ESTHETIC EDUCATION

Новые формы образование – реальность; Август-Вильгельм Шеер, основатель Института информационных систем (IWi), говорил о том, что система образования – это поле, где нас ждут революционные потрясения. Уже сейчас на территории РФ начали появляться образовательные учреждения, не похожие ни на одно из существовавших до этого, где практически не читаются лекции, где скучающих студентов не пичкают готовыми зарядами сведений от людей, говорящих одно и то же год за годом. В таких институтах обучение происходит в маленьких группах по 10–15 человек при тесном взаимодействии учителя и ученика, конечно всегда обучаемый может воспользоваться помощью репетитора. И тот и другой работают на равных. Московский институт медиа, дизайна и архитектуры «Стрелка» предоставляет студентам бесплатное постдипломное образование. Иногородние студенты получают стипендию в районе 20 000 рублей и живут не в привычных общежитиях, а в приличных квартирах, расположенных в центре Москвы, которые снимают специально для них. По словам инициатора проекта «Стрелка» Ильи Осколкова-Ценципера, в стране, которая устроена так неравномерно, важно, чтобы человек из Омска смог получить то же образование, что и его сверстник с Рублевки; поэтому первое время образование в «Стрелке» будет бесплатным. После первого семестра обучения студенты, преподаватели и руководители проектов «Стрелки» ездили в Гонконг, где с фотоаппаратами в руках, следуя подсказкам мобильных гидов и сервисов, под руководством местных художников и дизайнеров учились исследовать незнакомые городские пространства.

Об учебе в новом институте медиа, дизайна и архитектуры «Новой в Поволжье» поведала Анастасия Альбокринова, самарская художница, которая окончила первый семестр обучения в «Стрелке».

Институт Стрелка/Дмитрий Воинов

Институт медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка» — это образовательный проект, предлагающий постдипломную программу обучения и исследований по направлениям, особенно актуальным для современной России. «Стрелка» находится в центре Москвы и собирает в своих стенах архитекторов, дизайнеров и специалистов по медиа, давая им возможность творчески проявить себя в различных междисциплинарных проектах. Ежегодно молодые специалисты выбирают для изучения и исследования несколько наиболее важных для России тем — от сохранения городской среды и миграции населения до энергетики будущего и виртуального пространства. В конце полугодового исследовательского цикла Институт совместно с различными печатными изданиями, телеканалами, сетевыми ресурсами, операторами мобильной связи и рекламными агентствами распространяет информацию о результатах исследовательской работы студентов и преподавателей.

Предлагая студентам бесплатные программы обучения, Институт «Стрелка» действует как некоммерческое образовательное учреждение, не зависящее от давления государства и требований рынка, и стремится создать благоприятные условия для творческих поисков и экспериментов, новую площадку для решения российских проблем внутри России и с привлечением международного опыта.

Почему я решила поступить в институт «Стрелка»? Две причины. Во-первых, когда я окончила наш строительный институт, для меня стало очевидным то, что я нигде не смогу работать. То, чем я хотела бы заниматься, в нашем городе невозможно в принципе. Я могла бы пойти в рекламное бюро и делать отвратительные плакаты, за которые бы платили 600 рублей, или могла бы пойти работать дизайнером интерьеров, что ещё более тошнотворно. Это первая причина. Вторая причина – это то, что я всегда себя чувствую «недообразованной». Я поняла это, когда написала диплом магистра за 2 месяца. Меня удивляет, когда преподаватели института говорят о том, что через 2 месяца необходимо сдать диплом магистра, о котором ты слышишь в первый раз. Этот злополучный диплом я написала, на защите комиссия из Москвы его приняла, и мою работу оценили на «отлично». Мне кажется, это абсурд.

То, что «Стрелка» — негосударственная организация и не выдаёт дипломов государственного образца, немного необычно, но имена преподавателей и амбиции организаторов окупают все волнения. Даже если у меня не будет диплома, но в моем портфолио будет написано, что я училась у Рема Колхаса, то этого будет вполне достаточно. Для того чтобы поступить, нужно было сделать 3 вещи: прислать портфолио с 5-ю лучшими работами, результаты экзамена по английскому языку, мотивационное письмо. Письмо я писала, когда мы отдыхали на Украине. Я сделала около 5 вариантов, каждый раз отчаянно пытаясь себя похвалить. Так получилось, что я прошла, и меня пригласили в Москву на собеседование, но я человек небогатый и не поехала. Собеседование я проходила по скайпу. Меня зачислили, потому что подумали, что я очень открытая и жизнерадостная. Когда меня спросили, хочу ли я быть местным Маратом Гельманом и смогу ли я покорить самарскую художественную сцену, то я ответила на оба вопроса положительно.

Первый семестр был для меня своего рода шоковой терапией. На первой же неделе мы встретили Рема Колхаса с его свитой. Далеко не все были готовы к встрече с профессионалом такой величины. Первые 2 месяца мы были погружены в работу и анализировали 5 тематических полей: сохранение (сохранение архитектурного наследия); энергия (энергия рассматривается как объект моделирования, а Россия — как площадка для применения инновационных подходов); общественное пространство (эта тема призывает к переоценке открытых пространств российских городов и к участию профессиональных архитекторов в формировании виртуальных пространств, создаваемых новыми медиа); проектирование (в рамках этой темы предлагается критически рассмотреть современное состояние дизайна); истончение (эта тема задает отчетливо российскую перспективу обсуждению глобальных демографических проблем). Каждую неделю к нам приезжали преподаватели по каждой теме. Рем Колхас применил метод мозгового штурма и соединил в своем подходе все современные формы обучения — от собственных лекций и посещений разрушающихся шедевров советского авангарда до круглых столов с главными проектировщиками Москвы. В конце первого месяца мы сделали презентации, отражающие наше отношение к заданным темам, что в дальнейшем могло бы перерасти в темы для исследования.

Первый семестр продлился 2 месяца, второй семестр длится 6. Всего в «Стрелке» учатся год. Первый семестр рассчитан на погружение в тему. На протяжении второго семестра мы, уже выбрав тему, разделившись на группы по 7 человек, занимаемся исследованием. Это уже чисто самостоятельная работа. У каждой темы есть сложная концепция, которую мы разработали вместе с преподавателями.

В «Стрелке» главное – инициатива студента. Если ты ничего не делаешь, то мгновенно покрываешься плесенью.

Перед Новым годом я выбрала тему под названием «проектирование», ее ведущие преподаватели: Стефано Боэри и Франческо Инсульза из Милана, Фаршид Мусави из Лондона. Фаршид – архитектор иранского происхождения, женщина потрясающей энергетики. Стефано и Франческо – архитектурные журналисты, которые создают культурные проекты в области соединения общественных проблем и проблем архитектуры города. Стефано почти стал мэром Милана, но из-за его диссидентства ему не дали управлять городом. Мы вместе с этими тремя людьми создали некое подобие программы, под названием «Постсоветские трансформации в Москве». Итак, суть этой программы — мы смотрим на Москву и говорим о том, что за эти 20 лет в городе все очень сильно изменилось. Неважно что это — политические или социальные изменения; в любом случае, все это наложило значительный отпечаток на архитектуру. Допустим, мы зафиксировали процесс образования семиэтажных трущоб на окраине Москвы. Анализируя, мы делаем вывод, что подобные процессы происходят не только на северо-западе Москвы, но и на юго-востоке. Прослеживая принцип одной трансформации, мы можем составить некую схему. Мы выбрали около 20 объектов по всей Москве и занимаемся анализом причин и факторов, влияющих на характер подобных изменений.

У каждой группы и у каждого преподавателя свой метод работы. Форму отчетности по окончании института (так называемый «диплом» в любом другом институте) мы выбираем сами. Наш финальный проект будет называться «Эклектический атлас Москвы». Это будет отдаленно напоминать атлас по форме, но с очень четкой мыслительной структурой. Изучив исследования в области городского пространства Токио, городов Китая, Нью-Йорка; мы ищем наиболее подходящие для нас стратегии. В финальном итоге я надеюсь, что у нас получится интересная книга с не менее интересными статьями. В каждом абзаце мы постараемся рассказать драматическую историю о том или ином явлении. Когда ты видишь, как много вокруг каких-то несуразностей, то становится не по себе. К примеру, когда ты видишь, как кто-то из желания отмыть деньги делает все вокруг уродливым, или как кто-то, исходя из желания чувствовать себя комфортно, обносит все забором. От простых человеческих прихотей появляются просто невероятные конфигурации города. Мы попробуем все это проанализировать и раскрыть в своей работе.

Образование, которое дает «Стрелка», полностью бесплатное. Нам снимают квартиру в центре Москвы. Сейчас процент «немосквичей» в Стрелке составляет где-то 25%. Откуда же у «Стрелки» деньги, если образование бесплатное, сразу же встает вопрос. На этот вопрос есть ответ. Среди прочих попечителей «Стрелкой» также занимается Александр Мамут – очень крупный московский бизнесмену, который сильно заинтересован в реализации культурных проектов. Ему как бизнесмена выгодно быть инвестором такого института для поддержания статуса. В последнем выпуске журнала «Артхроника» он попал в топ 50 самых влиятельных людей в области искусства. Плюс определенные деньги институту приносит бар «Стрелка» с его «невысокими» ценами.

Чем ещё отличается «Стрелка» от всех других институтов и прочих образовательных структур? Допустим, СГАСУ или МАРХИ (Московский архитектурный институт) дают образование, базирующееся на практике. «Стрелка» же дает больше теории. И еще один важнейший момент. Для того чтобы учиться в «Стрелке», ты вынужден интересоваться всем. Я приехала в Москву как дизайнер и организатор пары культурных событий, то есть человек, слабо разбирающийся в дизайне и искусстве. Теперь же мне приходится вникать в социальные проблемы, интересоваться политикой и знать, откуда и куда идут денежные потоки.

Огромным сюрпризом для меня была наша поездка в Гонконг. Мы встречались с местными дизайнерами, Азия очень продвинута в технологиях. Но что сильно меня порадовало, так это то, что в Гонконге очень плохо развито современное искусство. Так же как в Самаре, а может быть, даже хуже. Ты ходишь по галереям, которых в Гонконге очень немного, и там ты видишь классическую живопись и даже немножко импрессионизма. А в самом центре города бывшую тюрьму отдали под культурный проект. В каждой камере художники делали инсталляции, в тюремном дворе построили сцену, где проходили лекции и концерты.

В коридорах дизайнеры продавали свои вещи. Я там погуляла и поняла, что все очень плохо и везде пахнет сыростью. Меня на самом деле всё это очень порадовало, потому что мне захотелось остаться в Гонконге надолго и начать там культурную экспансию. Возможно, это моя будущая сфера деятельности. В этой тюрьме у нас проходил один из воркшопов, преподаватели завязывали нам глаза, и мы ощупывали помещение, пытаясь проанализировать окружающее нас пространство, подключая все органы восприятия, кроме зрения. Потом мы писали небольшое эссе, делали фотосессии. Второй воркшоп тоже очень порадовал. В Гонконге мы познакомились с креативным директором компании, которая занимается разработкой приложений для айфона. Он нам дал задание сделать специальное приложение для Гонконга, которое поможет освоить город. Мы разбились на группы по 3 человека, быстро перемещались по городу и придумывали, что может заинтересовать туриста.

ПОПЕЧИТЕЛЬСКИЙ СОВЕТ

Сергей Адоньев

Родился в 1961 году во Львове. Окончил Ленинградский политехнический институт. В 1994 году вместе с Владимиром Кехманом основал в Санкт-Петербурге компанию JFC. Директор управляющей компании Sadko Management Partners. Инициатор проекта Yota.

Дмитрий Ликин

Родился в 1966 году в Жуковском. Учился в МАРХИ. Работал арт-директором в журналах «Империал», «ПТЮЧ» и Harper’s Bazaar. С 1999 года — главный художник Первого канала. Совладелец архитектурного бюро Wowhaus.

Александр Мамут

Родился в 1960 году в Москве. Окончил юридический факультет МГУ. Совладелец компаний «Полиметалл», «Евросеть», SPAR, MLP, ИПК «Парето-Принт», издательской группы «Азбука-Аттикус», SUP (Livejournal.com, Gazeta.ru, Чемпионат.ру).

Илья Осколков-Ценципер

Родился в 1967 году в Москве. Учился на продюсерском факультете ГИТИСа (РАТИ) и на факультете культурной политики Бургундского университета. В 1999 году основал ИД «Афиша», где работал главным редактором, а с 2007 по 2009 год — генеральным директором. Создал журналы «Афиша», «Афиша-Мир», «Афиша-Еда», «Большой город», путеводители «Афиши», сайт Afisha.ru, фестиваль «Пикник Афиши».

Олег Шапиро

Родился в 1962 году в Куйбышеве. Учился в Куйбышевском инженерно-строительном институте, закончил аспирантуру и защитил кандидатскую диссертацию в МАРХИ. С 1988 по 1993 год работал главным архитектором проекта Архитектурной мастерской №7, а потом руководителем Архитектурной мастерской №4 — первого творческого объединения СА СССР. Соучредитель и главный архитектор компании «Проект 3». Совладелец и главный архитектор бюро Wowhaus.

Институт Стрелка/Сергей Леонтьев

3 thoughts on “ESTHETIC EDUCATION”

  1. Настя большой молодец ;)
    даешь XI комнат в гонконге и своего мамута в самару )

    Ответить
    • Теперь еще на креативные индустрии в МВШСЭН, или к Зеленцовой и Флемингу на летние школы и будешь супер-специалистом.

      Ответить
      • спасибо! о предложенных вариантах подумаю…хотя на осенние семестры уже не успела…

        Ответить

Leave a Comment

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.