,кому и пилатес-йога… Практикую кундалини-йогу,могу сказать в Самаре это непросто йога,это образ жизни ребят которые её несут в массы. Это по-моему самый главный показатель здравости.Рекомендую!Начать практику это огромный шаг на встречу себе.

  10. Спасибо большое, получила удовольствие от статьи и темы. Согласна с Учителем, надо что-то делать с собой.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *