Чьи дома стоят на могилах:


история дореволюционных кладбищ города

Мир живых неумолимо стирает мир мёртвых. Большинство кладбищ исчезают с карт городов, уступая место пространству для жизни новых людей. Агентство недвижимости предложит вам жилье в любом районе, а что вы знаете об истории именного этого места? Об этом не хочется думать, но придёт время, и существующие ныне самарские кладбища тоже если не исчезнут совсем, то существенно видоизменятся. Стоит посмотреть на печальную историю самарских некрополей, появившихся до революции, от которых практически ничего не осталось. Возможно, уроки истории помогут избежать вандализма по отношению к праху наших предков.

В 2006 году автор этих строк поучаствовал в археологических раскопках одного из самых «элитных» кладбищ дореволюционной Самары — некрополя Иверского монастыря. И то, что было увидено там во время работ, никак не назовёшь приятным…

Во многих российских городах старые кладбища продолжают существовать. Московские Новодевичье и Ваганьковское кладбища, питерские Волковское и Никольское, казанское Арское являются неотъемлемой частью городского пространства. Во многом благодаря тому, что на них похоронена культурная, научная, военная и политическая элита России. Могилы же самарской дореволюционной элиты и новых героев первого постреволюционного десятилетия были стёрты с лица земли в 1920-1930-х годах.

Навсегда исчезли надгробия матерей Алексея Николаевича Толстого (Александры Леонтьевны) и Фёдора Ивановича Шаляпина (Евдокии Михайловны) на Всесвятском кладбище, находившемся в районе железнодорожного вокзала. На этом кладбище не пожалели даже могилу красного командира Николая Щорса, прах которого уже потом пришлось разыскивать и переносить на другое кладбище. Что уж говорить о могилах хозяина легендарного «дома со слонами», мецената и краеведа Константина Павловича Головкина и известного историка академика Сергея Фёдоровича Платонова?.. Не менее именитые самарские жители были похоронены и на двух других исчезнувших главных самарских кладбищах XIX века — Иверском (на территории женского монастыря) и Покровском (на территории стадиона «Динамо» и в прилегающих районах). Зачастую в досужих разговорах в реале и в Интернете принято рассуждать о том, что наш город стоит на костях. С одной стороны, это верно. Но с другой, исчезнувшие в XX веке кладбища достаточно легко локализовать. Чтобы понять, что конкретно находится на их территории сейчас.

Самым крупным самарским кладбищем рубежа веков было Всесвятское. У него же, пожалуй, самая печальная судьба.

Появившееся в 1860-х годах кладбище было разорено в 1930-е годы. Для того чтобы стереть некрополь с лица города, понадобился лишь один указ Горсовета 1930 года. Указ «О реализации памятников, крестов, решеток и надгробных ценностей и знаков в пределах городской черты» развязал руки мародёрам. И через десять лет о существовании кладбища уже практически ничего не напоминало. Уцелели только удалённые уголки этого огромного некрополя — нынешние Татарское и Еврейское кладбища. На Всесвятском кладбище покоились представители самых разных народов и вероисповеданий.

Принято считать, что кладбище находилось на нынешней территории парка Щорса. Но это верно лишь отчасти. На портале geosamara.ru размещена карта 1887 года, составленная инженером Зиминым, которую можно совместить с современными картами города. На ней видно, что большая православная часть Всесвятского кладбища начала расти с изгиба улицы Красноармейской. Сейчас здесь располагается завод «Волгокабель» и прилегающие жилые массивы. Уже позже кладбище стало расширятся в разные стороны. В связи с этим нужно обратить внимание на стройку нового 22-этажного здания на углу улиц Урицкого и Мечникова, известного как «Самара-сити». Насколько нам известно, археологических наблюдений за стройками здесь не проводилось.

Другим заброшенным некрополям -Покровскому и Иверскому — повезло больше. Хотя бы частично они были обследованы археологами, а обнаруженные останки погребённых — перезахоронены. Кстати, надо заметить, что старые самарские кладбища начали разрушать не при советской власти. Например, на месте Покровского кладбища ещё до революции в 1910-х годах был разбит сад. Впрочем, сад место куда более спокойное, нежели выстроенный позже здесь же стадион «Динамо».

Печальная участь постигла и Иверское кладбище. В 1920-х на его части на Волжском проспекте были построены хорошо известные деревянные бараки Рабочего посёлка. Склепы кладбища приспосабливались под хозяйственные нужды. Например, в опустошённых могилах устраивались погреба. А один из склепов был переоборудован под выгребную яму туалета, которым десятилетия пользовались жители Рабочего посёлка.

Во время работ по реконструкции монастыря в 2006 году строительная техника наткнулась на склепы с захороненными жителями дореволюционной Самары. С 2006 по 2008 год самарским археологам удалось раскопать останки 260 погребённых. Работы велись в экстремальных условиях. За прошедший с момента погребения век у многих захороненных в некрополе даже не разложились волосы и детали одежды. А над раскопом зачастую стоял трупный запах. Тем не менее, работы всё же были завершены. И летом 2009 года все останки были перезахоронены компактно во вновь построенном общем склепе. Историю с кладбищем Иверского монастыря можно считать редким примером достойного завершения существования кладбища. К сожалению, такой финал — редкость.

Описанные в статье 3 кладбища — далеко не единственные дореволюционные некрополи Самары и окрестностей, находящиеся на территории нашего города. Информация о точном расположении первых самарских кладбищ XVI-XVIII веков до сих пор доподлинно неизвестна. Тем не менее, ясно, что находились они в районе Хлебной площади на окраинах территории города того времени. Многие некрополи, существовавшие в XIX веке под Самарой, местоположение которых можно увидеть на старых картах, теперь находятся в городской черте. Например, это кладбище мужского монастыря, располагавшееся между улицами Осипенко и Челюскинцев, или кладбище Томашева Колка у современной улицы Нагорной.

В прошлом номере мы писали, что ныне существующие самарские кладбища переполнены. И, как это ни печально, рано или поздно и они уйдут в небытие. Остаётся надеяться, что произойдёт это достойно, а не так, как это уже случалось в Самаре в 1930-х годах. Возможно, осознание этого факта может повлиять на умы застройщиков территорий, на которых располагались старые самарские кладбища. Ведь на них были погребены такие же самарцы, как и мы. А в районе Хлебной площади, судя по всему, нас ждёт огромная стройка.

7 thoughts on “Чьи дома стоят на могилах:”

  1. Интересно,такой печальный опыт только в Самарской губернии или в остальных городах миллионниках тоже?

    Ответить
    • Везде. Просто в некоторых городах несколько кладбищ всё же оставили (имею в виду не Москву и Питер). Это, кстати, не только российская практика. 

      Ответить
  2. в данный момент завода волга кабель уже нет. а на его месте началась очередная масштаба стройка. я был там недавно по работе и видел, что рабочие буквально ходят по костям!!! а также видел черепа и прочие останки людей… вид печальный. всем безразлично!!!

    Ответить
    • Сейчас на месте стройки ведут раскопки археологи,а потом будут пере захоронения.Поэтому еще не все потеряно в самаре.

      Ответить
  3. Бросьте, какие перезахоронения! На загибе улицы Красноармейской была Стела во имя Красноармейцев! В этой  стране не уважается НИЧЕГО! Сейчас на месте кладбища потрудятся черножопые, и ничего вы больше не узнаете!!! На месте слива свинца ( третий цех завода кабельного) возведут очередной Мегажор, ориентировочно, АШАН, который будет "впитывать" в себя все отходы производства за последние 45-50 лет! Да кому это нужно?! Всем наср…ь! Работайте и кушайте, Односельчане!

    Ответить

Leave a Comment

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.