Красота – это цель жизни

Самара и Самарская губерния не могут похвастаться большим количеством выдающихся художников. Еще меньше художников, родившихся на Самарской земле. Одним из таких мастеров является Александр Павлович Васильев, выдающийся русский театральный художник ХХ века, юбилей которого отмечался на прошлой неделе.

11 января исполнилось 100 лет со дня рождения выдающегося российского театрального художника, народного художника РСФСР, члена-корреспондента Академии художеств СССР Александра Павловича Васильева, отца известного искусствоведа и историка моды Александра Васильева. Через два дня после юбилея мастера в Самарском художественном музее открылась выставка художника, на которой представлены работы, хранящиеся в Самарском музее, а также привезенные сыном картины из личной коллекции. На пресс-конференции, предшествовавшей вернисажу, собралось огромное количество народу. Мраморный зал музея был заполнен до пределов. Сложно сказать, что привело в музей такое количество зрителей, выставка Васильева-отца или выступление Васильева-сына. И то, и другое стоит отдельного внимания. Об историке моды, вернее даже, с самим Александром Александровичем у нас будет случай поговорить отдельно.

Александр Павлович Васильев родился в Самаре 11 января 1911 года. Семья жила на улице Некрасовской. Дома часто звучала музыка, родители и их дети интересовались искусством. Отец любил петь, руководил любительским хором. К сожалению, семья Васильевых прожила в Самаре недолго. Будучи приверженцами царского режима, Васильевы уехали в Сибирь во время событий 1917 года. После двух тяжелых лет семья перебралась сначала в Киев, а затем в Москву, где окончательно и обосновалась.

Маленький Александр Павлович на руках у матери. Самара, Барбошина поляна, 1910-е.

В бывшей квартире Васильевых на Некрасовской на сегодняшний день располагается коммуналка. Более того, Александр Александрович, побывавший в доме в этот свой приезд, назвал его откровенным «бомжатником». Сыну художника повезло, дверь парадного подъезда, которая всегда была на замке, на этот раз оказалась открытой, и ему удалось туда проникнуть. На лестничной площадке был найден пустой старый сундук, который раньше стоял в квартире. Александр Александрович сундук забрал и торжественно передал его в дар музею во время пресс-конференции.

В юности Александр Павлович проводил много времени с великим русским живописцем Михаилом Васильевичем Нестеровым – мужем родной тетушки Васильева, что не могло не оказать влияния на молодого художника. В конце 1920-х начинается самостоятельный путь Васильева в театре — период творческих поисков и новых впечатлений. В 1932-1933 годах он вновь работает в Самаре — оформляет нескольких спектаклей в местном драматическом театре. За свою жизнь Александр Васильев оформил около 200 постановок в России и за рубежом, работал с выдающимися режиссерами своего времени, 20 лет был главным художником Театра им. Моссовета.

Живопись Васильева в полной мере отражает духовные и художественные поиски автора, его отношение к действительности. Несмотря на тотальный контроль и цензуру, Васильеву удалось перенести свои взгляды и ощущения в живописные работы. Картины Васильева нередко гротескно-комичны, полны иронии. «Искусство — это не только отражение действительности, но и выражение своих чувств по поводу этой действительности», — рассказывал Васильев в интервью журналу «Театральная жизнь».

На многих картинах Васильева можно встретить разного размера деревянные выточенные предметы, напоминающие по форме кегли. Это балбетки, как их называл сам художник, играющие в картинах автора самые разные роли. На одной картине это могут быть просто деревянные предметы, являющиеся частью натюрморта, на другой балбетка выступает в роли сантехника, на третей мы видим балбетку-модель, балбетку-джентльмена или вовсе святого «Сан Балбетино» с нимбом.

В живописи Васильева много театральности, переплетения театральных персонажей с реальными, когда «марионетки» в виде балбеток напоминают героев портретов автора, наполняя работы Васильева еще большей иронией. Каждый персонаж портретов художника имеет свой неповторимый образ, характер которого подчеркивается деталями, будь это шляпа-канотье на портрете сына или другой элемент одежды героев его картин.

Живописные работы Васильева отражают внутренний мир художника, являясь свидетельствами многолетнего кропотливого труда, поисков себя в творчестве и жизни, варьировании между реальным и театрально-фантастическим. Главным же для художника всегда оставалась красота, которую автор находил в осколках печных изразцов или других, на первый взгляд, ненужных и бесполезных вещах.

Самарскому художественному музею несказанно повезло. В начале 2000-х сын и вдова художника Татьяна Ильинична Васильева передали в дар музею большую коллекцию живописи и театральных работ Васильева, в том числе предметы мебели и интерьера мастерской художника. Располагающаяся в здании Самарского театра оперы и балета экспозиция в связи с реконструкцией здания четыре года была недоступна самарскому зрителю. Открытие выставки, посвященной юбилею художника, позволяет это сделать. Более того, увидеть работы, ранее не представленные в экспозиции музея.

Существует проект музея-квартиры Александра Павловича Васильева, но на протяжении многих лет его не удается осуществить по ряду объективных и субъективных причин. Были предложения по исторической квартире семьи Васильевых на Некрасовской. Сейчас озвучивается проект открытия музея квартиры в особняке с атлантами после завершения его реставрации, которая длится более 15 лет, поэтому надеяться на скорое осуществление данного замысла не приходится.

Когда говорят о художественной жизни Самары и вспоминают яркие имена художников, живших или приезжавших сюда, фамилия Васильева называется крайне редко. Между тем Александр Павлович Васильев являлся одним из выдающихся театральных художников страны. К Самаре и выставкам здесь, на Родине, он всегда относился с особой теплотой и любовью.

«Красота – это цель жизни, это смысл, потребность души. Мы приобщаемся к Красоте с младенчества, смотря на молодую грудь матери, на ее прекрасные руки, легкие касания…», — говорил Васильев, отчасти выразив в своих работах свой идеал красоты.

Выставка работ А.П. Васильева «Правда вымысла» продлится до 28 февраля в здании Самарского художественного музея на улице Куйбышева, 92.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *