Звезды между небом и землей

13 апреля в галерее «Виктория» открылась фотографическая выставка «Звезды между небом и землей».

«Экспозицию составляют эксклюзивные фотографии из коллекции авиакомпании Air France. Серия «Звезды между небом и землей» — это яркие портреты кино-звезд, политиков, писателей и других известных персон, на фоне салонов французской авиакомпании. Вы увидите таких знаменитостей, как Ф.Саган, Б.Бардо, Э.Пиаф, М.Дитрих, А.Хичкок, Ж.Кокто, Ч.Чаплин, О.Хепберн, В.Терешкова, Г.Уланова, Н.Хрущев и многих других. Фотосерия «Мимолетные взгляды» расскажет о первых годах гражданской авиации» — вот что говорится о в пресс-релизе. Выставку возит собственно авиакомпания Air France, на пресс-конференции присутствовал Эрик Шатард, генеральный директор представительства авиакомпании Air France в России и странах СНГ, это бравый мужчина в хорошем костюме. В своей вступительной речи он сказал, что никаких коммерческих целей выставка не преследует, и всех заботит лишь культурная ее составляющая.

Тут я немного загрустила. Наверное, оттого, что большую часть трудовой жизни провела в рекламном, простите мне это слово, бизнесе. И если на каждом портрете присутствует борт авиалайнера с логотипом Air France, трудно поверить в самые просветленные речи об исключительно и только культурном компоненте.

Но потом я простила, очень быстро простила генеральному директору его лукавство, потому что фотографии прекрасны. Франция пятидесятых, стюардессы в строгих костюмах, волосы умеренно взбиты, красиво уложены волнами под форменными шапочками, светлые чулки, туфли на каблуке.

Респектабельные пассажирки, светлые пальто с множеством пуговиц, платки «эрме» на красивых головах, предупредительные стюарды – в какой-то момент «бабочка» на их элегантных шеях меняются на обычные галстуки.

Первая во Франции женщина-пилот — Жаклин Ориоль, на выставке присутствует ее внучка — Рашель Ориоль, высокая брюнетка с тонким лицом. Рассказывает о своей знаменитой бабушке, даже и по-русски. Рашель Ориоль училась в театральном училище Москвы когда-то, сейчас играет в театре, вот недавно принимала участие в спектакле «Звезда и крокодил».

Это кукольный спектакль для детей, поясняет Натали Конио Товен, директор «Альянс Франсез», и мы сейчас рассматриваем возможность привезти его в Самару.

Звезду с крокодилом – в Самару, а фотографическая выставка поедет кататься по России, полтора года и восемнадцать городов, невиданный размах.

Все это говорится на пресс-конференции, переводчица, мило беременная и вся в черном (по-французски), переводит туда-обратно, Ольга Штанева, координатор региональных проектов «Французского института в России», говорит, разумеется, по-русски.

Рассказывает, что отнюдь не в каждом из восемнадцати выбранных городов соберется такой нарядный французский кворум из генерального директора авиакомпании Air France в России и внучки первой женщины-пилота.

Самара ведь космическая столица, что-то такое говорит координатор региональных проектов, и совсем недавно славно отметила пятидесятилетний юбилей знаменитого полета Гагарина.

Ну вот, на этой высокой ноте пресс-конференция заканчивается и журналисты ходят по полупустому (официальное открытие еще через час) залу, и выражения лиц у них одинаковые.

Потому что на фотографиях — пятидесятые годы, и еще тридцать лет в Советском Союзе смешной будет казаться фраза Жванецкого «мне в Париж, по делу, срочно».

«В 1955 г. авиакомпания Air France начинает сотрудничать с фотохудожниками, чтобы запечатлеть знаменитостей, артистов, деятелей науки, искусства и политики, которые пользуются аэропортом Орли. В течение десяти лет в этом качестве выступает Ролан Бриен (Roland Briens), который начинал свою карьеру помощником знаменитого Сэма Левина (Sam Levin), а теперь встречает звезд у трапа самолета со своим «Роллефлексом» c двойной вспышкой. Кадры, предоставленные отделом исторического и культурного наследия авиакомпании Air France, воссоздают дух и атмосферу перелетов того времени ».

И эти стюардессы выглядят такими беззаботными, а у аэрофлотовских бортпроводниц еще тридцать лет не будет такой симпатичной униформы. Да что тридцать, все сорок, я-то знаю, я-то служила бортпроводницей в начале девяностых, двухцветный шарфик ацетатного шелка и синяя юбка искусственной шерсти.

И да, никакая Анук Эме не бывала на борту обслуживаемых нами ту-154, ту-134 и як-40. Даже страшно ее представить в том же як-40, к примеру, когда кабинка туалета не имела дверей (ну вот почему-то не имела, сломали? выкрали?) и забиралась шторкой в цветочек, и Алена Делона, конечно, тоже.

Зато вот как-то везли вахту из Нефтеюганска, а один электросварщик напился пьяным и упал опять же в туалетной кабине, заблокировав дверь своими большими ступнями рабочего человека. При этом две остальные кабинки по разным причинам не функционировали, такое вот сложилась нештатная ситуация на борту, переполненном мужчинами с пивом и водкой — такой был один из замечательных нюансов снабжения вахтовиков, что им откуда-то по бартеру присылали редкое тогда баночное пиво.

Ну что делать, экипаж бортпроводников состоял из трех девушек, безусловно, собравшись вместе, мы смогли бы оттащить электросварщика и разместить в более непопулярном месте, но вскрыть дверь никак не получалось и обратились за помощью к пилотам. Пилоты выслали бортинженера, как специалиста по контингенту, и бортинженер, кряхтя и надсаживаясь, выломал дверь и вынес на себе электросварщика, лицо его было удивительно умиротворенным.

«Вот такая наша российская космонавтика», так и хочется процитировать Пелевина, что я и сделаю напоследок.

Выставка продлится до 30 апреля.

2 thoughts on “Звезды между небом и землей”

  1. Выставка неинтересная, только время зря потеряли, из фотографий понравилась и зслуживает упоминания только Хрущев во время завтрака.

    Ответить

Leave a Comment

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.