Русская душа, мертвые поэты

31 января – день рождения водки. А 30 января состоялось первое собрание Общества мертвых поэтов. Сто сорок шесть лет тому назад, в 1865 году, русский ученый Дмитрий Менделеев защитил диссертацию: «О соединении спирта с водой». Происходило это в Петербурге. Мертвые поэты собирались в Самаре. Но лучше обо всем по порядку. Хронологически. Сначала о диссертации.

Существует ошибочное мнение, будто бы эта диссертация посвящена поиску гастрономически идеальной водки. И будто бы Менделеев работал не покладая рук полтора года, пока не доказал, что оптимальное содержание спирта в водке — 40% объемных долей, так как «при такой концентрации его водный раствор отличается максимальной однородностью и наивысшими вкусовыми качествами». Эту цитату я нашла в Интернете и не согласна с нею. Менделеев не был озабочен, конечно же, вкусовыми качествами водки, как бы нам этого ни хотелось. Он был озабочен свойствами гидратов спирта. А если немного водкой, то — экономической целесообразностью ее производства. Спирт, соединяясь с водой, ведет себя довольно причудливо. Новое соединение (гидрат спирта) состоит из молекул меньшего размера, чем исходные (воды и спирта), реакция идет экзотермическая, поэтому полученное вещество имеет меньший объем, нежели слагаемые объемы. Берешь литр воды и литр спирта — получаешь вовсе не два литра раствора. Минимизировать потери можно при сорока процентах спиртовых объемных долей, уффф, как же это все сложно. Недолюбливаю химию именно за ее нарочитую нелинейность.

Редкий русский не соединял спирта с водой. Первый случай наблюдения за волшебной реакцией часто незабываем. Я вот запомнила навсегда, может быть, благодаря харизматичности ведущего. Это был суровый юноша, бессменный староста потока. Он учился старше курса на два, отличался строгостью нравов и любовью к дамской домашней обуви – предпочитал сабо с блестящими каблуками, из-за чего получил прозвище Серебряное копытце.

Серебряное копытце был очень серьезен. Он накрыл дряхлый письменный стол в комнате общежития свежим кухонным полотенцем. Отбросил длинноватые волосы со лба. Установил в четкой последовательности две бутылки спирта Ройяль, алюминиевый электрочайник образца 82-го года выпуска, трехлитровую банку, недавно содержавшую огурцы, а теперь отлично вычищенную.

Огурцы прилагались. Они ожидали своего часа на подоконнике.

— Начинаем, — отрывисто сказал Серебряное копытце, — один литр воды и восемьсот пятьдесят граммов спирта… Это классические пропорции… Не надо думать, что мы получим один литр восемьсот пятьдесят миллилитров водки… Получим меньше… Согласно закону сохранения энергии…

Его слушали завороженно. Серебряное копытце опустошил в трехлитровую банку алюминиевый чайник. Грязно-белый перекрученный провод с разболтанной вилкой на конце описывал небольшие круги. Девочки сдержанно вздыхали. Мальчики уважительно молчали.

— К сожалению, отсутствие оборудования не позволит произвести реальных замеров плотности раствора… Требуемая – ноль целых девятьсот пятьдесят три тысячных… граммов на сантиметр кубический… Даже скорость истечения струи спирта влияет на свойства гидрата…

После артистически точного приливания полутора бутылок спирта он ловко выдернул из-за спины толстый учебник «Теория механизмов и машин» под редакцией Леонова и плотно закрыл банку. Сверху положил руки. Сначала левую, потом правую.

— Ждем, — проговорил в сильном возбуждении, — семь с половиной минут ждем, ребята!

В его голосе звенели интонации борцов за мир, в частности Нельсона Манделы, нобелевского лауреата и президента ЮАР. Лицо было светло.

— Почему именно семь с половиной минут? — осмелился спросить кто-то из взволнованной публики.

— Точно не знаю, — нехотя ответил Серебряное копытце, — но уверен — не помешает.

Потянулся за блюдцем с огурцами. Взял один. С аппетитом съел.

Теперь можно о Мертвых поэтах. Случайно я оказалась свидетелем их первого собрания. В конце прошлого года в Самаре открылся тандем «Гончаров» – магазин и кафе. В магазине продаются авторские работы самарских художников, в кафе – самарские художники и примкнувшие к ним культурно отдыхают. Например, присутствуют на собрании Общества мертвых поэтов.

Первым собрался самый главный поэт и организатор. Его звали Frederic Sefrie, и он не выглядел мертвым, но — предельно готичным. Потом собрались другие поэты и девушки, мертвые поэтессы. Красивые, выделялась брюнетка с хаотично заплетенными косами и в черном носке на правой ноге. На левой носка не было. Она читала Лермонтова, и читала очень хорошо, даже встала под конец, умеренно жестикулируя. Остальные поэты читали хуже, на мой любительский взгляд. Немного хуже. После чтения произведений классиков перешли к собственному творчеству. Было немного неловко и хотелось, чтобы действо скорее закончилось, люди расслабились, отдохнули, выпили местных напитков. В португальском языке есть слово, обозначающее это чувство – острое переживание за человека, испытывающего смущение.

Но мне вот тут подсказывают очевидцы, что мертвые поэты вовсе не испытывали смущения. Очевидцы подсказывают, что поэты были счастливы возможности пообщаться с духовно близкими людьми и излучали восторг. Примечательно, что излучение восторга прошло мимо меня. Наверное, в это время я вцепилась в отколовшегося от коалиции поэта и задавала ему вопросы. Я обрадовалась возможности сделать интервью. Поэт отвечал кратко, расходовал слова скупо, из знаков препинания явно уважал точку.

Я: Наталья. Такой-то журналист. Представьтесь, пожалуйста.

Поэт (уклончиво): Не люблю я всего этого. Пустое это дело. Представляться. Неизвестно. К чему приведет.

Я: Ну, хорошо. Скажите, пожалуйста, пару слов о вашем обществе.

Поэт (уклончиво): О чем?

Я: Общество мертвых поэтов, собрание которого идет сейчас. Вы участвуете.

Поэт: Участвую. Хотя не уверен. Сойдусь ли с людьми. Не всегда схожусь. Есть веские причины. Для обратного. Причины.

Я (глуповато): Причины?

Поэт (гневно): Графоманов ненавижу, Даша!

Я: Наталья. Понятно.

Поэт: Вряд ли.

Я (глуповато): Простите?

Поэт (гневно): Что вам понятно?

Я: Наталья. Ваше мнение, что среди городских поэтов присутствуют и графоманы.

Поэт (гневно): Среди поэтов! Среди поэтов! Да кто тут поэт?!

Саркастический смех. Это поэт засмеялся. Потом он сказал трагически: «Эх, Даша, Даша», прошел вперед, направо и слился с коалицией. Через небольшой промежуток читал личные стихи, чуть подвывая на концах строк. А я (Даша?) подошла к огромному старинному зеркалу и стала корчить отвратительные рожи. Не знаю, зачем. Мимо ходили милые ребята, хозяева кафе, разносили поэтам местных напитков, на которые те все же отважились. Хозяева кафе говорили меж собой, что по-любому лучше сочинять стихи, чем выпивать без всякого повода. Мне тоже разнесли пива в керамической монументальной кружке, и я его, не отходя от зеркала, задумчиво выпила.

Пришла в голову несложная мысль о неслучайности измерения потребления алкоголя — в литрах на душу населения.

Представилась эта душа населения, такая бедная, со всех сторон непонятая, синяки под глазами и высокие скулы. Обиженная. Потемки. Нараспашку. Томящаяся и звенящая копейками на новой луне. Сочиняющая стихи. Растворяющая спирт в воде. Ненавидящая графоманов. Немедленно закончить с причастиями. Русская душа, про нее много есть в мировой литературе.

26 thoughts on “Русская душа, мертвые поэты”

  1. Феерично, смешно и грустно. И больно. И чуть не плакать хочется, за всех за нас обидно. Благодарность редакции!

    Ответить
  2. А типа автор — поэт мирового уровня, чтобы судить? Пусть вынесет на суд общественности свои произведения сначала. Не нравится эта ирония относительно земляков, они молодцы, таланты!

    Ответить
    • Автор,выносит на суд общественности свои произведения,уже несколько лет,вообще-то… И эти произведения,любимы и популярны. 

      Ответить
  3. Авторша, завидуешь талантливым людям, так делай это молча! Надо получить образование, прежде чем судить о поэзии! Обзывать людей графоманами! Мне жалко тебя!

    Ответить
    • Гы)))))"талантливым людям"))). А мне жалко вас. Что не знаете талантливых людей и смеете так гнусно разговаривать. 

      Ответить
      • Ну, друзья мои, что за тон! Надо знакомиться ближе, разговаривать, узнавать друг друга. Я вот ни минуты не думал, что журналистка Апрелева завидует нам, она выглядела очень довольной.

        Ответить
    • Вообще-то тему графоманов поднял один из участников собрания — поэт! вы вообще умеете отличать прямую речь от косвенной? и авторскую от речи персонажей?

      Ответить
  4. ох уж мне эти томящиеся, никем не понятые души. творческие. и безысходность. и невозможность.
    солидарна с хозяевами кафе, тоже всегда что-то такое подозревала :)

    Ответить
  5. Поэтическая тусовка прошла очень хорошо, все получили удовольствие от общения, насладились творчеством друг друга, это было настоящее единство творческих и свободных людей, ирония журналистки неуместная. Скорее, это полная творческая беспомощность. И уязвленное женское достоинство.

    Ответить
    • «..уязвленное женское достоинство»,несомненно.
      Она знаете,как уязвилась..Оскорбилась буквально..
      Как это так?! Мандельштамы и Пастернаки,практически собрались в кафешке.
      Миллионные тиражи,почёт,слава,известность..Издательства рвут на части…
      Конечно уязвлена,знаете,как обидно)))).
      Ой,чот так ржу))).Феерические дебилы,прости Господи…

      Ответить
      • И вот это ещё!
        Самое главное! «…насладились творчеством друг друга»,блиииииииииин)))
        *пацталом*.

        Ответить
    • слились в экстазе :) а вы допускаете, что восприятие одного и того же события изнутри и снаружи может быть различным? про творческую беспомощность грешно говорить — у «журналистки» недавно вышла четвёртая книга в весьма уважаемом издательстве АСТ, вы хотя бы узнали что-нибудь о ней, прежде, чем выносить такие безапелляционные приговоры. И чем, простите, вы могли уязвить её женское достоинство?

      Ответить
  6. Ахахаха)))Как точно подмечено,как иронично описано это сборище,»непонятых талантов»))).
    Я счастлива,что не услышала и не услышу,эти «стихи»..
    Бедный автор,столько дребедени выслушать.

    Ответить
  7. Никто не виноват, что уровень развития автора остановился на «Уронили Мишку на пол»

    Ответить
    • ахахахаха)))такой,непонятый «пиплом» и гениальный,ПОЭТ….и недоразвитый автор, ехидничает ещё…..
      Блин,как жалко и нервно, эта ваша фраза,прозвучала((
      Слушайте,как страшно в Самаре.Там оазис прямо-таки, злых и неудачливых «псевдопоэтов».

      Ответить
  8. А я помню эту Наталью, рваные джинсы и босая голова. Уязвлен, конечно, подобной трактовкой происходящего, но ее зарисовку нельзя назвать неудачной. Думаю, надо познакомиться поближе.

    Ответить
    • вот слова действительно умного и талантливого человека (только бездари и графоманы лишены самоиронии и агрессивны к любому мнению в свой адрес, кроме восторженного) — познакомьтесь, не пожалеете :)

      Ответить
  9. Всегда и всем цитирую слова (точнее — одно слово) Козьмы Пруткова: «Бди!» А сам профуфукал наличие журналиста на собрании. И отомкнувшего от собрания поэта… Да к тому же оказался готом.

    Ответить
  10. Дорогая, помни, из всех искусств для нас важнейшим является кино. У тебя остались самарские музыканты и режиссеры. Как выяснилось, художниками и поэтами славится самарская земля.

    Ответить
  11. Наташа, экую бурю чувств вызвала твоя (кстати, вполне доброжелательная, хоть и не восторженная) статья!
    Все дело, конечно, в больном самолюбии творческой натуры. Даже если натура еще ничего стоящего не породила, она бьется в корчах, если ее не искупали в овациях…

    Ответить

Leave a Comment

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.